Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область, часть 2

Февраль 15th 2010 -

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Среди меловых холмов, покрытых реликтовым лесом Национального парка «Святые Горы», на правом берегу Донца расположился архитектурный ансамбль Успенского мужского монастыря, который в 2004 году получил статус Лавры.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Время и авторство Николаевской церкви — удивительного сооружения в стиле украинского бароко остаются неизвестными уже четвертое столетие. Единство храма с естественным материалом меловой скалы и окружающим естественным ландшафтом выводят культовое сооружение в разряд уникальных объектов культурного наследства Украины, аналогов которому нет.
Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Каменная часть церкви настолько органически воплощена в массиве бескиду, который без специальных исследовательский приемов невозможно определить места перехода кирпича в мел, проявить меловые прослойки в стенах храма.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Святогорская Лавра — расположенная на склонах нависших над водой живописных меловых гор, которые издавна называли Святыми. Документально Святые Горы известные с 1526 г.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Cамое первое письменное упоминание о местности «Святые Горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту — Святые Горы. В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Существует две версии относительно учреждения монастыря. Согласно одной, монастырь основали монахи Печерской лавры, которые пошли из Киева, разоренного монголами в середине ХІІІ ст., а по второй версии — афонские монахи, которые шли на Русь по Северскому Донцю, это место напомнило им родную Святую гору Афон.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

«Книга Большого Чертежа» (1547 год) указывает: «От устья реки Оскола на Донце, с крымской стороны, Святые Горы». Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи 1555 года: «И как воеводы пришли верх Мжи и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским Украинам». В Никоновской летописи, в росписании Донецких сторож князя Воротынского, в 1571 году упомянута «5-ая сторожа Святогорская».

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило. Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков — одних из первых насельников обители.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов — такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно — кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на святой горе Афон.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это — сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

По древнему преданию «Святое место», находящееся недалеко от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. Еще в XIX веке там были видны следы батареи, а в Святогорском Синодике 1710 года упоминается монах-пушкарь Иаков.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Свидетельством того смутного и кровопролитного времени, когда обитель подвергалась частым татарским разграблениям, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей, которые всегда в трудные для монастыря минуты обращались за помощью к русским государям.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Из жалованной в 1620 году грамоты известно, что Государь Михаил Федорович «пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег».

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях».

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Из конца XVІІ ст. сооружаются монастырские здания, в том числе каменный престольный храм ( 1698—1708 рр.).

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Некоторые из настоятелей обители славились своей образованностью и состояли членами Духовной Консистории, даже занимали епископские кафедры. Например, архимандрит Иларион Григорович, настоятельствовавший с 1733 г., был впоследствии архиепископом Крутицким и стяжал в Москве славу благодатного святителя.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Из Святогорских настоятелей XVIII в. особенно замечательными были архимандриты Фаддей Кокойлович (1738 — 1758 гг.) и Рафаил Мокренский (1758 — 1765 гг.). По свидетельству монастырского летописца, при этих настоятелях Святые Горы снова процвели духовными подвигами иноков, которые, подражая древним подвижникам и отшельникам, жили в одиночных пещерах, скрытых между меловых гор.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

Кроме того, архимандрит Фаддей Кокойлович, известный своей ученостью, указом Святейшего Синода в 1741 г. был направлен в Москву для участия в исправлении славянского перевода Библии.

Свято-Успенская Святогорская Лавра. Донецкая область

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.