Немощного в вере принимайте без споров о мнениях

Июль 19th 2016 -

Жуков Дмитрий Егорович. Спор о вере

Рим.14.1 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях».
Рим.15.1 «Мы, сильные должны сносить
немощи бессильных и не себе угождать».

Апостол Павел обращает внимание на особый вопрос в жизни римской церкви, который ему был известен.

Христианам Рима угрожало разделение, которое могло возникнуть в силу противоположности их убеждений. Дело было не в догматических различиях в более узком смысле этого слова. Разномыслие касалось практического образа жизни христиан. Но именно это обстоятельство и делало эти различия столь очевидными, они ведь препятствуют совместной жизни христиан. Итак, в главах 14 и 15 Послания к римлянам речь идет о вещах, которые постоянно обнаруживаются в Церкви Христа. Прислушиваемся внимательно к тому, что имеет сказать апостол Павел.

«Немощного в вере принимай без споров о мнениях». Апостол излагает заповедь, которая наиболее необходима для церковного единства. Чтобы тот, кто более преуспел в христианском учении, приспосабливал себя к немощным в вере. И употреблял свою крепость к тому, чтобы переносить немощь других. Ибо имеются и немощные в народе Божьем, которые, если не обращаться с ними с великой кротостью и милосердием, падут. И, в конце концов, станут чужды религии. Вспомним, что сказано в Библии о немощных: 1Кор.1.27 «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». Цель Бога – низложение гордости и тщеславия людей. Евангельское созидание Церкви имеет целью смирить человека. Поскольку человек склонен от разности во мнениях переходить к спорам и распрям, апостол показывает, как могут сосуществовать между собой те, кто подобным образом расходится во мнениях. Он предписывает наилучший способ, состоящий в том, чтобы духовно сильные верующие заботились о поддержке немощных. И более преуспевшие в познании христианских истин помогали необученным. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Ибо если Бог укрепил нас более других в познании Его истин, наша крепость не означает, что мы должны подавлять немощных. Христианской мудрости не свойственно превозноситься и презирать других. Итак, апостол адресует речь более опытным и уже утвержденным христианам. Тем, которые чем большую получили от Бога благодать, тем больше должны помогать братьям и сестрам по вере. Итак, немощные не должны отягощаться несвоевременными спорами. Немощных следует поучать и убеждать, если же они так и не смогли изменить своих взглядов и убеждений, то их не следует исключить из братства.

В книге архимандрита Тихона (Шевкунов) (Москва, 2011 год) «Несвятые святые» имеется рассказ с названием «Про молитву и лисичку». Приведем этот рассказ с сокращениями. В Египте один монах дружил с неученым крестьянином. Однажды крестьянин сказал монаху: «Я тоже почитаю Бога. Каждый вечер я наливаю в миску козьего молока и ставлю его под пальмой. Ночью Бог приходит и выпивает мое молоко». Услышав эти слова, монах добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке. Бог есть Дух. Монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком остается под пальмой. Ночью монах и крестьянин затаились неподалеку, и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка, и вылакала всё молоко. Этим открытием крестьянин был сражен как громом. Он сокрушенно признал: «Теперь я вижу – это был не Бог». А потом заплакал и пошел в свою лачугу. А монах направился в келью. Но, подойдя к ней, он увидел у двери ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени. А ангел сказал: «У этого простого человека не было ни воспитания, ни книжности, ни мудрости, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что рассудил правильно. Но одного ты не ведаешь: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву». Так заканчивается рассказ. Можем не сомневаться в том, что монах утешил своего товарища крестьянина.

