Россия и Афон

Май 14th 2010 -

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Святая Гора Афон.

Этот небольшой полуостров на востоке Греции известен всему миру. По преданию, после посещения Афона Пречистой Девой Марией, он получил название земного удела Богородицы. Афон иначе называют – Святая Гора, а монахов, которые живут здесь – святогорцами. Именно с Афоном связано начало русского монашества. Отсюда на Русь приехал основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний. И сегодня среди святогорских жителей много русских монахов. О том, что связывало и связывает Россию и Афон, мы поговорим с нашим гостем – наместником Валаамского монастыря епископом Троицкий Панкратием. Он часто бывает на Афоне. А Валаамский монастырь называют побратимом афонского монастыря Ватопед. А начнем мы как обычно с новостей православной жизни.

Более ста молодых людей пришло 2 октября в Свято-Данилов монастырь на первое занятие в Патриарший центр духовного развития детей и молодежи. При Центре вот уже три года действует Школа молодежного служения. Её программа рассчитана на 2 года обучения.

Игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения: – Мы хотим, чтобы молодые люди получили навык христианского мировоззрения и навык, так скажем, добрых дел.
Кроме начальных знаний о Православной Церкви и Священном писании, в школе ведется подготовка специалистов по миссионерской и социальной работе. Есть и курс для желающих создать семью. На нем рассказывают о проблемах супружеских отношений и воспитании детей.
В центре не только учатся, но и общаются в кругу своих новых друзей. Ребята часто ездят в паломнические поездки. Здесь есть клуб молодежного и семейного отдыха «Пилигрим», подростковый клуб «Чердак», певческая студия.
Евгений Суханов, выпускник Школы молодежного служения: – Я очень хотел попасть в среду православной молодежи, чтобы мой круг общения складывался из верующих ребят.
Сюжет: Концерт хора из Афин «Мастера церковного певческого искусства»
Единственный концерт в России дал хор из Афин «Мастера церковного певческого искусства». Прошел концерт в Московской Консерватории.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси: – Преграда между церковным и светским искусством постепенно разрушается, ибо мы понимаем, что такая преграда может быть только искусственной.
Афинский хор исполнил десять песнопений византийской и поствизантийской эпохи. Написанные с XIV-го по XIX-й века, а также песнопения Святой Горы Афон, которые и сейчас звучат в афонских монастырях.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Этот концерт стал кульминацией большой международной конференции, которая прошла на этой неделе и длилась четыре дня. Она называлась «Россия-Афон: тысячелетие духовного единства».
Сюжет: Конференция «Россия-Афон: тысячелетие духовного единства»
Церковно-научный форум такого уровня впервые состоялся в России. Инициатива его проведения принадлежит игуменам двух монастырей: монастыря Ватопед на Афоне и Валаамского монастыря в России. В подготовке конференции принял участие Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Священник Николай Емельянов, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ: – Постепенно эта инициатива превратилась в такой громадный общественно-политический и научно-церковный форум, в котором участвовали представители государственной власти, Министерства культуры, многие ученые, причем не только из Европы, но и из Америки.
Духовное наследие афонского подвижничества, русские святогорцы, искусство Афона – вот лишь некоторые темы форума, цель которого осмыслить духовное единство России и Афона на протяжении многих веков.
Епископ Брянский и Севский Феофилакт: – Достаточно сказать, что русское монашество началось с Афона, благодаря преподобному Антонию Киево-Печерскому. И всегда самые лучшие духовные силы удалялись на Афон, чтобы возносить молитвы о России, о ее спасении.
Оплотом православной духовности и богословия назвал Афон Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество особо подчеркнул роль Афона в XVIII веке, когда в России усилилось влияние Запада, шли процессы секуляризации государства.
Святейший Патриарх Алексий: – При сохранении внешнего благолепия ослабевала монашеская традиция. Однако уже в конце XVIII столетия в России начинается возрождение православного подвижничества. Это возрождение в немалой степени связано с трудами подвизавшегося на Афоне преподобного Паисия Величковского, который внес огромный вклад в дело перевода и распространения древнего аскетического наследия.
Отношения России и Афона никогда не были односторонними. Свой вклад в духовную историю Афона внесли многие русские подвижники-святогорцы.
Священник Николай Емельянов, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ: – В начале XX века подавляющее большинство монахов на Афоне были русскими. До сих пор, приходя во многие монастыри на Афоне, мы видим многочисленные дары русских царей, наших соотечественников. Не только влиятельные люди, но и крестьяне считали своим долгом хоть раз в жизни, но побывать на Святой Горе. Количество паломников было колоссальным.

