Психология надежды

Октябрь 8th 2016 -

Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

У всего есть решение. Одно из решений наших проблем – искать молитв тех, о ком знаем, что они молятся и помолятся о нас. Это помощь нашей душе.

Потому что бывает много трудных моментов в нашей жизни, когда мы чувствуем, что почва под ногами у нас исчезает, как в жизни хананеянки, сказавшей Христу: «Погибаю! Дитя мое страдает!» (ср. Мф. 15, 22). У кого-то болеет ребенок, у другого он умер, у третьего психологические проблемы, тот одержим, у этого депрессия – самые разные проблемы. И мы доходим до такого момента, когда кажется, что никакого выхода нет. Мы не находим решения и говорим: «Боже мой, подай мне какое-нибудь решение!»

Исключено, чтобы Бог оставил тебя без помощи, пусть и в последний миг

И сейчас я говорю, что у всего есть решение. А какое оно? Не знаю, какое оно у каждого отдельно: у каждого это что-то разное. Оно не такое, каким ты его себе представляешь, а такое, какое Бог тебе пошлет. Но я видел, что когда дойдешь до края пропасти или когда нащупаешь дно, то появляется какое-нибудь решение в твоей жизни. Это исключено, чтобы Бог оставил тебя без помощи, пусть и в последний миг.

Но когда мы переживаем какую-нибудь трагедию, в минуту боли ты забываешь обо всем этом и думаешь, что твоя проблема огромна и неразрешима. Вот сегодня одна девушка прислала мне е-мейл, я не знаю, откуда она, – мне пишут разные люди, каждый со своими страданиями, я их читаю и говорю: «Боже, помоги им! Я не могу решить проблем этих людей, их не решить человеку!» И она мне сказала:

– Я схожу с ума, я плачу день и ночь.

Потом сказала, что семь месяцев не принимает лекарств, которые прописал ей врач. Я писал ей, чтобы она их пила. Но она говорит:

– Я не хочу принимать их, я хочу, чтобы мне Бог помог!

Я ей сказал:

– Но Бог говорит тебе, чтобы ты их принимала. Это ведь Бог, а не какое-нибудь зло, послал тебе врача. Значит, мы не можем не помогать себе классическими способами, которые дает нам жизнь. Сам Христос много раз говорил людям: «Идите к священникам» (ср. Мф. 8, 4; Лк. 5?,14; 17, 14). Идите к врачам своей эпохи, ищите у них помощи, они могут дать вам кое-что, ведь ты сам справиться не можешь.

Дело в том, что эта девушка, поскольку она мучается над своей проблемой, не может представить себе, что через какое-то время всё это пройдет. Мы, люди, склонны преувеличивать свою боль, то есть то, что сегодня терзает тебя, ты думаешь, что оно будет терзать тебя еще 15 лет. Ты преувеличиваешь это и простираешь его до бесконечности. Вместо того чтобы сказать: «Сегодня у меня проблема. Ладно. Но завтра, может, у меня ее уже не будет. Спустя годы, глядя на это издалека, я буду говорить: “Ну почему я была такой и так мучилась?”»

Да, мы тонем, и не всегда в ложке воды, иногда действительно в открытом море, но и преувеличиваем мы вещи тоже очень сильно. Именно в нашем уме и кроется самая большая проблема, потому что оттуда и начинается всё, потому что проблема – это не сама проблема как таковая, а то, как ты на нее смотришь. То есть как твой ум переводит это тебе в самом тебе. Это самое сильное мучение – мучиться душой и преувеличивать это.

– Когда дойдешь до последнего предела, то вскоре происходит чудо, – говорил один парализованный человек, – Бог меня не оставляет. Решение часто приходит, когда ты дойдешь до момента, когда дальше идти уже некуда. Тогда я говорю Богу: «Если Ты не сделаешь ничего, то я не смогу так жить дальше!»

И действительно происходило что-нибудь, и дела в его жизни менялись. Он менялся прежде всего душевно и смотрел на проблему более радостно, оптимистично, с надеждой и верой. Я сказал ему:

– Чтобы пришло решение какой-нибудь нашей проблемы, мы должны сначала поверить, что произойдет что-то хорошее. Если ты не ждешь этого с надеждой, то оно не придет. Некоторые люди «трубят отбой» в своем затруднении и отчаянии и делают окончательный вывод, что ничего в их жизни не изменится: всё, конец! А поскольку они поверили, что ничего не изменится, то ничего и не меняется.

