Проповедь в четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице. архимандрита Ианнуария Ивлиева

Июнь 29th 2011 -

Проповедь в четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице. архимандрита Ианнуария Ивлиева

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Как это часто бывает, евангельское чтение поражает таким обилием мысли и содержания, что затрудняешься, на чем остановить свое внимание. Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея относится к таковым преизобильным содержанием отрывкам. Господь Иисус Христос говорит утешительные слова своим ученикам, которых вскоре будут ожидать преследования, гонения и оскорбления.

Но, как сказано самим Спасителем в начале Нагорной проповеди: «Блаженни есте, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Меня ради». Правда все равно победит. Истина рано или поздно откроется. Откроются добрые и злые дела и помышления. И те, и другие получат от Судии заслуженное вознаграждение.

Вот и сегодня было сказано: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы и тайного, что не было бы узнано». Эти слова Господа можно понимать в отношении разных предметов и ситуаций. Их можно применять к неизбежности грядущего Судного Дня Господа. Можно применять и в отношении земной жизни Самого Господа и его верных последователей, которые не могут укрыться, как город, стоящий на вершине горы, как свеча на подсвечнике. Можно применить и в отношении жизни каждого человека, встречающегося со светом евангельской истины. Ведь суд и откровение таин не только произойдет при конце века сего, но происходит уже сейчас, в нашей земной жизни, когда судией выступает слово Божие, евангельское слово.

Слово Божие судит, оценивает, определяет нравственное достоинство наших дел и помышлений. И ничто от него не укроется. Оно ставит любого человека перед выбором и решением, бросает человеку нравственный вызов. Приговор слова Божия безошибочен. Оно высвечивает, что хорошо и что плохо – все открыто перед ним.

Грех, как правило, очень боится света. Он прячется в самых темных уголках нашей души, скрываясь не только от постороннего взгляда, но часто даже от взгляда нашей собственной совести. Люди порочные не могут терпеть, чтобы кто-то заглядывал в их душу, да и сами очень не любят этого делать. Душа часто представляет собой темную потайную неприбранную комнату, как какой-то склад, где навален, набросан всякий хлам, где ничего не разберешь. Разумеется, неприятно, когда кто-то заглядывает в это сокровенное местечко.

Удивительно и то, что мы и сами часто не замечаем этого в себе. Потому что наше сознание, и даже то, что мы называем совестью, своею совестью, непросвещенные светом Евангелия, не могут разобраться во всей этой куче, что в ней хорошо, а что плохо.

Поэтому, как ни странно, великое множество людей, которые вот уже две тысячи лет живут якобы христианской жизнью, на самом деле даже понятия не имеют, что такое грех, и где проходит черта, отделяющая христианскую нравственность от языческой.

В самом деле, общественная мораль нашего общества практически ни на сантиметр не поднимается выше морали уголовного кодекса, не имея ни малейшего понятия о евангельских нравственных критериях. Когда люди не совершают преступлений, осуждаемых государственным законодательством, они совершенно искренне считают себя людьми хорошими и вполне заслуживающими самоуважения и уважения общества. И это в стране, которая горделиво называла себя Святой Русью, в народе, который вроде бы впитал в себя уроки тысячелетней истории крещения. Да и не только в нашей стране, таковыми являются люди по всему миру.

В самом деле: «я не совершил никакого преступления, никого не убил, никого не ограбил, ничего, или почти ничего, не украл», чего же еще нужно? И человек абсолютно спокоен, ему кажется, что в неосвещенной кладовке его души, все хорошо и благополучно – ведь в темноте мало, что видно, и грех незаметен, неотличим от праведности. Но достаточно внести в это темное помещение евангельский свет, хотя бы свет Нагорной проповеди, и картина резко изменится. Грязь, копоть, мусор вылезут наружу и вызовут отвращение и раскаяние. И не только это. Произойдет не только раскаяние в совершенных дурных поступках, таковое может произойти и без евангельского просвещения, ибо в той или иной степени совесть действует в каждом человеке. Произойдет переоценка всех ценностей, которая на евангельском языке и на языке богословия называется покаянием.

Многое из того, что раньше казалось нравственно нейтральным или даже порядочным, не тревожа совесть, предстанет совсем в ином свете. И это будет первый шаг по направлению к той святой жизни, к которой и призывает нас Господь Иисус Христос, говоря о том, что эта святая и блаженная жизнь совсем рядом с нами, ибо приблизилось Царствие Божие.

Увы, такая перемена произойдет не со всяким. Найдутся и такие люди, в душах которых болезнь греха произвела столь серьезные повреждения, что они уже не в состоянии будут отличить истину ото лжи, будучи одержимы боговраждебной силой. Бог им судия.

«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы и тайного, что не было бы узнано». Почему же вокруг нас так много людей, которые не обнаруживают в себе этого просвещающего и освящающего действия слова Божия? Да и сами мы далеки от этого просвещения.

От того, что мы, во-первых, слушая, не слышим того, что говорится нам Господом. Во-вторых, даже слыша, не разумеем. В-третьих, даже слыша и разумея, не находим в себе сил к изменению нашей ситуации и бездействуем, устремляясь не вверх, но относимые потоком жизни, вниз по течению.

А ведь достаточно просто не загораживать себя от света, помня о том, что этот свет пришел в мир ради нас и нашего блага; такого блага, с которым не могут сравниться никакие почитаемые нами земные ценности. Ибо свет этот пришел к нам от нашего Отца небесного, для которого жизнь и блаженство каждого из нас дороже многих воробьев, как с неким юмором говорилось в сегодняшнем Евангелии. И жизнь и блаженство каждого из нас, и это тоже евангельские слова, ценнее и дороже всего мира. Аминь.

Комментарии закрыты.