Русское участие в жизни Афона сильно ослабело после революционного переворот 1917 года. Приток монахов из Советского Союза был сильно ограничен как советскими, так и греческими властями. Свято-Пантелеймонов монастырь и русские скиты на Афоне пришли в запустение.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: – Греческие власти сделали все для того, чтобы прекратить приток в Пантелеймонов монастырь русских иноков, количество которых в 1982 году уменьшилось до 20 человек. Афон стал превращаться в ассоциацию только греческих монастырей.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул, что именно многоукладность афонского строя, его полифоничность помогли Афону сохранить свою духовную силу на протяжении веков.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей: – На Афон приходили иноки самых разных стран, обогащая афонскую традицию собственными духовными, да и культурными традициями, и при этом сохраняли чувство подлинного братства во Христе.

Архимандрит Игнатий, представитель Болгарской Православной Церкви: – Я тоже считаю, что это место должно быть свободно, доступно всем, без разницы национальностей. Чем больше будет разнообразие национальностей в Православии, тем лучше. Потому что, чем больше разных цветов в одной корзине, тем она красивее.
На Афон приезжает все больше паломников из России. Преобразился Свято-Пантелеймонов монастырь. В последние пятнадцать лет число русских монахов на Афоне хоть и медленно, но неуклонно растет.
Игумен Петр (Пиголь), председатель секции «Русские святогорцы»: – Замечено по истории, что Россия и Афон как некие сообщающиеся сосуды. То, что происходит на Афоне, отражается на России и наоборот. Если те вопросы, которые поднимаются на Афоне, будут решаться, то это очень благотворно скажется и на всей России.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Один из инициаторов проведения конференции «Россия и Афон», человек знающий об Афоне не понаслышке, наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. На этой неделе побывал в гостиной «Православной энциклопедии».
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, владыка! А сколько раз Вы бывали на Афоне?
Епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря: – Здравствуйте.

