Проповедь в пятницу 2-й седмицы Великого поста иеромонаха Гавриила

Март 8th 2012 -

Библия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пророк Давид взывал в молитве к Богу: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Пс.118: 12). Оправданиями в Законе Божием названы заповеди, исполнение которых поставляет человека пред лицом Правды Божией. Другими словами, заповеди – это повеления Творца, это путь, который предложил для человека Бог; а оправдание есть само шествие человека по этому пути. Поэтому, когда мы просим Господа научить нас оправданиям Его, мы просим научить нас жить по заповедям Божиим. Не только в уме их содержать, но и на деле исполнять.

Возводя свой мысленный взор к Триипостасному Божеству, христиане расширили воззвание псалмопевца. Обращаясь к Богу Отцу, мы просим, чтобы  Он научил нашу волю следовать повелениям Творца. Обращаясь к Сыну Божию, мы просим, чтобы Слово Отчее вразумило нас: «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12: 2) – сами-то мы порой подчас не знаем, как нам поступить по воле Божией; вот мы и просим Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он нас надоумил. Обращаясь же ко Святому Духу, мы просим, чтобы Утéшитель Благий просветил нас оправданиями Своими; потому как исполнение заповедей просвещает сердце человека.

Каким же образом оправдания Господни просвещают нашу душу? По учению святых отцов, исполнение заповедей открывает человеку его немощь, то есть научает человека смирению. А Господь свидетельствует нам через апостола Павла, говоря: «Сила бо Моя в немощи совершается» (2Кор.12: 9). Это значит – когда человек смирится: осознает, что он земля и пепел, и ничуть не лучше окружающих его людей – тогда-то к этому нищему духом человеку приходит в сердце благодать, которая укрепляет его волю,  просвещает его ум и веселит его сердце. «Воздаяние, – учит нас святой Исаак Сирин,– бывает не за добродетель и не за подъятый ради нее труд, но за рождающееся, вследствие исполнения заповедей, смирение». И Господь нам говорит: «На кого Я призрю: токмо на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66: 2). В пояснение этих слов, апостол Петр побуждает нас облечься смиренномудрием, «потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр.5: 5).

И вот в этом-то соработничестве благодати Божией и воли человеческой заключается цель нашей христианской жизни. Потому как лишь совместными усилиями можно преодолеть преграду между Богом и человеком. Преграда же эта – грех, препятствующий приблизиться нам к Богу. Разрушить эту «стену» не под силу не только нам, но и всемогущему Богу, если мы сами того не захотим. Так, преподобный Макарий Египетский говорит: «Воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей». В XIX веке святитель Феофан Затворник утверждал, что Святой Дух, действуя в нас, совершает с нами дело нашего спасения, но он также говорил, что «человек совершает дело своего спасения с помощью благодати Божией». Святой Григорий Нисский очень четко выражает эту взаимную связь, превращающую благодать и свободу воли в два полюса одной и той же реальности: «Как благодать Божия, – говорит он, – не может обитать в душах, уклоняющихся от своего спасения, так и человеческая добродетель сама по себе недостаточна, чтобы возвысить до совершенства души, чуждые благодати».

Посему-то, братья и сестры, совершая какое-либо доброе дело, будем помнить, что добрым оно бывает не само по себе, а вследствие нашего произволения. Так мы знаем, что и Каин, и Авель – оба приносили жертву Богу; однако жертву Авеля принял Господь, а жертвоприношение Каина отверг, потому что тот исполнил его лишь формально. Будем же стараться беречь себя от закваски фарисейской – от формального исполнения заповедей Божиих; но делая то или иное доброе дело, «всё будем делать во славу Божию» (1Кор.10: 31). Потому как, по словам батюшки Серафима Саровского: лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мной, расточает» (Мф. 12, 30).

Комментарии закрыты.