Всеволод Чаплин о «современности», «архаике» и вечных ценностях

Сентябрь 2nd 2016 -

Протоиерей Всеволод ЧаплинПротоиерей Всеволод Чаплин отвечает на статью Михаила Демурина «О Всеволоде Чаплине, „женском вопросе“ и русской традиции».


Искренне уважаю Михаила Васильевича Демурина – за гражданскую позицию и за то, что он не побоялся оставить высокий пост в МИДе из-за несогласия с нашими уступками перед лицом агрессивной политики некоторых стран. Рад, что Михаил Васильевич поднимает темы нравственного обновления нашего общества. В этой сфере, впрочем, уступки тоже опасны и губительны.

Для меня как христианина главное – не приспособиться к «современности», политические и культурные штампы которой порождены антихристианскими силами, начиная с Руссо и заканчивая «ассоциациями планирования семьи». Христианин призван менять реальность – как это сделали апостолы и их преемники, превратив языческую Римскую империю в империю святых Константина и Юстиниана. Может получиться — может нет. Но по крайней мере призвать к этому надо – и не покоряться «реальности», сочтя ее вроде как безальтернативной (много ли было альтернатив языческому Риму?). В данном случае для христианина нет иного пути, как действовать словом – и принуждением (вслед за словом именно принуждение, как бы ни чурались его запуганные секуляристами либеральные богословы, привело к торжеству христианства в мире).

Принуждение к нравственности необходимо и сегодня. Без этого нашим обществом будут управлять глобальные силы, которые используют порок для деструкции народа, а затем и государства. Если хотите, «личная жизнь» есть дело общественной важности. Отказ от публичного осуждения супружеских измен, пропаганда гомосексуализма, навязчивое распространение абортов и контрацепции, культ «свободной любви», привлекательный образ «одинокого волка» в культуре – все это удары по нашему будущему. Хотя бы в силу того, что эти удары координируются структурами, заточенными на сокращение народонаселения. Для Россия эта цель, мягко говоря, неактуальна.

У нашей страны – очень простой выбор: или семья как минимум с тремя детьми, или исчезновение. И значит, нужно совершенно иначе взглянуть на положение женщины в семье и обществе, на оценку ее домашнего труда, особенно материнского. Работающая на полную ставку женщина должна стать исключением — меняющаяся в постиндустриальном мире структура занятости вполне это позволяет.

Нужно предоставлять семьям, имеющим трех и более детей, земельные участки для строительства домов, беспроцентные ссуды на такое строительство. Нужно существенно повышать зарплаты отцам, имеющим трех и более детей – вот тогда, пользуясь словами Михаила Васильевича, у нас будет достаточно «настоящих мужчин, способных стать основой патриархальной семьи» (готовность к этому у многих есть). Нужно учитывать труд жены и матери при начислении пенсий. Нужно стимулировать ранние браки. Нужно дать людям возможность покинуть мегаполисы, где много детей по определению почти не бывает, и работать дистанционно.

Но всего этого мало. Необходимо ясно сказать – на уровне права и политики, — что нравственный облик женщины (как и мужчины) должен быть критерием общественного отношения к человеку. Девство, верность, настоящая любовь – вот что должно стать нормой. Я не случайно сказал о том, что женщину в нравственном отношении нужно вернуть в XIX век – как минимум. Мужчину, кстати, тоже. Речь не об «архаике», а о вечных ценностях, от которых мы временно отошли. И не стоит «в опровержение» моих слов искать пороки в XIX веке, которые подготовили век ХХ – для меня стандарт позапрошлого столетия лишь минимален. Вечные ценности, о которых я говорю, в этом столетии уже оспаривались. А затем они были подавлены силой – ведь трагедия февраля и октября 1917 года стала результатом не выбора народа, а грубой агрессии заговорщиков. Не кризиса принципа монархии, а перерождения ее под влиянием чуждых идей и предательства элит. Не «отвержения» царя народом в 1905 году – а отсутствия в 1917-м воли, способной подавить бунт заговорщиков, как это было сделано, и очень эффективно, в 1905-м.

Принуждение необходимо – не только в случае хорошо организованных беспорядков, но и в случае духовной агрессии аморализма. Правда, в последнем случае пушками, как в 1905 году, не поможешь – но вот общественное одобрение и общественное порицание помогут вполне.

Человек IX, XIX и XXI века – один и тот же, если говорить о добродетелях и пороках, о плохом и хорошем. Никакие гаджеты и социальные реформы этого не меняют. Женщина, лишенная семьи, всегда несчастна. Мужчина, не способный взять на себя ответственность за семью и страну, всегда жалок. Предвижу вопли возмущенных феминисток и феминизированных мальчиков – но знаю, что прав. Знаю хотя бы из исповедей. Говорить о вечных ценностях надо – даже если это кому-то не понравится. Ведь настоящее христианство – это не партия и не ритейлер, которые хотят понравиться всем. Правда – важнее.

Источник: МИА «Россия сегодня»

Метки: ,

Комментариев к записи: 1 “Всеволод Чаплин о «современности», «архаике» и вечных ценностях”


  1. Антон сказал:

    Вот интересно а какое отношение этот мужик в рясе имеет к христианам вообще кроме внешних «знаков отличия»? На какого остолопа рассчитаны его бредни о «принуждении к нравственности»??? Этож надо такой бред нести- " Вечные ценности, о которых я говорю, в этом столетии уже оспаривались. А затем они были подавлены силой – ведь трагедия февраля и октября 1917 года стала результатом не выбора народа, а грубой агрессии заговорщиков. Не кризиса принципа монархии, а перерождения ее под влиянием чуждых идей и предательства элит. Не «отвержения» царя народом в 1905 году – а отсутствия в 1917-м воли, способной подавить бунт заговорщиков, как это было сделано, и очень эффективно, в 1905-м........ Эффект в чем- в том что зло породило чудовищь? Да неужели не видно что эффект пролитой крови 1905 захлестнул страну в перевороте 1917 так, что до сих пор кровью харкаем! Этот мужик с крестом что Евангелие вообще никогда не читал?.. Там же прямо говорится «Кто с мечом придет от меча и погибнет»- и эти не про защиту родины!!!!- эти слова были сказаны Апостолу, когда Он мечом рубанул по уху раба пришедшего с оружием арестовать Христа! Господь учил делать как ОН. Он сказал богатому юноше — «продай имение свое, раздай нищим, возьми крест и следуй за Мной! Юноша не пошел. Где тут принуждение? И как вообще Христианин, Свободный человек от грехов и страстей, человек который исполняет заповедь НЕ ПРИЛЕПЛЯТЬСЯ К ЗЕМНОМУ, тот кто душу СВОЮ сбережет тот потеряет ЕЕ, а кто положит душу ради ЕВАНГЕЛИЕ правды тот обретет жизнь вечную» — Как такой человек может проповедовать, принуждение и убийство под видом православия??? Это что секта джихадистов внутри Русской церкви завелась?. Ужас в том что Апостолы ВСЕ отдали свои жизни проповедуя любовь! А сегодня под настоящих Апостолов косят всякие астолопы как Высоцкий в песне пел!