С конца 90-х годов – ежегодно. В общем, я ездил на Афон около 10 раз.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Скажите, много русских монахов сейчас живет на Афоне?
Епископ Троицкий Панкратий: – В Свято-Пантелеймоновом монастыре живет 60 человек официально. Думаю, что человек 20-30 еще живут келейно, не вполне официально.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это достаточно много для афонских монастырей. Ведь они не очень многочисленные.
Епископ Троицкий Панкратий: – Думаю, что те, от кого зависит решение этих вопросов, учитывают все моменты, в том числе и то, чтобы русский монастырь не разросся слишком и не стал таким, каким был в начале XX века.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – А разве это плохо?
Епископ Троицкий Панкратий: – Для нас – хорошо, а для тех, кто решает эти вопросы, может быть, не совсем хорошо. В начале XX века в Пантелеймоновом монастыре жило около 3000 монахов, а всего на Афоне в то время было около 5000 монахов. Русских было большинство, и это до сих пор заметно, например, в архитектуре, по тем огромным кельям, которые строились русскими. А в то время на Афоне келья в монастыре была не просто комнаткой или домиком, это комплекс сооружений – домовой храм, жилые и хозяйственные помещения. Из таких келий создавались целые монастыри. А Андреевский скит, который на Афоне назвали «сараем», что в переводе на русский значит – дворец, был самым роскошным по архитектуре монастырским сооружением на Афоне. Там был самый большой до недавнего времени собор на Балканах. И поскольку влияние русских заметно до сих пор, прямо скажем, что греки просто испугались этого влияния. В то время денег у русских было много, жертвователей было достаточно, да и Русское государство было сильное.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – А чем привлекает русских Афон?
Епископ Троицкий Панкратий: – Тем же, чем и всех, – святостью. Это место святое, благодатное, место безмолвия, молитвы, где подвизались тысячи святых подвижников, которые освятили эту землю своими трудами. Тем, что это «сад Божией Матери», один из Ее земных уделов. Там сосредоточено огромное количество святынь, по насыщенности ими это самое святое место на Земле.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Существуют ли современные традиции в наших монастырях, взятые с Афона?
Епископ Троицкий Панкратий: – В XIX веке возникает множество монастырей, связанных с Афоном, и даже в названии имеют посыл к Афону – Ново-Афонский, Второ-Афонский… Наш монастырь, также, именовали Северным Афоном. Не связанные названием, например Глинская пустынь, связаны традициями, причем не столько богослужебными, сколько принципиальным укладом монашеской жизни, святоотеческими принципами. Послушание – не как работа и труд, а отречение от своеволия, предание себя полностью в руки Бога и духовного наставника, полное отсечение своеволия. В Афонских монастырях монахи полностью предают себя в руки игумена, и не задумываются о том, правильно или неправильно он что-то сказал, их послушание абсолютно, во всех мелочах. Думаю, что ни один русский в наших монастырях этого не выдержал бы, это я говорю исходя из своего опыта монашеской жизни.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – За это тысячелетие в России оказались многие святыни Афона. Почитаемые иконы, реликвии, древние рукописные книги. Часть из них хранится в сокровищнице Рублевского музея.
Все эти древности – рукописные книги, резные деревянные кресты, иконы созданы на Святой горе Афон и в столице Византийской империи Константинополе. В разное время их привезли в Россию. Первое большое собрание греческих рукописей прибыло к нам в середине XVII века. Тогда Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович задумали работу по выявлению ошибок в переводах греческих книг.
Надежда Герасименко, старший научный сотрудник музея им. Андрея Рублева: – В связи с этим на Афон непосредственно Святейшим Патриархом Никоном был послан Арсений Суханов для привоза и выявления оригинальных греческих рукописей. В 1654—1655 гг. он привез с Афона более 500 рукописей.
Среди них книга, которой уже больше 1000 лет – сочинения святителя Иоанна Златоуста, переписанные в великой Афонской лавре писцом Иоанном Каллиграфом в 993 году. А это Евангелие «Апрокос», созданное в начале XII века в Константинополе. Суханов привез не только книги Священного Писания, но и светские рукописи: сборник стихотворений, анти-мусульманские полемические сочинения и даже физику Аристотеля.

