Обращение Его Святейшества Патриарха Константинопольского Варфоломея I к украинской нации

Июль 30th 2016 -

Вселенский Патриарх Варфоломей

Благословенные дети Церкви, Христолюбивый народ Украины,

Инициатива общественных, политических, религиозных и духовных лидеров великого народа Украины относительно проведения официального празднования тысяча двадцатой годовщины твердого решения Великого князя Владимира принять Христианскую веру от Вселенского Патриархата как официальную религию для народа Киевского государства и, соответственно, для всех удельных русских княжеств является не только обязательства Вязание перед набожным народом Украины, но и является важным для его будущего во время быстрых и решающих изменений в мире.

Эта инициатива является обязательством, поскольку все большие нации должны ревностно оберегать свою историческую память, особенно относительно событий, которые крепко сформировали настоящую духовную идентичность их национального сознания и меньшей или большей степени определили их значительный вклад в сообщество народов. Она также является особенно важной сегодня, поскольку глубина истории великого народа является неисчерпаемым источником силы и излучается на ближних и дальних.

1. Выбор веры был с разных сторон решающим фактором для исторической судьбы всех народов мира. С одной стороны потому, что он наполнял и оживлял их специфические особенности интеллектуальной идентичности, а с другой стороны, так как он, в большей или меньшей степени, определял суть их национального сознания. Это общее и бесспорное утверждение. Эти праздничные события являются четким выражением благодарности набожного украинского народа Великому Князю Владимиру за его личное беспокойство и мудрое решение относительно выбора религии для своего народа, как описано в летописи киевского монаха Нестора (XI в.).

Очевидно, что решение Большого Киевского князя выбрать для своего народа Христианскую веру и просить у Вселенского Патриархата крещения было зрелым плодом мудрой оценки и знания всех последствий того решения, которое включало не только его личные ощущения, но и его видение счастья для своего народа. Так, он выбрал Христианство, при том Христианство Византийской традиции, потому что, с одной стороны, Киевская Русь имела долгую официальную историю политических, экономических и духовных связей с Константинополем еще со времени правления Вселенского Патриарха Фотия, а с другой стороны, так как тем самым он присоединил свой народ к наиболее развитой цивилизации того времени.

В этом смысле Киевский князь через крещение киевлян миссионерами Вселенского Патриархата не только установил неразрывные духовные связи набожного украинского народа с Церковью-Матерью — эти связи еще больше укрепились через византийскую евангелизацию других удельных Русских княжеств — но и заложил новые перспективы их отношение к остальным Христианского мира теперь уже как соучастника Византийского духовного наследия и православной традиции. Киев стал административным центром распространения Византийского культурного наследия на все удельные Русские княжества, а Великий Киевский князь был тем, кто активно поддерживал этот процесс.

Вселенский Патриархат не жалел сил и жертв для этого многовекового процесса евангелизации. На карту была поставлена ​​не только распространение, но и правильное применение Византийского духовного наследия, которое пронизывало все аспекты общественной, церковной и интеллектуальной жизни удельных княжеств и обогащала освященной православной традицией литургический характер национального сознания народа на основе духовного измерения крещения, через которое все светские учреждения входят в единство церковного тела. На основе этого критерия православная традиция сформировала, с одной стороны, особая духовная связь между Церковью и нацией, а с другой стороны, — общепринятые отношения между Церковью и Государством, поскольку, как «рассеяние» народов в Ветхом Завете, так и Новозаветное « сбор »их через крещение определило национальное сознание православных.

Так, православная традиция остается верной миссии Церкви проповедовать «всем народам", не подчиняя Ее тем национальным стремлениям, которые чужды и противоречат характеру Церкви. По этой причине Она подчинила духовное отношение между Церковью и национальностью к национальности абсолютного и канонического критерия территориальности церковных юрисдикций, а также сложившегося порядка договоренностей Ее отношение к государству. В этом смысле Большой Константинопольский Собор (1872) осудил любые своевольные Этнофилетические и националистические тенденции в Церкви как экклезиологическую ересь, поскольку они отрицали бы территориальный характер церковных юрисдикций или принятую власть Государства по определению отношений между ней и Церковью. Пренебрежение этими двумя критериями не только противоречит Православной традиции, но и вносит опасную путаницу в саму литургическую структуру Церкви.

