Пріидите, вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вѣчная правда!.. Архіеп. Аверкій Таушевъ

Сентябрь 27th 2011 -

Такими словами Церковь Христова призываетъ всѣ народы земли — все человѣчество — поклониться «благословенному древу» Креста Господня, которымъ всѣ мы искуплены отъ грѣха, проклятія и смерти, тяготѣвшихъ надъ нами со времени грѣхопаденія нашихъ прародителей.

Въ честь величайшей для насъ святыни Креста Господня и установленъ нарочитый торжественный праздникъ Всемірнаго Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста, празднуемый 14-го сентября по ст. ст. Онъ является заключительнымъ въ ряду прочихъ великихъ праздниковъ. Нарисовавъ намъ дивную картину всего домостроительства Божія о нашемъ спасеніи въ цѣломъ рядѣ празднуемыхъ ежегодно Господскихъ и Богородичныхъ праздниковъ, св. Церковь въ заключеніе приводитъ насъ къ поклоненію Кресту Господню, какъ бы говоря каждому изъ насъ: «Ты видѣлъ все, что сдѣлано Богомъ для твоего спасенія, но ты еще не знаешь, что именно надлежитъ дѣлать тебѣ, дабы улучить вѣчное спасеніе. Вотъ сегодня я и говорю тебѣ: если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову — и спасешься! Въ немъ, орошенномъ Пречистою Кровью Спасителя твоего и Бога, сокрыты чудодѣйственныя животворныя силы, которыя воскресятъ твою душу, умерщвленную грѣхами. Возлюби же Крестъ Господень — это великое знаменіе любви Божественной и дивное орудіе спасенія твоего, возлюби это воистину «благословенное» и «треблаженное древо» превыше всего на свѣтѣ — прильни къ нему, не только устами лобызая его, но всею душою твоею, всѣмъ сердцемъ, всѣмъ внутреннимъ существомъ твоимъ — и спасешься!»

Да будетъ вѣдомо всѣмъ вамъ, братіе, что наименованіе Креста Господня «животворящимъ» это не есть только одно красивое образное названіе, лишенное смысла и значенія. Нѣтъ! въ Церкви у насъ нѣтъ ничего безъ смысла и значенія и каждое слово, каждое наименованіе вполнѣ выражаетъ дѣйствительную сущность вещей.

Крестъ Господень потому называется «животворящимъ», что онъ «животворитъ» — «оживляетъ», дѣлаетъ живымъ все, что съ нимъ входитъ въ соприкосновеніе. Ярче всего и нагляднѣе всего эта животворная сила Креста проявила себя при самомъ его нахожденіи.

По окончаніи Перваго Вселенскаго Собора, когда осуждена была ересь Арія, отвергавшаго Божество Сына Божія и когда благовѣрный Царь Константинъ радовался установившемуся въ христіанской Церкви согласію въ вѣрѣ, его благочестивая мать Царица Елена возгорѣлась горячимъ желаніемъ найти крестъ, на которомъ распятъ былъ Господь Іисусъ Христосъ. Въ 326 году по Р. Хр. она прибыла въ Іерусалимъ, и тамъ, послѣ долгихъ поисковъ, ей было указано, что Крестъ Христовъ зарытъ въ землѣ на одномъ холмѣ, гдѣ было воздвигнуто языческое капище. При раскопкѣ земли найдено было три креста и отдѣльно лежавшая дощечка съ надписью на трехъ языкахъ — еврейскомъ, греческомъ и латинскомъ — Іисусъ Назорей Царь Іудейскій. По виду трудно было опредѣлить, какой изъ крестовъ былъ Крестъ Господень. Въ это время несли мимо хоронить умершаго. Епископъ Макарій распорядился остановить похоронную процессію и велѣлъ по очереди возлагать найденные кресты на умершаго. Возложеніе двухъ крестовъ не произвело никакого дѣйствія; когда же былъ возложенъ третій крестъ, мертвый воскресъ. Это чудо явно для всѣхъ указало на животвориую силу Креста Господня и за нимъ установилось названіе «Животворящаго Креста».

