Поэзия. Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов

Июль 19th 2010 -

Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов

Биография
Колыбельная
В годину смут, унынья и разврата
Голос Божий
Для битвы честной и суровой
Меж тем как вкруг тельца златого
Не в ласке девственной лазури
Так жить нельзя!
Мольба
Родная

Биография

Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов происходил из знаменитого
дворянского рода. Он родился 26 мая 1848 года в Царском Селе. Детство провел
в Петербурге и в Царском Селе, а также в родовом имении Шубино Тверской
губернии.

После смерти отца в 1859 году переехал с семьей в Москву и поступил в одну из московских гимназий, которую закончил в 1865 году с золотой медалью. Четыре года Голенищев-Кутузов провел в стенах московского университета, обучаясь на юридическом факультете. В 1869 году он продолжил учение в Петербургском университете, который окончил в 1871 году со степенью кандидата прав.
Начав служебную карьеру в Государственной канцелярии, Голенищев-Кутузов с перерывами, порой весьма продолжительными, сменил ряд
должностей, в 1889 году занял пост управляющего Дворянским и Крестьянским байками, а с 1895 года возглавил личную канцелярию императрицы Марии Федоровны. На этой службе Голенищев-Кутузов оставался около двадцати лет, до конца своей жизни.
Служебная карьера, тесные связи с консервативными придворными кругами
отнюдь не способствовали серьезному поэтическому творчеству. Между тем
Голенищев-Кутузов с юных лет испытывал тягу к поэзии, проявив довольно рано незаурядный лирический талант. Всю жизнь он преклонялся перед Пушкиным, испытал воздействие Тютчева, А. Н. Майкова и Фета, которых считал своими непосредственными поэтическими учителями.
Первые его стихотворения опубликованы в 1869 году в журнале «Заря»,
регулярные выступления в печати относятся к началу 70-х годов. Лучшие
произведения Голенищев-Кутузов создал в годы, свободные от службы, в пору живого общения с некоторыми замечательными деятелями русского искусства последней трети XIX века.
В 1873 году Голенищев-Кутузов сблизился с М. П. Мусоргским и В. В.
Стасовым. Он становится постоянным посетителем музыкальных вечеров В. В.
Стасова, на которых собирались виднейшие в то время артисты, композиторы, художники, литераторы. В творческом содружестве с Мусоргским были созданы многие лучшие произведения поэта. М. П. Мусоргский очень высоко оценивал поэтический дар Голенищева-Кутузова: «После Пушкина и Лермонтова я не встречал того, что встретил в Кутузове, — писал Мусоргский В. В. Стасову, — везде нюхается свежесть хорошего теплого утра, при технике бесподобной, ему прирожденной...» {М. П. Мусоргский, Письма и документы, М. -Л., 1932, с. 254.} На слова Голенищева-Кутузова композитор написал два вокальных цикла — «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875—1877) и ряд других значительных произведений.

После женитьбы в 1876 году образ жизни Голенищева-Кутузова
изменился, несколько лет подряд он провел в родовом имении, увлекаясь
уездной дворянской деятельностью и хозяйственными делами. В его отношениях с Мусоргским наступила полоса охлаждения, хотя связи между ними сохранялись до самой смерти композитора.

Начало литературной деятельности Голенищева-Кутузова отмечено
кратковременными, непоследовательными попытками сближения с демократическими и либеральными кружками. Он печатался в журналах «Дело», «Вестник Европы», пытался установить связь с «Отечественными записками», но его сотрудничество было решительно отвергнуто Н. А. Некрасовым, посчитавшим, что представленные в журнал стихотворения Голенищева-Кутузова «не удобны для помещения в „Отечественных записках“».

Консервативная общественная позиция Голенищева-Кутузова ясно
определилась уже в первом его поэтическом сборнике «Затишье и буря» (1878), получившем резкую оценку демократической критики. {См.: «Отечественные записки», 1878, No 7, библиографический листок, с. 108-111.} В 1884 году вышел в свет второй сборник стихотворений Голенищева-Кутузова. В художественном отношении он уступал первому и отличался более откровенной славянофильской тенденциозностью. {Славянофильская направленность этого сборника была отмечена в рецензии «Отечественных записок» следующим образом: «Не обошлось, конечно, в сборнике без стихотворений, отдающих специфическим,
славянофильским запахом... они представляют из себя старую погудку на новый лад, перепевы того, что двадцать раз было пето другими поэтами, вкусившими от плода славянофильства: предрекание родине небывалого могущества и славы, обеты смиренья, сетованье о том, что мы порвали связь с прошлым нашей отчизны и нашего народа — кому это неизвестно, кому это не успело надоесть?
Надо сказать правду — не разнообразны и не богаты мотивы славянофильской
поэзии» («Отечественные записки», 1884, No 5, отд. «Новые книги», с. 249).}
Произведения Голенищева-Кутузова появлялись на страницах журнала «Русский вестник», газет «Санкт-Петербургские ведомости» и «Новое время».

В 80-е годы Голенищев-Кутузов становится центральной фигурой салонно-аристократических литературных кругов.

Свое кредо Голенищев-Кутузов изложил в серии литературно-публицистических статей, направленных против просветительской
эстетики 60-х годов, в защиту «чистого искусства».
В 1894 году вышло в свет собрание стихотворений А. А. Голенищева-Кутузова в двух томах. К нему приходит официальная слава. Ему часто поручают оценку поэтических произведений, представленных на
академическую Пушкинскую премию. В 1900 году А. А. Голенищев-Кутузов вместе с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, В. Г. Короленко, А. М. Жемчужниковым, А. Ф. Кони и В. С. Соловьевым был избран почетным академиком «по разряду изящной словесности».

В 1904—1905 годах, после издания сочинений в трех томах, А. А.
Голенищев-Кутузов начал работу над обширной трилогией в прозе — «Даль
зовет», «Жизнь зовет», «Бог зовет», из которой успел напечатать в 1907 году
только первую часть. В 1912 году он выпустил небольшой сборник своих
последних стихотворений «На закате» и прозаический сборник «На летучих
листках».

А. А. Голенищев-Кутузов умер 26 января 1913 года.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарии закрыты.