Как я снова начала улыбаться или Первые шаги в борьбе с аутизмом

Март 17th 2016 -

Аутизм

Глава 15. Речь или как добиться первых успехов

Если у вас так же как у меня речь у ребенка отсутствует полностью, находится на уровне лепета и вокализация. То вам нужно начинать с самого начала. А именно с потребности ребенка к контакту, взаимодействию.

Очень важно выстроить или восстановить хорошие взаимоотношения с ребенком. Здесь очень поможет Холдинг-Терапия, о которой подробно было описано выше. Повысив у ребенка желание к коммуникации и сотрудничеству, выстроив с ним доверительные теплые отношения, можно начинать с азов. С понимания речи, которая увы, тоже отсутствует у многих деток с ранним аутизмом.

У нас понимания обращенной речи не было очень долго, ребенок не реагировал на имя и команды. Уши вообще были слабым местом. Была неправильная реакция на громкие звуки, музыкальные игрушки. Максим часто закрывал ушки руками, хлопал себя по ушам, не давал трогать и чистить и т.д. Прежде чем обучать ребенка речи необходимо убедится, что он не только слышит, но и понимает то что ему говорят. Для того что бы выяснить есть ли понимание речи у ребенка, необходимо в неожиданный момент предложить ребенку что то значимое и любимое, например сказать на конфетку, пошли смотреть мультик и т.д. Если реакция есть и она правильная, необходимо несколько раз в этом убедиться.

Если вы определились что ребенок вас слышит и понимает. Необходимо расширить пассивный словарь и увеличить количество слов которые ребенок  точно понимает. Здесь можно использовать МБА или классическую АБА. Научиться давать, приносить, указательному жесту и т.д. Указательный жест предшествует началу речи у здоровых детей, как только ваш ребенок сможет спонтанно указывать на желаемый объект ваши шансы на речь повысятся.

Понимание речи и попытки вокализаций должны идти вместе. Старайтесь одновременно с изучением предметов, больше петь, читать ребенку. Стимулируйте речевые попытки аутенка, подражайте ему,  гулите вместе с ребенком. Изучайте предметы, карточки, слова, части тела, просьбы и различные команды.

Обязательно поощряйте ребенка на любые звуки или подражание, используйте поощрение, все что ребенок любит. Время когда ребенок будет готов к речи и сможет имитировать звуки, а потом и слова скоро наступит. Наберитесь терпения. Используйте все ваши игры и занятия, эмоциональный контакт и прогулки для развития речевых навыков. Будьте оптимистичны!

Мой ребенок с детства очень увлечен карточками, как и многие другие аутисты он любит картинки,  легко их запоминает, группирует, ищет пары, и т.д. Эта одна из возможности обучать не говорящего ребенка. Через чтение, при чем важно не сам факт умения читать, а интерес ребенка к буквам, звукам, словам и речи в целом. Лучше совмещать глобальное чтение, по-буквенное и по-слоговое. Нам здесь очень помогла и пригодилась методика Глена Домана и его карточки.

Аутисты мыслят образами, поэтому очень важно чтоб каждое слово было показано картинкой, пусть ребенок пополняет свой словарный запас используя зрительную память. Карточка со  словом+картинка -отличный способ обучать, очень подходит детками которые не говорят.

Помните, ребенок готов к обучению глобальному чтению если умеет сравнивать подобное с подобным, предмет с картинкой и раскладывать разной сложности пары.

Глобальное чтение надо совмещать с по-буквенным и по-слоговым чтением. Что бы изучить буквы и привлечь внимание ребенка к звукам, можно сделать самостоятельно много буквенных лото, на каждую изучаемую букву, где буква которую учим представлена три или четыре раза, столько же карточек ребенку нужно правильно разложить, пока ребенок раскладывает мы проговариваем букву и всячески привлекаем к ней внимание.

Можно сделать буквенную рыбалку, используя магнит и скрепки на карточках. Можно кидать буквы в банку и проговаривать гулко звук или протяжно, а потом вместе с ребенком доставать карточки и опять озвучивать(мой ребенок очень любит эту игру). Можно выкладывать буквы на карточку с целым словом, например выложить слова мяч, из магнитных буковок по образцу. Что бы привлечь внимание к буквам нужно иметь их несколько. Складывать в баночку, сортировать, раскладывать и все время проговаривать. Обязательно показывать слово или картинку на изучаемую букву и настоящий предмет. Играйте с карточками и  с буквами, изготовьте много материала для занятий, подберите к ним картинки или предметы. Учите одну букву в день, повторяйте пройденное. Для наглядности можете обводить буквы пальцем ребенка, изготовьте карточки с буквами вырезанными из наждачной бумаги или приклейте макароны на бумагу, пуговицы, крупу. Сделайте материалы выпуклыми, интересными, разными. Выкладывайте изученные буквы по образцу и просто так из пластилина, мозаики, конструктора, пуговиц,  спичек, даже из обуви, для наглядности, крупно и мелко, пусть буква запомнится малышу. Делайте изучаемый материал наглядным, например в слове «падать» буквы падают, а в слове » бежать» — выглядят бегунами.

Играйте в буквенное и пазловое лото, пазлы, подбирайте пары из слов, регулярно показывайте ребенку крупно напечатанный текст. Можно сделать листалки, потешки, я такие печатала на принтере и сыну они очень нравились, «Мишка косолапый, Мы делили апельсин и т.д.»(очень крупно одно два слова на странице, следующая страница изображение этого слова и т.д.) Главное проявить интерес к речи. Изучение букв и звуков очень полезно, способствует тому что ребенок чаще прислушивается к речи, пополняет словарный запас, делает попытки говорить. Интерес к детским книгам и речи вскоре обязательно возрастет!