Имѣя въ виду эту дивную животворную силу Креста Господня, св. Церковь распорядилась дать самое широкое употребленіе крестнаго знаменія въ жизни христіанъ. Освящая крестнымъ знаменіемъ каждый шагъ, каждое движеніе, каждую сторону жизни вѣрующихъ христіанъ и предписывая имъ употреблять какъ можно больше и чаще это спасительное знаменіе, Церковь слѣдуетъ въ этомъ отношеніи откровенію Божію, которое получилъ Императоръ Константинъ Великій, когда ему явилось на небѣ передъ рѣшительной битвой съ врагами знаменіе креста съ надписью надъ нимъ: «Симъ побѣждай!»

Крестное знаменіе и необходимо намъ для того, чтобы силою его побѣждать враговъ нашего спасенія. А какую дѣйствительно великую силу въ этомъ отношеніи оно имѣетъ, Церковь разъясняетъ въ своемъ пѣснопѣніи:

«Господи, оружіе на діавола крестъ Твой далъ еси намъ: трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляетъ, и смерть упраздни...» (стихира, гл. 8).

И сколько чудесъ совершено силою крестнаго знаменія, этого и не перечислить!

Вотъ лишь немногія изъ нихъ, извѣстныя изъ житій святыхъ.

Св. Апостолъ Іоаннъ Богословъ знаменіемъ креста мгновенно исцѣлилъ лежавшаго при дорогѣ больного.

Преп. Макрина, сестра св. Василія Великаго, страдала отъ страшной раны въ груди. Когда мать ея осѣнила больное мѣсто знаменісмъ креста, Макрина мгновенно исцѣлилась отъ своей болѣзни.

Св. Ѳекла, когда возвели ее для мученій на костеръ, осѣнила себя крестнымъ знаменіемъ, и огонь не причинилъ ей никакого вреда.

Преп. Іуліану поднесли въ чашѣ ядъ. Онъ, перекрестивъ чашу, выпилъ ядъ и остался невредимъ.

Когда преп. Венедиктъ осѣнилъ крестнымъ знаменіемъ стаканъ со страшнымъ ядомъ, которымъ хотѣли его отравить, стаканъ разбился на мелкія части, какъ бы отъ удара камнемъ.

И доселѣ, за каждой Божественной литургіей въ каждомъ христіанскомъ храмѣ, сила крестнаго знаменія совершаетъ величайшее въ мірѣ чудо, претворяя хлѣбъ и вино въ истинное Тѣло Христово и истинную Кровь Христову, причащеніе Коихъ оживотворяетъ душу человѣка и дѣлаетъ его причастникомъ жизни вѣчной.

Имѣя въ виду такую великую спасительность и животворное значеніе для насъ крестнаго знаменія, св. Кириллъ Іерусалимскій наставляетъ христіанъ:

«Да не стыдится каждый изъ насъ исповѣдывать Распятаго; пусть изображаетъ рукою знаменіе св. креста на челѣ и на всемъ: на хлѣбѣ, который вкушаетъ, на сосудахъ, изъ которыхъ пьетъ. Пусть изображаетъ его на себѣ при входахъ и выходахъ, когда ложится спать и встаетъ, когда находится въ пути или отдыхаетъ. Онъ — великое предохраненіе отъ всѣхъ бѣдъ и несчастій» (Огласит. поученіе 13. 36).

Въ наше Богоотступническое время многіе христіане, къ несчастію своему, стыдятся исповѣдывать открыто свою вѣру въ Распятаго Христа — стыдятся многіе и крестнаго знаменія, а потому отвыкли даже употреблять его. Нѣкоторые же считаютъ частое употребленіе крестнаго знаменія признакомъ ханжества и фарисейства и боятся насмѣшекъ надъ собой со стороны людей невѣрующихъ и легкомысленно-настроенныхъ.

О, какое грубое невѣжество и неразуміе! Неужели такъ трудно догадаться, кто это насмѣшками и всякими иными способами старается вывести изъ употребленія христіанъ это спасительное знаменіе?