Поэтому, очевидно, что Православная Церковь не может терпеть никаких нарушений или изменений этого отношения к государству или нации. Поэтому она всегда отрицала любое общепринятое приспособление к критериям Ее собственного закона, даже при том, что она, с пастырских соображений, приняла принцип, согласно которому «церковные дела обычно могут изменяться вместе с изменениями в политической жизни». Однако современная правовая культура государственной идеологии поставила под сомнение или даже отбросила законную роль Церкви в структуре или функциях современного государства. Однако ей не удалось поднять традиционное духовное отношение Церкви к национальности, которое осталось незыблемым и укрепило выносливость связи Церкви с обществом, даже в самых суровых общественных условиях.

Источником этого духовного связи Церкви с телом верующих (corpus fidelium) является крещение, в котором происходит духовное возрождение человека и церковное тело формируется в пределах тела нации или общества. Поэтому Церковь четко осознает, что тело Ее членов составляет общество верных так же, как Государство четко осознает, что она составляет сообщество граждан. Однако в развитии и функционировании этих двух сообществ есть конкретное отличие, ведь Государство рождается из ее граждан, а Церковь рождает Своих членов в новом духовном отношении, которое является другим, но не отменяет правовых отношений между гражданами. Материнское отношение Церкви к Своим членов, отношение, которое постоянно подпитывается Святыми Тайнами, объясняет историческую выносливость этого отношения к национальности, но не допускает никаких сомнений относительно устоявшейся роли государства определять законный порядок сотрудничества между Церковью и Государством для пользы как верных, так и граждан, особенно в случае незаживших церковных разделений.

2. Православная Церковь является упорядоченной сообществом автокефальных или автономных Церквей, которая в то же время четко осознает себя аутентичным наследником Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Она выполняет свою духовную миссию через созыв Вселенских или Поместных Соборов согласно канонической традиции для сохранения и подтверждения общение Поместных Церквей между собой и со Вселенским Патриархатом. Решениями Вселенских Соборов (канон 3 Второго, каноны 9, 17 и 28 Четвертого и канон 36 Пятого-шестого Вселенских Соборов) и учитывая многовековую церковную практику Вселенскому Патриархату, как Первом Престола в Православной Церкви была предоставлена ​​исключительная ответственность и обязательную миссию заботиться об охране веры в таком виде, как она нам была передана, и соблюдение канонического порядка (taxis). Таким образом, он уже семнадцать веков с надлежащей рассудительностью служит в этом качестве среди Поместных Православных Церквей, всегда в пределах канонической традиции и всегда используя синодную систему, и, в то же время, Он принял на себя исключительную миссию распространения Православной веры на все народы Восточной и Центральной Европы.

Поэтому важно, что Вселенский Патриарх, хотя и имел возможность, никогда не претендовал на расширение Его канонических полномочий, ведь он никогда не пытался отобрать те исключительные полномочия от синодальной системы, хотя, опять же, имел такую ​​возможность. Поскольку гарант соблюдения каноничности Сам не мог нарушить канонического порядка без вреда для единства Церкви. Напротив, Вселенский Престол более тысячелетия рассматривал как относительные даже канонические границы Его собственной церковной юрисдикции ради предоставления необходимой поддержки для выживания проблемных патриарших престолов Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также автокефальных архиепархий Кипра, Охрид, Пеку и Тырново.

Лучшим примером службы Вселенского Патриархата в Православной Церкви в ущерб его собственных прав на развитие отношений со значительной среди дочерних Церквей — Украинской Церковью, которая семь веков принадлежала к канонической юрисдикции Вселенского Патриархата, то есть от времени крещения Великим Киевским князем (в 988 г...) До ее аннексии Российским государством при Петре I (1687). И действительно, Церковь-Мать, при известных неблагоприятных обстоятельствах, ограничила себя ради того, чтобы с готовностью предоставить Украинской Церкви всяческую церковную, духовную и материальную поддержку, ориентируясь не только на полное применение духовного наследия Византии, но и на защиту ее православной идентичности от тяжелого политического давления распространителей неправославного учения, особенно в очень тяжелые для набожного украинского народа времена.

