Аутизм и танцевально двигательная психотерапия

Март 19th 2020 -

Танцевально двигательная психотерапия

Бирюкова И..., Балабан Ю.,  Егорова А. Котова И. Рахманова А., Спивак А.

Данная статья основана на опыте клинической практики слушателей программы профессиональной переподготовки по специальности «Танцевально-двигательная психотерапия», супервизор И.Бирюкова ,BC-DMT. Практика осуществляется на базе Центра «Наш солнечный мир», рук. И.Шпицберг  с октября 2010 года и является составной частью пилотного проекта кафедры ТДП ИППиП.

Цели данного проекта: апробировать методы и подходы ТДТ в работе с детьми с расстройством аутистического спектра, разработать способы двигательной оценки, анализа и диагностики, а также разработать варианты ТДТ-подходов для работы в мультидисциплинарной команде данного центра.

Мы уверены в том, что эффективная работа со сложными расстройствами и нарушениями развития может быть эффективной только при усилиях команды специалистов и вариативности подходов. Наш проект завершил свою первую стадию, где мы наблюдали двигательные паттерны детей с аутизмом, учились их анализировать и описывать свою работу с учетом развития терапевтических отношений и двигательного анализа, развивали применение ТДТ подходов в индивидуальной работе с детьми, а также изучали накопленный опыт и подходы в Центре «Наш солнечный мир»

Таким, образом, данная статья отражает  уже отработанные шаги нашего проекта:

— Изучение общих вопросов об аутизме

— Изучение подходов в ТДТ

— Применение ТДТ в индивидуальной работе с детьми в Центре «Наш солнечный мир»

Расстройства аутистического спектра: общие положения

Наш проект начался со знакомства с отечественной и зарубежной литературой об аутизме и наблюдения за работой различных специалистов в центре «Наш солнечный мир». Ниже мы приводим  те сведения, которые почерпнули из книг и статей и которые показались нам наиболее интересными и полезными.

На протяжении столетия термин «аутизм» использовался в психиатрии достаточно широко, выступая в качестве обозначения отсутствия у человека потребности в совместной деятельности, замкнутого образа жизни и болезненного погружения в собственные мысли, нарушения самосознания и, кроме этого, способа психологической защиты.

До сих пор не существует однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики.

«Аутизм» (от греч. — сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

Наиболее точно, на взгляд И.И. Мамайчук, определение аутизма предложил В.Е. Каган:

Аутизм — это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение.

Разные теории выделяют следующие факторы, влияющие на возникновение РДА:

—         сложные биологические факторы — особенно генетические.

Это показали исследования при помощи близнецовых и семейных методов. У родных братьев и сестёр аутизм встречается в 60-100 раз чаще, чем в популяции в целом. Если один из близнецов страдает аутизмом, то вероятность заболевания второго составляет 90 %. Также, хромосомные исследования выдвигают гипотезу об изменении некоторых человеческих хромосом, которые вызывают предрасположенность к аутизму.

—         биологические нарушения — органическое поражение центральной нервной системы.

Это подтверждают компьютерно-томографические исследования головного мозга детей, страдающих аутизмом — для них характерны морфологические изменения различных отделов головного мозга. Также исследования активности мозга аутичных детей показали, что у них оказываются задетыми базовые механизмы функционирования мозга (в ситуации предъявления трём группам детей фотографий, выражающих разные степени страха или нейтральные эмоции, здоровые дети и дети с умственной отсталостью по-разному, но реагировали на предъявленные фото, а активность мозга детей аутистов при смене фотографий оставалась неизменной). Кроме того, были обнаружены серьёзные изменения в химическом составе мозга у детей-аутистов, а также их мозг в среднем на 10% больше мозга здоровых детей, при чём не зависимо от пола, в то время как у здоровых детей мужской мозг больше женского.

Таким образом, многочисленные исследования показали, что существует несколько причин возникновения и развития аутизма:

—         врождённые биологические факторы, например, мозговая дисфункция;

—         недоразвитие определённых долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей;

—         хромосомные аномалии и нарушения обмена.

Частота встречаемости аутизма варьируется от 7 до 52 случаев на 10000 детского населения. В целом у мальчиков встречается чаще в пропорции 8:1, чем у девочек. Зато аутистические нарушения у девочек носят более деструктивный характер.

Разнообразие клинических проявлений аутизма создаёт определённые трудности в его классификации, в выделении ведущего симптомокомплекса. До сих пор не существует единого подхода к классификации раннего детского аутизма.

К.С. Лебединская выделяет пять вариантов аутизма:

—   аутизм при заболевании центральной нервной системы;

—   психогенный аутизм;

—   аутизм шизофренической этиологии;

—   аутизм при обменных заболеваниях;

—   аутизм при хромосомной патологии.

В 1989 году в Научно-исследовательском центре психического здоровья была разработана своя клиническая классификация РДА:

  1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);
  • Аутистическая психопатия Аспергера[1];
  • Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении) аутизм;
  • Резидуально-органический аутизм;
  • Аутизм при хромосомных аберрациях;
  • Аутизм при синдроме Ретта[2];
  • Аутизм неясного генеза.
  • Особый интерес представляет классификация О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, построенная с учётом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома. Авторами были выделены 4 группы.

    1. Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нём. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешённости от происходящего вокруг. В связи с этим авторы выделяют ОТРЕШЁННОСТЬ от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

    2. Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз развития у этой группы лучше, чем у предыдущей. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является ОТВЕРЖЕНИЕ окружающей реальности.

    3. Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью поведения. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компесаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является ЗАМЕЩЕНИЕ с целью противостояния аффективной патологии.

    4. Дети четвёртой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, в робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является ПОВЫШЕННАЯ РАНИМОСТЬ при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развёрнутая, менее штампованная речь, сформированны навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

    Метки:

    Pages: 1 2

    Комментарии закрыты.