Проповедь в понедельник 7-й Седмицы по Пятидесятнице протоиерея Вячеслава Резникова

Июль 15th 2012 -

О суде и неосуждении

(Мф. 13, 54-58)
(1 Кор. 6, 9-5, 11)

Слыша в сегодняшнем чтении слова Апостола о необходимости кого-то судить, мы не можем не вспомнить и слов Самого Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7,1).

Но в другом месте и Господь тоже говорит о суде. Только —

кто судья? — «Слово, которое Я говорил, оно будет судить» (Ин.12,48).

Кто обвинитель? — «Есть на вас обвинитель, Моисей» (Ин. 5, 45).

Иными словами, наш единственный судья — Слово Божие, и единственный обвинитель — тот, кто может с любовью и кротостью это слово произнести.

А цель суда — чтобы согрешающий понял, что пренебрегая заповедью, он отрекается и от Того, Кто ее дал, и от тех, кто ей верен.

И единственное наказание — отлучение от церковного общения. О чем Апостол и пишет: «Я писал вам в послании — не сообщаться… с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником». С такими Апостол повелевает «даже и не есть вместе».

Однако не запрещается общаться «вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями».

«Что мне судить и внешних?» — говорит Апостол. Какими словами обвинять того, кто еще не принял Божьего Слова в закон своей жизни? «Внешних… судит Бог». Судит по законам, которые от нас сокрыты. Ибо кто, кроме Бога, может рассудить, почему еще не прозрел, не уверовал? Кто, кроме Всеведущего Бога, может оценить степень вины и определить, сколько времени отпустить, чтобы успел покаяться, а не набрать новых грехов?

Ну, а если запрещено даже судить тех, кто еще не принял нашего закона, то какое безумие — самим судиться у них?

Между христианами тоже могут быть недоразумения. В Церкви люди разной степени совершенства, и далеко не все уже поняли, что «лучше… оставаться обиженными». Поэтому иногда необходим разумный человек, «который мог бы рассудить между братьями», который судом Слова Божия мог бы помочь виноватому увидеть свою вину и покаяться.

А у Коринфян, наверное, была та же болезнь, за которую и Господь упрекал своих земляков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». А в результате — «брат с братом судится, и притом перед неверными», давая ищущим повода прямой повод злословить Церковь.

Поэтому так и вознегодовал Апостол в своем послании: «как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» Там совсем другие законы и совсем другие цели и суда, и самой жизни.

Так что не будем никого судить. Но будем и сами с благоговением и трепетом ходить пред судом Слова Божия, и другим помогать в этом.

Оставьте комментарий!