Надежда Герасименко: – Это рукопись середины XVI века. Она была написана в России и вложена в 1566 году боярином Морозовым на Афон в монастырь святого Саввы, в Хиландарский монастырь. Столетие спустя она вернулась в Москву – была привезена Арсением Сухановым в составе других греческих рукописей.
После падения Византии афонские монахи стали обращаться за помощью и поддержкой к русским царям. Это прошение пришло из Ватопедского монастыря и подписано его игуменом Парфением. А Иверский монастырь прислал грамоту с описанием своей чудотворной иконы. Царю Алексею Михайловичу и Патриарху Никону захотелось получить список с Иверской иконы Божией Матери, и он был написан на Афоне и прислан в Москву в 1648 году. В XIX веке, на волне интереса к византийским истокам русской культуры, на Афон стали отправлять экспедиции Императорской академии художеств. Тогда привезли один из древнейших экспонатов – страницу из рукописи XI века с образом Христа Пантократора и началом Евангелия от Иоанна.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Владыка, Валаам называют Северным Афоном, а что в нем афонского?
Епископ Троицкий Панкратий: – Это наименование монастырь получил в XIX веке. Главное, что сближало тогда Афон и Валаамский монастырь, это то, что наши монашеские общины представляли собой как бы «государства в государстве». То есть как на Афонском полуострове, так и в Валаамском архипелаге не было ничего кроме монастырских строений и земель. Кроме того, нас сближала высота жизни насельников, строгость монастырского устава, собственный распев богослужебного пения и многое другое.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Не идеализируем ли мы Афон? Все ли там в порядке? Можно ли считать, что все афонское – истина в последней инстанции?
Епископ Троицкий Панкратий: – Если посмотреть на тысячелетнюю историю, тот, несомненно, были времена, когда жизнь монашеская была на большей высоте, чем сейчас. Обмирщение, которое сейчас пытается сокрушить твердыни подвижничества, дает о себе знать и на Афоне, однако афонские иноки мужественно и во многом успешно противостоят этому. В любом случае, каждый из нас видит на Афоне то, что он хочет видеть. Если мы хотим увидеть только строительные краны, постоянно ведущееся там демонтажные и строительные работы, то мы это и увидим. Если захотим обличить кого-то из монашествующих за нестрогое жительство, то повод и для этого сможем найти, например, в чрезмерной отделке некоторых монашеских келий. Но если он захочет научиться подвигу истинно монашеской жизни или приобщиться к опыту подлинной монашеской традиции святости, то и это он сможет найти, если только хорошо поищет. В частности, мне Господь по своей милости дал встретить святых старцев на Афоне и общаться с ними.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Насколько мне известно, во все времена существовало и существует довольно прохладное отношение греческих монастырей к русскому монашеству на Афоне. Когда-то помимо Пантелеймонова монастыря русскими на Афоне были еще три скита – Андреевский, Ильинский и Старый Руссик, которые сами были больше многих греческих монастырей. Два из них сейчас заняты греческими монахами. Какова их дальнейшая судьба – вернут ли их нам?

Епископ Троицкий Панкратий: – Я уже говорил, что греки просто-напросто побаиваются русских. Как сказал мне один грек, что достаточно посмотреть на карту мира и сравнить размеры Росси и Греции и появится некоторый страх перед такой громадой у жителя маленького государства.
У греков существует боязнь к сознанию исключительности — национальной и церковной, – которое присутствует у нас и которое особенно ярко проявилось при столкновениях на Афоне между русскими и греками в начале XX века.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Скажите, а могут русские монахи жить в греческих афонских монастырях?
Епископ Троицкий Панкратий: – Могут, если они знают греческий язык и если они принимают устав и обычаи избранного греческого монастыря. Но знаете, обычно такие насельники недолго выдерживают в чужой среде. И потом, для того, чтобы жить и подвизаться в греческом монастыре, нужно просто стать греком. Кроме русских в греческих монастырях есть американцы, французы, англичане, финны и даже австралийцы. При чем примечательно здесь то, что обычные современные молодые европейцы вполне способны жить так, как жили святые отцы.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Афон сегодня находится в центре Европы, фактически на территории современной Греции. А подчиняется Константинопольскому Патриархату. Немногие знают, по законам какой страны он живет? Есть ли у Афона политическая независимость?
Епископ Троицкий Панкратий: – Византийские законодательные акты, по которым издревле жили монашеские общины на Афоне, признаны сегодня государством Греция, и Святая Гора живет по законам самоуправления, что, как мне кажется, и позволило ей выжить. А государственные законы, хотя и действуют, но с некоторыми ограничениями. Это выражается в том, что допуск женщин на Афон запрещен. Это главное отличие, против чего выступает Евросоюз. Но что интересно, правительство Греции защищает Афон от требований отменить этот запрет. И главным аргументом Греции является то, что территория монашеского полуострова это частная собственность. Это и позволяет сейчас существовать Афону в окружении постхристианской Европой.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я благодарю вас, владыка Панкратий, за то, что Вы нашли время прийти к нам и провести такую интересную беседу. Спаси Вас Господи.
Епископ Троицкий Панкратий: – Спаси Господи. Всего доброго.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте Седмица.Ru, где всегда помещаются самые последние новости жизни русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующую субботу мы встретимся снова. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

Метки:

Комментарии закрыты.