Таким образом, после аннексии Украины Россией и под давлением Петра, Вселенский Патриарх Дионисий IV рассудил, что при тогдашних обстоятельствах стало необходимым церковное подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (1687), чтобы не преумножать бед набожного украинского народа и чтобы он был под православным политическим руководством — хотя украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению, решению, что равнялось нанесению явного вреда каноническим правам Церкви-Матери. В том же духе, Церковь-Мать соглашалась с требованием правительств новообразованных государств православного населения на Балканском полуострове по автокефалии Церквей, которые выходили из Ее канонической юрисдикции, а именно Греческой (1850), Сербской (1831), Болгарской (1945) и Албанской (1937 ), ради их национальной целостности, хотя такие автокефалии повлекли резкое сужение церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата.

3. Поэтому Вселенский Патриархат, как, гарант единства Православных Церквей в вере и каноническом порядке, всегда выполнял свои обязательства, настраивая свои духовные антенны на потребности православных и на особые обстоятельства каждого периода, но всегда в устоявшихся пределах Православной традиции. Церковь-Мать всех православных, Вселенский Патриархат никогда не отождествлял Себя с какой-то определенной православной нацией, а с готовностью поддерживал исторические судьбы всех православных наций, даже на за счет Своей собственной юрисдикционной или другой выгоды, всегда сотрудничая на равных условиях с гражданским и политическим руководством этих наций, следуя яркий пример нашего Господа, Апостолов и великих Отцов Церкви.

В этом смысле мы искренне приняли почетное приглашение Его Величества, Президента Украины, Господина Виктора Ющенко принять участие в праздничных торжествах по случаю тысяча двадцатой годовщины Крещения украинской нации Церковью-Матерью, поскольку, с одной стороны, в этом многогранном событии празднуется вклад Вселенского Патриархата в христианизацию европейцев, а с другой стороны, поскольку это событие подчеркивает новые европейские перспективы украинской нации во время больших и быстрых изменений в мире. Церковь-мать радуется вместе с набожным украинским народом, потому что это крещение остается невысыхающим источником силы, которая не только поддерживает его внутреннее, духовное единство, но и применяет его в полной мере в важной сфере международных отношений.

Поэтому гражданский, политический, церковный и, в целом, интеллектуальные лидеры украинского народа имеет общий долг использовать как можно шире в допустимых пределах данный Богом дар крещения не только для безотлагательного исправления разной путаницы и травм исторического прошлого, но и для восстановления объединяющей роли, которую играла Православная Церковь в сознании Христолюбивой украинской нации. Продолжение этой путаницы в этнофилетических или политических целях, несоответствующих духовному характеру Церкви забрало бы объединяющую силу крещения и еще больше обострило бы существующий опасный разделение церковного тела, разделение, которое разрушает не только духовное единство, но и гражданское единство украинского народа и несет в себе очевидные проблемные последствия для будущего Украины.

Церковь-Мать имеет не только право, но и обязанность поддерживать в пределах установившейся православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение, которое бы как можно скорее ликвидировало опасные разделения в церковном теле, «чтобы зло не стало большим» для Святой Церкви в Украине и церкви вообще. Различные политические и церковные трудности, вызванные существующей путаницей, очевидны и известны из долгого исторического прошлого, но всем также известно, что забота о защите и восстановлении церковного единства является нашей общей обязанностью, которая перевешивает любые политические или церковные цели в соответствии с наставлением божественного Основателя Церкви: «Чтобы все были одно» (Ин 17:21).

26 июля 2008, Софийская площадь.

Перевод с украинского: Портал «Алчевск Православный»

Оригинал

Метки: , , ,

Комментарии закрыты.