Проповедь в понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице священника Константина Костромина

Сентябрь 25th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами слышали в Послании к Галатам речь апостола Павла, который говорит о том, что мы являемся детьми обетования по Исааку? и ругает некоторых, которые приносят галатам рабство. Что же это за свобода и что же это за рабство, о которых говорит апостол Павел?

Все Послание к Галатам посвящено полемике апостола Павла с «некими», которые пришли и прельстили верующих, живущих в Галатии. Он регулярно ругает «неких», которые слишком сильно зависят от закона и которые совратили живущих в Галатии христиан, как говорит апостол Павел, отказаться от просто веры во Христа и заменить ее законом.

Читать по теме: Проповедь в понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

В виду имеется, конечно же, ветхозаветный иудейский закон, а под теми людьми, которые принесли этот закон церкви в Галатии уже после проповеди там апостола Павла, сам апостол подразумевает кого-то, кто был очень близок к тем апостолам, которые остались в Иерусалиме. Он не случайно упоминает здесь апостола Петра и даже упоминает о том, что он спорил и даже ссорился с ним.

Он вспоминает о том, как апостол Петр, так же как и некоторые пришедшие из Иерусалима от апостола Иакова, в присутствии язычников начали внезапно, хотя до этого вели себя нормально, начали проповедовать верность закону. Апостол Павел был с этим принципиально не согласен, хотя и оговорил при этом, что, будучи знакомым со всеми первоверховными апостолами, и с Петром, и с Иоанном, и с Иаковом, он получил от них одобрение на свою проповедь среди язычников.

И самое главное, он получил одобрение на проповедь именно в том виде, в котором он проповедовал. Он рассказал первоверховным апостолам содержание своей проповеди. И вот, христиане в Галатии оказались под угрозой, как считает апостол Павел. Он говорит о том, что некто, кто, вероятно, одобрял его действия раньше, теперь изменил представление о вере у христиан в Галатии, вопреки и наперекор действиям апостола Павла.

Апостол Павел все Послание буквально пытается докричаться до галатов, чтобы они вернулись к вере во Христа, потому что закон не оправдывает их перед Богом, но только вера в Иисуса Христа.

На самом деле та проблема, которая неоднократно заостряется уже более пятисот лет и которая выражается в спорах о том, насколько важен аспект веры в жизни христиан; тот спор, который возник сперва между католиками и протестантами, и сейчас в этот спор включились еще и православные, вопрос о том, только ли верою спасается христианин.

Конечно же, апостол Павел имел в виду отнюдь не просто спасение верой. Он противопоставляет две, в общем-то, кардинально противоположные вещи: иудейский закон и веру во Христа. Он постоянно говорит о том, что ветхозаветный закон был до Христа, что он является лишь «детоводителем», как он говорит. Иначе говоря педагогом детского сада до тех пор, пока люди не получили истинное полное обетование от Христа. А вот получив его и уверовав во Христа, они выходят из того возраста, когда им нужен закон в путеводители. Им не нужна другая опора, кроме веры в Того, Кого послал Бог Отец.

И вот апостол Павел говорит в сегодняшнем отрывке, казалось бы, загадочные слова: «Мы, братия, — дети обетования по Исааку, но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне». Апостол Павел в качестве лишнего аргумента в пользу своих слов о законе и вере привел пример детей Авраама.

Если мы вспомним с вами Ветхий Завет, и именно это апостол делает несколькими стихами выше, он говорит о том, что, помня и имея обетование от Бога, Авраам не сразу положился полностью на него и, действуя по плоти, или можно иначе сказать, действуя по влечению похоти, родил от служанки Агари сына Измаила.

И апостол Павел говорит о том, что рождение сына от Агари и рождение сына от Сары это есть иносказание. Это иносказание имеет в виду два завета. Один сын рождается от рабыни, и он рождается по плоти; и второй сын рождается по духу, и является сыном по обетованию Божию. И Агарь в представлении апостола Павла символизирует именно этот Ветхий Завет, этот Завет, который даровал иудейскому народу Закон. А вот сын по обетованию является Новым Заветом, то есть христианами, людьми, верующими в Иисуса Христа.

И разница здесь соответственная и возникает. Сперва Измаил возвышался как бы над Исааком. Однако потом Господь через Авраама прогнал Агарь и Измаила и приказал им больше не влиять на будущее детей Авраама — теперь в силу вступает его законный сын, тот, который дан по Божественному обетованию.

И здесь апостол Павел обыгрывает еще одну сторону. Он говорит о том, что сын Агари – это сын рабыни, и закон приводит в рабство. А сын по обетованию – свободный, и он приводит к свободе. Поэтому и Новый Завет приводит к свободе: «И мы, братья, — говорит апостол Павел, — дети не рабы, но свободной. И стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Потому что галаты, совращенные какими-то другими учителями, снова стали склоняться к верности в первую очередь закону.

Апостол Павел приводит последний аргумент, который у него остается, что во Христе Иисусе нет, не имеет силы ни обрезание, ни необрезание. В конце концов, это вообще не важно, важно то, что вы будете просто верить во Христа вне зависимости от того, обрезаны вы или не обрезаны. Но, добавляет он сразу, если уж вы обрезываетесь, то исполняйте закон до конца. Если вы исполняете закон до конца, то в таком случае вы сразу же становитесь рабами этого закона.

На самом деле эти слова апостола Павла абсолютно точно соответствуют тому, чему учил Христос. Все помнят слова, которые обычно написаны на иконах Спасителя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Вот это иго, о котором говорит Христос, является законом. Закон, который дарует Синайский завет — это иго тяжелое, неудобное. Тот же закон, который предлагает Христос, он удобен и легок, он подходит всем. И это уже не тот закон, это не ветхий закон, Ветхий Завет, это Новый Завет, свободный.

Дорогие братья и сестры, в этих словах апостола Павла, который повторяет мысль, высказанную Господом Иисусом Христом, заключается очень важная мысль, которая должна определять наше с вами положение в этом мире. Мы с вами, дорогие братья и сестры, среди нас, христиан, не должны опираться исключительно на закон.

Закон, как и для Христа, должен иметь для нас в первую очередь духовно-нравственное значение, но отнюдь не буквальное. И в этом апостол Павел выступает против законников, и в этом урок в первую очередь для нас: мы должны помнить о том, что законничество в его негативном виде, то есть буквальное следование уже устаревшему закону не приводит нас ко Христу или прямо к Богу Отцу.

Теперь, когда мы являемся христианами, для нас определяющей является вера в Иисуса Христа и вера Иисуса Христа, Господа Иисуса Христа, та вера, которой Он учил нас. И в этом очень важное следствие для нас.

Закон является иносказанием, как чуть выше мы только что говорили, сказал апостол Павел. То, что высказано в ветхозаветном законе и читается в Ветхом Завете должно приводить нас к нравственному выводу и подталкивать нас к совершенству и одновременно к свободе, той свободе, залогом которой является Жертва, принесенная Господом Иисусом Христом на кресте за нас, ради нашего получения Царствия Божия. Аминь.

Оставьте комментарий!