УПЦ на Востоке Украины: То, что происходит сейчас в Донбассе – это нонсенс, искусственно созданный конфликт

Декабрь 7th 2014 -

Протоиерей Георгий Гуляев

Анна Хрусталева

Пресс-секретарь Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, настоятель Свято-Игнатьевского храма протоиерей Георгий Гуляев рассказал «УНИАН-Религии» о том, в чем нуждаются сегодня мирные жители Донбасса и какую работу ведет Церковь на Востоке Украины.

Пять месяцев назад в Донецк массово прибыли боевики ДНР. Что изменилось в церковной жизни после начала боевых действий? В трудный период для жителей оккупированной территории в чем больше всего нуждаются прихожане?

Для Церкви в Донбассе минувший год стал временем испытаний на твердость нашей веры и наших принципов. Знаете, мы всегда традиционно за богослужением молились о мире во всем мире, но так искренне, как сейчас, о мире мы еще никогда не молились.

Сегодня серьезное искушение для православных под давлением или перед выгодой стать подспорьем для политиков. Но Церковь в целом не может себе этих вещей позволить. Сегодня приходы Донецкой епархии находятся по обе стороны фронта. И между нами проложили вполне ощутимую границу с блок-постами, паспортным контролем, досмотрами. Но это границы человеческих претензий на землю и они могут меняться, а для верующих земля – это Божий дар. И в Псалтири говорится: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс. 23). То есть земля принадлежит только Богу, а мы на этой земле только люди, которые несем свою миссию.

Церковь не отделяет себя от народа, даже если эти люди в чем-то заблуждаются, мы рядом. Мы несем скорби с больными, с заблудшими, несем мир ожесточенным. Кормить голодных, посещать больных, наставлять на покаяние необходимо всякого вне зависимости от его политических взглядов. И наше нахождение рядом не является соучастием с тем, что они делают, а скорее становится для воюющих напоминанием о том, что есть другие приоритеты и ориентиры в жизни. Присутствие священника в среде воющих людей – это не есть одобрение или освящение их какой-то деятельности, скорее это возможность приготовить людей к смерти.

Минувший год стал для нас временем испытаний, потому что мы привыкли жить в благополучном крае. В Донбассе все время мирно уживались множество национальностей, здесь не было межэтнических конфликтов, здесь просто отсутствует база для этнического конфликта, никто никогда никого не притеснял. Мирно жили греки Приазовья, украинцы, русские и татары, немцы и евреи – более 100 национальностей. Мы всегда этим гордились. У нас даже религиозных конфликтов не было.

Мы знакомы с местными греко-католиками, общаемся с протестантами. На мероприятия приглашали для общения католических священников и представителей ислама. Они в меньшинстве находятся, но они никогда не были вне нашего внимания. Поэтому то, что происходит сейчас в Донбассе – это нонсенс. Это вызывает удивление, потому что это искусственно созданный конфликт.

В связи с такими событиями чувствуется ли отток прихожан УПЦ в Донецкой области?

Церковь – это, прежде всего, люди. Поэтому тот миллион человек, который, по данным ООН выехал из Донбасса, это и наши прихожане. Среди них были люди имущие, которые помогали строить храмы, которые поддерживали социальные проекты Церкви. Среди них люди, которые вместе с нами трудились, и ради которых мы строили храмы на шахтах, в больницах, на фабриках. Мы хотели быть ближе к людям, и люди тянулись к нам. Теперь многие предприятия не работают, разрушаются связи. Мы знаем скорбь этих людей, скорбь вынужденного переселенчества, трудности беженцев.

Благодаря стараниям митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона за 20 лет его управления епархией типичный донбасский пейзаж со степью, трубами и терриконами изменился – практически в каждом городе появился храм. И это не только восстановленные или реставрированные святыни, а именно новопостроенные храмы. Эти храмы появились там, где их никогда не было. А сейчас там, где проходит зона конфликта, где проходит линия фронта, эти храмы оказались в той зоне, которая подвергается обстрелам и разрушениям. За время конфликта в Донецкой области так или иначе пострадало 62 храма. Это храмы Горловской и Донецкой епархии УПЦ. Есть практически полностью разрушенные храмы, как то Свято-Иверский женский монастырь, разрушенный храм святого Иоанна Кронштадтского, очень повреждены храмы в Макеевке и Иловайске. А есть храмы посеченные осколками с частичными разрушениями – выбиты окна, пробиты крыши, осыпалась штукатурка.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.