Действия также можно выучить по картинкам или фотографиям, вырежете из журналов различные действия людей: ребенок кушает, дядя идет, тетя пьет, мальчик играет в мяч, бабушка спит и т.д. Можно использовать фотографии, следите что бы фотография была не перегружена деталями. Учите показывать жестом на нужную карточку. Где девочка спит? Где дети купаются и т.д. Желательно чтобы образов одного действия было несколько. Чтобы у ребенка не возникло ассоциаций с отдельной картинкой. Пусть на одно действие будет несколько картинок, а дети и бабушки изображают несколько разных действия. Также можно изучать настроения, профессии, животных, фрукты, овощи, ягоды, транспорт и т.д . Можно сделать фотоальбом где ребенок ест, спит, бежит и наглядно его изучать. Сыну такой нравился и он по долгу его рассматривал.

Что бы про стимулировать речь, можно научить ребенка общению через карточки PECS(карточки на липучках ,я хочу сок, гулять и т.д.). Я такие карточки сделала сама из обычной детской книги, обклеила книжку разноцветной пленкой, украсила наклейками, жидким клеем приклеила липучку, выбрала из карточек мемори и найди пару подходящие, приклеила к ним липкую ленту, некоторые за ламинировала. Некоторые напечатала сама и за ламинировала. Получилась неплохая книжечка. Удобная и красивая.

Неплохо бы было обучить ребенка каким либо жестам, выбрать надо не менее трех жестов (чтобы один из жестов не стал жестом попрошайничества), обозначающих важные для ребенка просьбы, например дай, открой, печенье, сок и т.д. Выберете любой жест рукой или пальцами, и начните обучение. После того как ребенок сможет спонтанно просить жестом нужный ему объект, можно перейти на звук. Хвалить сначала жест и любой звук, потом только звук, потом похожий звук и наконец близкое по звучанию слово. У нас был и остается жест открой, дай, иди ко мне.

Если речь вообще не развивается, а возраст ребенка превышает 5-летний возраст, необходимо сделать упор и направить все силы на полезные умения и общение с помощью жестов. Главное что бы ребенок мог объяснить что он хочет!

ЧТО же можно предпринять для развития речи:

Отрабатывайте указательный жест, физически помогайте ребенку вытянуть указательный палец, касайтесь им предметов, проводите по контурам пальцем и чаще называйте объекты словами.

Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того чего желает малыш, провоцируя его речь.

Для первых звуков используйте то что получается у ребенка, его любимый звук.

Провоцируйте любые звуки и подражания,  преувеличивайте ваше удивление или радость.

Проговаривайте за ребенка его желания, дай мне пить, подними меня, лови меня.

Чаще комментируйте действия и предметы вокруг

Подхватывать и обыгрывать любой слог или звук ребенка, да-да-да превратить в дай дай дай, ииии в и-го-го и т.д, согласно ситуации.

Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте буквы и предметы ближе к губам. Заниматься чаще на коленках у мамы.

Для максимального увеличения понимания сократите и упростите разговорную речь. Уменьшите длину фраз, обращайтесь к ребенку отдельными словами («сядь», «ешь»)

Ограничитесь ключевыми словами в предложениях. Постепенно усложнять содержание речи.

Одни и те же действия и предметы комментируйте многократно, не меняя содержание и интонацию.

Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.

Можно использовать ритм стихов, песен, сказок для провоцирования речи

Использовать ритм прыжков, качание на качелях или покачивания на руках.

Используйте эмоционально окрашенные моменты (еще, лови, лети, плюх-плюх)

Используйте потешки, с эмоциональной окраской, показывайте движения и помогайте то же сделать ребенку.

С помощью поощрения добивайтесь любого звука от ребенка, потом похожего, потом близкого по звучанию к заданому.

Введите команду говори -прикасайтесь к губам ребенка и падавайте пример, при любом звуке хвалите!

За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание, требуйте какого-либо звука.

Звуки предметов: поезд, самолет, машина, простые звуки и сочетание звуков(би-би, ту-ту, тик-так…) обычно самые легкие

Имитация голосов животных по картинке или игрушке обычно легче всего дается малышам.

Называйте чаще членов семьи по фотографии и в жизни.

Учите ребенка говорить да и нет, кивнуть или сказать.

Можно научить сначала произносить звуки, потом слоги. После чего сливать слоги в изучаемое слово.

Обучайте умению спонтанно воспроизводить слова и словосочетания. Провоцируйте произношение выбором или непониманием.

Словарный запас расширяйте постепенно. Постоянно комментируя и разговаривая.

Невозможно помочь ребенку говорить, только пример и поощрение стимулирует ребенка на повторение слов. Если у ребенка вообще не получается имитировать звуки надо вернуться к имитации действий и отложить на время звуковую имитацию.

Чаще берите ребенка на руки, играйте на коленях, читайте стихи, слушайте песни, любой интерес к речи, к письменности, буквам, говорящей азбуке, звукам животным должен поощряться. Больше контакта, объятий, разговоров и ребенок обязательно ответит вам тем же!

Меньше мультиков и компьютера, они не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом. Возраст до 5 лет очень важно использовать с пользой. Удачи нам!

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.