Дура-Европос. Ранние фрески

Май 28th 2011 -

Дура-Европос. Ранние фрески

Дура-Европос (англ. Dura-Europos) — античный город на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии), существовавший с 300 до н. э. до 256 года. Получил известность в связи с археологическими находками и хорошо сохранившимися древними фресками. Дура на арамейском означает «крепость».


Самуил помазает Давида на царство в присутствии его братьев.Росписей на западной стене синагоги в Дура-Европос.

Видение Иехезкиля. Фреска из синагоги в  Дура-Европос

Город был основан царём Селевком I Никатором около 300 до н. э. среди многих других и просуществовал более 550 лет. Примерно в 100 до н. э. перешёл под власть Парфянского царства, а с 165 года — Рима. В римское время Дура-Европос был крупным торговым центром, и большинство археологических находок относятся к этому периоду времени. В 256 году захвачен войсками Сасанидов и заброшен.

Пастырь Добрый, рядом Адам с Евой, Западная стена, Дура-Европос, примерно 235 г

К римскому времени относятся укрепления, термы (бани), храмы, в том числе христианская церковь, синагога и храм Митры — все три с уникальными росписями. Синагога Дура-Европос была построена в 244 году, всего за 10 лет до захвата города Сасанидами, наследниками персидской державы Ахеменидов. Христианская церковь и синагога размещались рядом с городской стеной, при строительстве укреплений их засыпали внутри песком (как часть укрепления), из-за чего и дошли до нашего времени редкие фрески на библейскую тему, в то время, как сам заброшенный город исчез под натиском времени.

Нахождение младенца Моисея. Дура-Европос, примерно 235 г .

В 1930-х годах город исследовался экспедицией, финансируемой Йельским университетом (США) до начала 2-й мировой войны. Наиболее важные находки были сделаны под руководством историка М. И. Ростовцева, эмигрировавшего в Америку сразу после революции.

Fresco of Abraham, from the Dura Europos

М. И. Ростовцевым  была открыта синагога с уникальными фресками, примыкавшая к городским стенам и построенная по образцу соседних языческих храмов. При наступлении персов крыша синагоги была разобрана, часть стен срезана наискось, а интерьер доверху заполнен песком, что при крайне сухом климате способствовало сохранению значительной части росписей. Обнаруженная в синагоге арамейская надпись указывает дату ее постройки (244–245), а греческая надпись гласит, что строил ее «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди при помощи некоторых членов общины.

После войны раскопки возобновились в 1986 г. Кроме многочисленных остатков памятников архитектуры, росписей на стенах древнейшей синагоги, найдены документы на греческом, латинском, арамейском и других языках. Сохранились также руины довольно скромной по размерам, но самой старой из известных христианских церквей.

Исцеление расслабленного. Дура-Европос

Высокое (около 7 м) главное помещение синагоги, сильно вытянутое в ширину (7,68 м × 13,35 м), со скамьями вдоль стен, имеет в западной стене, обращенной в сторону Иерусалима, полукруглую нишу, по-видимому, для свитков Торы и возвышение перед ней. Над скамьями тянется декоративный фриз с чередующимися изображениями ланей, женских масок и хищников из рода кошачьих с добычей. Выше располагаются три яруса росписей, главным образом библейских сцен, которые включают и языческие образы, фигуры, символы. Каждая из сцен заключена в различные по ширине прямоугольники, отделенные друг от друга бордюрами с орнаментом из стилизованной виноградной лозы.

Христос идет по воде. Дура-Европос

В исполнении росписи очевидны две стилистические тенденции. Фигуры главных библейских героев (Моисей, Иаков, Иосиф и т. д.), представленных в греческой одежде, а также израильских воинов в римских доспехах выполнены под непосредственным влиянием греческой живописи, тогда как в изображении Иехезкеля, Мордехая, сынов Аарона, израильтян в битве с филистимлянами и другими враждебными народами плоскостно-линейная трактовка фигур, а также парфянские одежды указывают на воздействие парфянского искусства. Его влияние ощутимо и в изображениях женщин (царица Эсфирь, дочь фараона и другие). Вместе с тем, в ряде случаев художники пытались точно следовать библейским описаниям (облачение первосвященника Аарона, Ковчег Завета) и воспроизводили еврейские религиозные атрибуты (менора, лулав, этрог). На оставшихся от облицовки потолка изразцах имеются рельефные эмблемы изобилия (снопы и связки плодов), женские головки, птицы, рыбы, бегущие газели, кентавры с рыбой в протянутой руке; на некоторых — греческие и арамейские датированные надписи с именами жертвователей.


Изображением битвы при Авен-Езере

Под этой синагогой были обнаружены остатки другой, меньшей по размерам (4,6 м × 10,85 м), построенной в конце 2 в. – начале 3 в. и украшенной декоративной росписью (геометрический и растительный орнаменты).

Переход евреев через Чермное (Красное) море.

Стенопись Дура-Европос служит еще одним доказательством того, что в 3 в. еврейские общины в диаспоре, как и в Эрец-Исраэль (см. Бет-Альфа), еще не считались с библейским запретом изображать людей и даже помещали в синагоге изображения главных персонажей Библии.

Прор. Ездра. Роспись  в Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г.

Стены синагоги с фресками реконструированы в музее Дамаска, на месте остались только руины стен, храмов и крепости. Письменные документы хранятся в Галерее Искусств Йельского университета.

Освящение Семисвечника.  Дура-Европос (Сирия)

Метки:

Оставьте комментарий!