Молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Сщисп. Афанасий (Сахаров)

Март 14th 2011 -

Молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Сщисп. Афанасий (Сахаров)

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «признаком приближения конца света является оскудение любви. XX век был страшен своим немилосердием. И сегодня мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви» (из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Епархиального собрания г. Москвы 25 марта 2003 года)1.

Поэтому сейчас молитвенное обращение к Спасителю и Его угодникам «о еже искоренити в нас ненависти, зависти же и рвения, и вся прочия страсти, братолюбие разрушающия, и нелицемерную любовь всеяти»2 становится несравненно более важным и актуальным, чем ранее.

Публикуемое чинопоследование молебного пения св. ап. Иоанну Богослову в соединении с молебном об умножении любви составлено исповедником XX века – святителем Афанасием (Сахаровым), прекрасным литургистом и агиографом3.

Текст молебного пения приводится по сборнику «Последования молебных пений» из архива свт. Афанасия4.

Часть этого сборника содержит чины, приуроченные к праздникам месяцеслова. К таким чинопоследованиям относится и молебен св. ап. Иоанну Богослову, память которого совершается 26 сентября (ст. ст.)5.

В богослужении Церкви св. ап. Иоанн Богослов прославляется как апостол любви: «Блаженне Иоанне всемудре, обильною теплотою Христовы любве множае всех был еси учеников любимь Всевидцу Слову...» (1-я стихира на хвалитех, 26 сентября). Вероятно, поэтому с молебном апостолу свт. Афанасий решил соединить молебствие об умножении любви.

Анализируя чинопоследование, можно заключить, что святитель Афанасий, взяв за основу порядок общего молебна6, внес в его состав тексты из «Службы о умножении любве»7 и из минейной службы св. ап. Иоанну Богослову. Однако многие исходные элементы были святителем творчески переработаны, и, кроме того, были добавлены некоторые молитвословия, составленные им самим.

Святитель Афанасий вместо характерного для общего молебна пс. 142 указал пс. 132 – из-за большего соответствия его содержания тематике данного молебного пения. В прошения мирной ектении, заимствованные из «Службы о умножении любве», святителем внесена филологическая правка. Тропари на «Бог Господь» и в конце молебна приводятся им по правилам Богослужебного Устава. Вместо 50 псалма, положенного на общем молебне перед каноном, свт. Афанасий предлагает составленный им самим избранный псалом8. Далее предписывается исполнять канон св. ап. Иоанну Богослову (1-й) из Минеи (см. 26 сентября), к которому святитель дает обычные запев и катавасию. На сугубой ектении по 3-й песне канона приводятся прошения из «Службы о умножении любве» (кроме последнего, которое относится на сугубую ектению в конце молебна), и поется кондак апостола. По 6-й песне и малой ектении – кондак Спасителю из «Службы...» и чтение Священного Писания, предваряемое пением прокимнов (из «Службы...» и апостолу). Святитель несколько изменяет состав стихов евангельского чтения по сравнению с указанным в «Службе о умножении любве». По прочтении ап. Иоанну Евангелия поется стихира по 50-м псалме из его службы 26 сентября, и читается в краткой редакции (но с некоторыми добавлениями) молитва литии «Спаси, Боже, люди Твоя...». Конечная молитва предстоятеля «Господи Иисусе Христе Боже наш...» представляет собой измененный святителем текст прошения на проскомидии из «Службы о умножении любве», а следующая за ней молитва к св. ап. Иоанну Богослову – общераспространенная, но несколько отредактированная свт. Афанасием. В заключение молебна, после отпуста, на котором, кроме Богородицы и всех святых, поминается только апостол и евангелист Иоанн, поется уникальное величание, текст которого принадлежит авторству святителя Афанасия9.

Данное чинопоследование, предложенное вниманию читателя в качестве памятника литургического творчества XX века, является свидетельством об обширном наследии священноисповедника Афанасия (Сахарова) и о богатой богослужебной традиции Русской Православной Церкви.

Примечания:
  1. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 25 марта 2003 г. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 40.
  2. См. «Службу о умножении любве» (Требник. М., 2004. С. 368).
  3. Свт. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич) родился в 1887 году в Тамбовской губернии и с детства полюбил богослужение и молитву. Обучаясь в Шуйском Духовном училище, написал свое первое литургическое творение – тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы. После Владимирской Духовной семинарии поступил в Московскую Духовную академию и окончил ее в 1912 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной». В этом же году ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с именем Афанасий и посвящен в иеродиакона и иеромонаха. В январе 1918 г. вошел в состав членов Поместного Собора, где работал, в частности, в Отделе о богослужении, проповедничестве и храме. 10 июля 1921 г. архим. Афанасий был рукоположен во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В течение своей архипастырской деятельности свт. Афанасий находился на епархиальном служении менее 3-х лет, т. к. многократно арестовывался органами ГПУ и провел в заточении и ссылках почти 28 лет. Святитель Афанасий написал книгу «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» и участвовал в составлении службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Он является автором многих богослужебных последований, в частности, «Празднования Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Максимовская». Свт. Афанасий возглавлял Богослужебно-календарную комиссию, попечению которой вверялось издание Православного календаря и Богослужебных указаний. Почил свт. Афанасий 28 октября 1962 г. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых в чине священноисповедника.
  4. ЦИА ПСТГУ, фонд свт. Афанасия (Сахарова). Ф. I. Оп. 1, 2 (V). N№ 59/1-2. Машинопись с пометами еп. Афанасия.
  5. А также 8 мая (ст. ст.).
  6. См. Часослов. М., 2004. С. 276-296; Требник. М., 2004. С. 252–270; Октоих. Ч. 1. М., 2004. С. 705-707.
  7. В архиве свт. Афанасия (ЦИА ПСТГУ, фонд свт. Афанасия (Сахарова). Ф. I. Оп. 1, 2 (VIII). N№ 370) хранится «Сборник различных служб», отпечатанный типографским способом и по содержанию относящийся к составу Требника или Иерейского молитвослова (ср. Требник. М., 2004. С. 367-374). В тексте книги, на последнем форзаце которой святитель написал: «Сия книжица была со мной в заключении и там мной пополнялась», имеются многочисленные его заметки и поправки.
  8. Состав избранного псалма, данного в молебне, совпадает с избранным псалмом из труда свт. Афанасия «Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храмы, или идеже будет празднование им с полиелеем» (хранится в ЦИА ПСТГУ).
  9. См. сборник свт. Афанасия «Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храмы, или идеже будет празднование им с полиелеем» (хранится в ЦИА ПСТГУ).

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.