Вѣдь это дѣлаетъ какъ разъ «тотъ», кто «трепещетъ креста и трясется, не терпя взирати на силу его» — исконный врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія діаволъ для того, чтобы обезоружить насъ и сдѣлать своей легкой добычей. Безъ креста мы, какъ воинъ безъ оружія, безсильны съ нимъ бороться, и онъ тогда дѣлаетъ съ нами все, что хочетъ — мы становимся жалкими игрушками его, простыми пѣшками въ его злодѣйскихъ рукахъ!

Но, братіе, нельзя забывать и того, что крестное знаменіе только тогда имѣетъ значеніе и проявляетъ всю свою силу, когда оно совершается съ глубочайшимъ благоговѣніемъ и искренней вѣрой въ Распятаго на Крестѣ Господа. Нельзя считать крестнымъ знаменіемъ того безпорядочнаго маханія перстами у себя передъ носомъ или передъ грудью, какое позволяютъ себѣ нѣкоторые христіане, небрежно такъ крестящіеся, не въ прославленіе, а скорѣе въ поруганіе Креста Господня. Святые отцы называютъ такое крайне-небрежное и неблагоговѣйное совершеніе крестнаго знаменія «неистовымъ бѣсовскимъ маханіемъ» и говорятъ, что оно не только не имѣетъ спасительнаго значенія, но напротивъ, прогнѣвляетъ Бога и тѣшитъ бѣсовъ, которые радуются, видя такое поруганіе страшнаго для нихъ знаменія.

Крестное знаменіе надо совершать всегда чинно, благоговѣйно, съ молитвенной сосредоточенностью и глубокимъ внутреннимъ вниманіемъ, не машинально, не торопясь и не спѣша, а начертывая правильный крестъ на себѣ, по установленію Св. Церкви, то-есть, возлагая три сложенныхъ вмѣстѣ перста на чело, на грудь, на правое плечо и на лѣвое плечо. Всѣ мысли въ это время должны быть обращены къ Распятому на Крестѣ, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія» Господу-Спасителю, съ глубокой вѣрой въ Него и твердой надеждой на Его всесильную помощь и заступленіе, а чувства должны быть проникнуты глубокой благодарной любовью къ Нему за Его жертвенный подвигъ искупленія насъ, окаянныхъ грѣшниковъ, на Крестѣ отъ грѣха, проклятія и смерти.

Только   т а к ъ совершаемое крестное знаменіе проявитъ всю свою чудодѣйственную силу и животворность, и такого крестнаго знаменія просто безуміе стыдиться и бояться.

Развѣ стыдится воинъ своего оружія, которое носитъ?

Развѣ отдаетъ его безъ борьбы врагу своему, вмѣсто того, чтобы защищать имъ себя и своихъ близкихъ?

Напротивъ, не гордится ли онъ своимъ оружіемъ?

Такъ и мы, христіане, единственное чѣмъ можемъ гордиться и хвалиться, это — Крестомъ Господнимъ!

«Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, имже мнѣ міръ распяся и азъ міру» (Гал. 6, 14), говоритъ великій Апостолъ языковъ св. Павелъ, прошедшій съ проповѣдью о Крестѣ Господнемъ всю вселенную.

Крестъ Христовъ — это наша радость и похвала, ибо онъ есть великое знаменіе побѣды нашего Господа и Спасителя надъ грѣхомъ, проклятіемъ и смертью, залогъ нашего спасенія и вѣчной жизни, вѣчнаго блаженства.

«На немъ Христосъ Царь славы волею руцѣ распростеръ, вознесе насъ на первое блаженство, яже прежде врагъ сластію украдъ, изгнаны отъ Бога сотвори...» (стихира, гл. 8).

Чрезъ распятіе Сына Божія на крестѣ «Кровію Божіею ядъ зміевъ отмывается» (стихира, гл. 2) и «міръ отъ прелести свобождается».

Внѣ креста — погибель и смерть, въ крестѣ — спасеніе и жизнь! Аминь.

Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974—1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 210-214.

Источникъ «Русскiй Порталъ»

Метки:

Комментарии закрыты.