Очень важно верить в перемену, в исцеление, чудо, в улучшение нашей жизни, нашего ребенка, супруга. То есть чтобы в душе у нас была надежда на то, что близится что-то лучшее, чем отчаяние и разочарование. Например, ты соборуешь кого-то – так не делай этого формально, а верь, что сейчас благодаря соборованию произойдет что-то очень важное в душе другого, а также в его теле.

Ведь мы начинаем искать решения без веры. Христос что спрашивал, прежде чем совершить чудо? «Веришь ли ты?» (ср. Ин. 11, 26.). То есть «веришь ли ты, что Я могу дать тебе радость, что могу дать тебе исцеление, что могу воскресить твоего ребенка?» Когда кто-нибудь говорил: «Верю!» – тогда происходило чудо, потому что вера значит – открыть душу, доверять, принимать в себя радость.

Это зависит и от того, как нас воспитали. Большинство из нас не особо верит, что мы заслуживаем того, чтобы возрадоваться. Мы в какой-то степени связали радость и счастье с наказанием. То есть когда мы сильно радуемся, то говорим: «Ой, это не к добру. Мы сегодня столько смеялись, будем плакать!» Ждать, чтобы завтра произошел какой-нибудь инцидент, – да зачем он нужен, такой смех! То есть радоваться непозволительно, и как только ты обрадуешься, ты тут же ждешь, что получишь сейчас тапком по морде!

Страшно то, что мы научились вкладывать этот тапок в руку Бога! Мы думаем, что Бог, в сущности, не желает, чтобы ты радовался, Он хочет видеть, как ты плачешь, мучаешься, бичуешь себя, испытываешь вину, не находишь решения. Что Он смотрит на тебя так, как делают это некоторые детки, которые мучают насекомых и прокалывают им тельце, отрывают крылья, и мы думаем, что Богу приятно смотреть на нас, когда мы так же мучаемся.

Если у тебя такая психология и такой настрой, тогда ничего в твоей жизни измениться не может. Это очень важно – поверить, что решение – это нечто такое, чего мы заслуживаем и что Бог хочет дать нам в ответ на любые наши проблемы.

Мы не для того родились, чтобы плакать. Плач – он на какой-то момент, на пять минут, на пять дней. Он не на всю жизнь. Ну ладно, поплачь, чтобы душа твоя примирилась с Богом, чтобы ты получил прощение, которое Христос подает тебе, чтобы ты принял Таинства прощения: Святое Причастие, Исповедь, – но ты ведь не можешь всю жизнь плакать и жаловаться. Ведь что ты принял в себя? Того, Кто есть скорбь? Нет. Христос есть Радость. Он – Решение твоих проблем.

Следовательно, надо принять, поверить, что существует решение.

– Я не могу жениться, отче! Я не женюсь!

Если ты в это поверил, то ты и не женишься: решения не существует. Но если ты скажешь: «Я знаю, что Бог подаст мне решение через какое-то время, и я жду этого с надеждой!» С ожиданием.

Я сказал одной женщине:

– Верь, что тот, за кого ты выйдешь замуж, – как это и есть в действительности, – сейчас существует.

Потому что ей было 30 лет. Я ей сказал:

– Значит, он жив. Просто вы не встретились. Проживи в своем уме мечту, надежду, молитву. Что такое молитва? Разве она не это и есть? «Я молюсь» означает, что я всеми силами хочу, чтобы случилось то, чего я желаю для другого.

Итак, представь себе того, за кого ты выйдешь замуж.

– Но я его не знаю!

– Ничего, что не знаешь! Душа твоя знает, что кто-то готовится встретить тебя, и это будет.

Люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений

Это ожидание, эта психология надежды подает практические решения в нашей жизни там, где мы этого не ожидаем. Естественно, люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений: с ними произошло обратное – они пристрастились к ропоту, плачу, безысходности и не находят решений. Потому что когда Бог подаст им какое-нибудь решение в жизни, они опять обратятся к своей прежней практике. Решаешь им одну проблему, а они говорят:

– Да-а-а, но… у меня есть и это!

Решаешь им и это:

– Да, но это не так, да, но…

Это люди, которые постоянно недовольны. Человек, который недоволен, не находит решений, не потому что они не существуют, а потому что он сам не готов открыть свою душу, чтобы принять их. У него в жизни имеется так называемое роптание.

Чтобы получить решение от Бога, очень важно быть настроенным на Христов дух и Его атмосферу. То есть Христос говорит о любви, смирении, прощении, молитве, милосердии и доброте. Кто обитает в такой среде, которая в сущности есть среда Бога, тот сообразуется со Христом, и Он подаст ему решение. Потому что когда ты сообразуешься с Богом, Который является Решением всех проблем, то невозможно не найти решения.

Метки: , , , ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.