Как я снова начала улыбаться или Первые шаги в борьбе с Аутизмом

Февраль 27th 2016 -

Аутизм

Глава 14. Список игр и умений или чему же учить

Учить можно чему угодно, приносить предметы, показывать части тела и членов семьи на фотографиях, завязывать шнурки, масло на бутерброд мазать, мозаику собирать, в куклы и машинки играть, все чего пожелаете или интересно вашему ребенку, но для вашего вдохновения и определенности перечислю игры и задания, которые вы могли бы использовать.

Составьте после прочтения свой  небольшой список на первое время. Выбирайте нужные вам и вашему малышу умения, к которым ребенок готов в силу возраста и развития, будьте лучше медленнее, но последовательны. Мы не на марафоне, тут главное не догнать сверстников, а освоить жизненно важные умения. Научить учиться и выполнять простые инструкции и действия. У нас особые дети и особые условия, придерживайтесь своего темпа и учитывайте возможности своего аутенка.

Есть замечательные книги про игры и занятия с особыми детками, обязательно читайте и вдохновляйтесь!

Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей»

Янушко Е.А.»Игры с аутичным ребенком.» и т.д. Полный список литературы имеется в самом конце книги.

Вот какие сферы можно и нужно развивать и какие задания и игры могут в этом помочь, список примерный, начало, основы, выбирайте то, что нужно именно вам, учитывайте пристрастия и интерес вашего ребенка. Творите, играйте, учите, сделайте обучение интересным и радостным для вас и вашего малыша.

Речь и Самообслуживание вынесены в отдельную главу, как наиболее сложные и нужные!

Имитация

Имитация чрезвычайно важна, многие аутисты с трудом имитируют, их надо этому научить. Выберите несколько простых движений не похожих на друг друга и начинайте их тренировать. Используйте случайный порядок, снижайте подсказку. Просите в разное время и местах. Следите что бы ребенок учился именно имитировать или выполнять голосовую команду, а не выполнял заученное действие или порядок. Возможно, вашему ребенку будет проще начать имитацию с предметов, с игрушками, предметами быта. Попробуйте разные варианты. Не забывайте использовать поощрение, будьте последовательны и добивайтесь выполнения с вашей помощью, а потом и без.

Необходимо научить ребенка наблюдать, смотреть, учиться, любая имитация полезна, помогает осознать свое тело, свои возможности, тренирует память, восприятие, моторику. Помогает детям научиться наблюдать и спонтанно повторять действия других детей и взрослых.

Продвинуться в имитации трудно, у аутят с этим большие проблемы. Но как только пойдет имитация развитие станет более стремительным. Моему сыну понадобился месяц чтобы научится имитировать. Но какое же это было счастье для всех нас. Сколько удовольствия получали мы от такого общения и игр, от новых умении сына. Это стало настоящим прорывом!

Вот какие упражнения вам могут помочь:

бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как я

подражание стуку, ритмичное стучание по столу или кастрюле ложкой

поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться

нажми, бей, отрывай, складывай, пинай, доставай…

звукоподражание взрослому: любой звук, ш-ш-ш-ш, звук индейцев ладошка по рту и т.д.

имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы и т.д

хлопать в ладоши, полетели-полетели, сорока-белобока…

руки вверх, вниз, в стороны, руки в боки, плавание и марширование

воздушный поцелуй, пока-пока, приветствие

рисовать подражая например линию, кривую, волну

показать носик, ушки, глазки у куклы или мишки

игра в куклы по образцу, две пары кукол и одеяла, уложить бай, накормить

имитация с пластилином, скатать колбаску по примеру, блинчик, чередовать, втыкать соломинки, спички по примеру

открыть рот, высунуть язык, вытянуть губы, постучать зубами и т.д., тренируется перед зеркалом

улыбка, мотание головой нет-нет, кивнуть -да, указательный жест

имитация с игрушками: покатать машинку, постучать мячом, подкинуть шарик и т.д.

поздороваться за руку, показать сколько годиков, вверх большой палец, разжать и сжать кулаки

закрыть лицо руками, прыгать, поднимать одну руку или ногу, скрещивать руки и ноги…

с предметами и игрушками: положи в ведро, позвени, по тряси, бей в барабан, толкай машинку, по маши флажком, вытри рот, стукни ложкой или молотком…

с бытовыми вещами: надень шляпу, поднеси трубку к уху, пей из чашки, подуй, расчеши волосы, почистить зубы, вытри ротик…

Нам понадобилось много времени что бы ребенок научился имитировать, но АБА и МБА пришли нам на помощь и обучение сдвинулась, стало приносить массу удовольствия, ребенок легко и быстро учился новому, проявлял интерес и иногда спонтанность.

Понимание, восприятие:

реагировать на имя, откликаться на зов

выполнять простые инструкции и просьбы

указательный жест на желаемый предмет

подойти по речевому зову, тренируется с помощником

садись, стой, иди по команде

соотношение предметов, дай аналогичный предмет, где пара?

дай, положи, возьми, сложи по просьбе

реагировать на вопрос  где? (Предмет, носик, мама и т.д.)

различать имена близких

узнавать по фото членов семьи и себя

приносить и давать предметы по просьбе: машинка, ботинок, мячик, кукла, чашка и т.д.

осознания себя, своего тела рисование контура ребенка, ручек, лица, ножек

узнавание себя в зеркале

Моторика мелкая и крупная:

ловить мяч, кидать мяч, катить мяч к маме или стене

кегли из предметов быта-разбивать мячом

игра  в футбол, баскетбол, гольф, хоккей и т.д.

спускание и поднимание по лестницам, прыжки, бег, полосы препятствий, горки, качалки

игры с водой, льдом, под краном, в тазике, с емкостями, переливание в разные чаши, вливание, смешивание, купание

складывать бусин, мелких предметов, камушков, пуговок, бобов в маленькие коробочки, бутылочки, яичный домик

кидание предметов в коробку или банку, складывание в чеплашки или мешочек, копилки

рисование пальцами, кисточкой, карандашами, маркером, разукрашивавшие  и т.д.

клеить наклейки в контуры и просто так, различные книжки с наклейками

рисование пальцами и ладошками

красиво оформленный сундучок или коробка, мешочек, которые содержат различные мелкие предметы.

рисовать на своем теле, это помогает лучше узнать себя

игры с конструктором, мозаиками, магнитами на холодильник, магнитной азбукой и т.д.

пластилин, желе, тесто: трогать, мять, рвать, резать «ножичком», катать колбаски, шарики, высаживать мелкие предметы или крупу, размазывать и придавливать шаблонами…

пересыпание круп, игры с ватой, бусинами, пуговицами

прищепки на коробку или банку надевать и снимать

закручивать и откручивать крышки, болтики и винтики

нажимать кнопки, открывать двери, выключатели, ключик в замочек и т.д.

нанизывать на шнурок пуговицы или бусины,  петельки, крючки, липучки.

складывать бумагу пополам, резать ножницами…

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.