Проповедь во вторник 5-й Седмицы по Пятидесятнице протоиерея Вячеслава Резникова

Чтобы те, кто больше других преуспел в познании Бога, не посчитали ненужным возлагать на себя большее бремя, апостол показывает, для какой цели следует употребить ту силу, которой они превосходят других. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Именно для того, чтобы сносить немощных, чтобы те не пали. Ибо, подобно тому, как тех, кому Бог дал лучшее понимание учения, Он предназначил к наставлению неопытных, так и тех, кого Он укрепил, Бог предназначил для укрепления немощных. Так всякий вид благодати должен сообщаться от одних членов церкви другим. Т.о., чем более крепкий кто-либо во Христе, тем более обязан он сносить немощных. Каждый из нас имеет свои немощи, но бессильные более подвержены им, чем другие. Мы должны не только не попирать их, но ободрять их, снисходить к их немощам, служить им своей силой. Если они по своей немощи осуждают и критикуют нас, мы должны терпеливо сносить это, сострадать им, и не отвращаться от них. Господь Иисус терпеливо переносил слабости Своих учеников и защищал их. Принимайте их не для того, чтобы унизить, но для того, чтобы наставить и утвердить в вере. Примите его в свое общество, но не для того, чтобы спорить с ним относительно сомнительных, противоречивых вопросов, которые будут лишь смущать его, и поколеблют его веру. Пусть ваша христианская дружба и общение не разрушаются пустыми пререканиями и словесными баталиями. Итак, пусть это будет правилом для сильного в вере и в познании Божьих истин: прилагайте свое усердие к тому, в чем вы единодушны со всем народом Божьим, и не спорьте о вещах сомнительных. Каждый христианин должен угождать бессильным, но не во всем. А только в том, что служит ему во благо, к назиданию, особенно во благо его души. К назиданию, т.е. не только для его пользы, но и для пользы других, чтобы созидалось Тело Христово – Церковь.

Апостол Павел не является человеком-миротворцем любой ценой, цель которого всегда и повсюду состоит в общем сожительстве и единстве. Он всегда высказывает свое мнение в определенном конкретном случае. Здесь в этом послании вопрос касается немощных по вере. Их можно и необходимо принимать. Их совесть необходимо щадить. Но если эти немощные превращают свою немощь в необходимое правило для всех и в условие спасения, тогда уже необходимо противостоять им.

Бог призывает тех, кто идет за Христом, «принимать» других людей. В Слове Божьем сказано нам, что мы должны идти к тем, к кому никто не идет. Но нам становится так уютно среди своих друзей, так хорошо с теми людьми, к которым мы привыкли, что ни к кому идти уже не хочется. Одна христианка рассказывала: «Когда я была еще подростком, моя мама всегда мне что-то советовала. Она часто говорила: «Обязательно не забудьте ту девочку», или «Попроси эту свою подругу, чтобы она тебе помогла». Или, «Пригласи эту новенькую к себе домой». Эти советы меня иногда просто выводили из себя. А что, если мне просто хотелось побывать со своими друзьями, с теми, с кем мне было хорошо? Почему я обязательно должна была развлекать других?» Мать этой девочки приучала свою дочь делать то, что советует нам апостол Павел в Послании к римлянам. Рим.15.7 «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию». Нам нужно обращать внимание на тех, кому, может быть, не совсем уютно среди нас. Некоторых людей никто не трогает, потому что они молчуны или злючки, потому что они во всём видят подвох, ведут себя странно или требуют слишком много от всех. Но «трогать» их всё равно нужно. Трогать, чтобы принимать, «как и Христос принял нас во славу Божию». Нам должны быть небезразличны другие, потому что мы небезразличны Богу.

Пастор собрался покататься с женой в карете и попросил дать ему самую лучшую из всех лошадей на конюшне. Извозчик, запрягая лошадь в карету, вовсю расхваливал ее: «Лучше чем эта, лошадей просто не бывает. Добрая, ласковая, умная, обученная, послушная, непривередливая, сразу выполняет любую команду, никогда не лягается, не артачится, не кусается. Хочет только одного – доставить удовольствие своему ездоку». Пастор внимательно выслушал его, а потом с серьезным видом спросил: «А вы не могли бы ее уговорить стать членом моей церкви?» Да, какая чудесная получилась бы церковь, если бы у нас у всех были такие же качества, как у этой лошади! По своей природе мы склонны думать только о себе и своих желаниях, а о других вообще не вспоминать. А ап. Павел сказал: Рим.15.2 «Каждый из вас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Чем больше мы будем возрастать в благодати, тем больше будем заботиться о других людях. В церкви мы должны думать не только о себе, но всегда быть готовыми пожертвовать своими желаниями ради блага другого человека. И пример такого самопожертвования нам подает Глава Церкви Иисус Христос. Потому что Он тоже «не Себе угождал» (Рим.15.3).

Будучи в гостях у друзей, которые коллекционируют минералы, пастор задал им вопрос: «Верите ли вы, что образование минералов свидетельствует о весьма большом возрасте земли?» Первой ответила жена, сказав, что земля сравнительно молода. Муж напротив, сказал, что, по его мнению, образование минералов является очевидным свидетельством того, что возраст земли значительно больше, чем некоторые себе представляют. Перед уходом пастор сказал: «Вы показали мне пример того, как верующие должны поступать, если они расходятся во мнениях. Вы состоите в браке уже более 30 лет. Вы по-прежнему любите друг друга, и, прежде всего, вы любите Господа. И всё же вы расходитесь во мнении, когда же Бог создал землю. Ваше расхождение в этом вопросе не разрушает вашу верность Христу и взаимную любовь друг к другу. Вот так должны вести себя верующие в отношении спорных вопросов». Призыв к единению не означает, что у верующих должны быть одинаковые точки зрения по всем вопросам. Верующие разделяются, будучи в одном теле, одном духе, имея единого Господа, единую веру и крещение. И когда это единение соединено с милостью, кротостью, долготерпением, снисхождением друг к другу со всякой любовью (Еф.4), спорные вопросы не становятся причиной разделения.

Учитель спросил третьеклассников: «Опишите, пожалуйста, что такое соль?» Один из учеников выразился так: «Соль – это то, без чего жареная картошка совсем не вкусная». Это относится ко многим видам пищи – без соли они не имеют того вкуса. Хождение во Христе тоже содержит в себе важнейший компонент. Это – любовь. Апостол Павел подчеркивает ее значение в 1Кор.13. В том числе он подчеркивает, что даже если у нас есть различные дары служения и самопожертвование, то мы – ничто, если мы не имеем любви. Следующий за Христом должен любить свою семью, своих братьев и сестер по вере, друзей, в том числе и не познавших еще Христа и даже своих врагов. Настоящий верующий познается по своей любви. Чистота учения важна. Но без любви мы будем подобны пище без соли.

Одна саранча, скачущая по газону, кажется ничтожной. Но когда этих насекомых много, они могут сожрать всю растительность на своем пути. Саранча – это пример силы множества. То, что не может сделать каждая особь в отдельности, может сделать стая. В книге Притчей мудрец Агур заметил: Пр.30.27 «У саранчи нет царя, но выступает вся она стройно». Мы можем извлечь урок из поведения этих маленьких созданий. Верующие куда больше могут сделать ради Христа, если объединят свои молитвы и усилия. Когда верующие едины в служении Господу, они становятся могущественной силой в руках Божьих. Хотя Новый Завет наставляет нас иметь личную веру в Иисуса Христа, в нем ничего не сказано о том, что вера является частной собственностью. Мы нуждаемся в других верующих, а они нуждаются в нас. Давайте будем едины в силе и служении в Теле Христовом, т.е. в поместной церкви.

Молитва.

Боже и Отче! Просим, помоги нам переносить немощь других, приспосабливать себя к немощным по вере. Помоги нам избавиться от гордости и тщеславия. Даруй нам дух кротости и смирения. Помоги нам заботиться о поддержке немощных. Помоги нам поучать и убеждать таковых, ободрять их и снисходить к их немощам, не превозноситься и не презирать их. А если они по своей немощи критикуют и осуждают нас, помоги нам терпеливо сносить это, сострадать им, не отвращаться от них. Просим, помоги нам возрастать в любви до тех пор, пока любовь не начнет изливаться из наших сердец в сердца других. Помоги нам сохранять в церкви «единство духа в союзе мира» (Еф.4.3). Чтобы наше единство было соединено с милостью, кротостью, долготерпением, снисхождением друг к другу. Мы благодарим Тебя, наш Спаситель, что на Голгофском кресте заплатил Своей кровью за то, чтобы и мы другим себя отдали. Мы просим обо всем во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.

Комментарии закрыты.