Святой мученик Шалва Ахалцихский

Июнь 29th 2012 -

Память 17 (30) июня

Святой Шалва Ахалцихский был великолепным полководцем войска святой царицы Тамар (пом. 1 мая и в неделю жен мироносиц). За преданность, отвагу и доблесть великая царица даровала ему титул князя Ахалцихского. За бескорыстность в службе великая царица пожаловала ему звание главнокомандующего.

Во время царствования Русудан, дочери святой царицы Тамар, в Грузию ворвались полчища Джалал-Эд-Дина. Главнокомандующим грузинскими войсками был назначен другой полководец — Иоанн Атабек. Около села Гарниси шесть тысяч грузин насмерть встали против двухсоттысячной армии мусульман. Командование передовым отрядом главнокомандующий поручил отважным и доблестным братьям — Шалве и Ивану Ахалцихским, — а сам остался в основных частях войска, для решающего боя.

Бесстрашно ввязался в бой малочисленный передовой отряд грузин с намного преобладающим численно вражеским войском. Самоотверженно бились братья, напрасно ожидая поддержки от главнокомандующего, но «не пожелал оказать помощь Иоанн Атабек, которого обуял не страх, а зависть. О, зависть — источник всех зол», — пишет летописец.

Враг разбил грузинское войско. Четыре тысячи грузин погибло в этой неравной битве. Убит был Иван Ахалцихский, а самого Шалву взяли в плен и представили перед Джалал-Эд-Дином.

Несказанно обрадовался Джалал-Эд-Дин, увидев знаменитого на Востоке воина и полководца, с почестями принял его, щедро одарил и обещал еще большие почести, если Шалва изменит веру.

«Отрицание Истины Божией невозможно для меня, ибо Воля Божия поставила меня воином Христовым», — отважно ответил святой.

Джалал-Эд-Дин упорно старался склонить к мусульманству святого Шалву, но когда понял, что его старания напрасны, что ни за какие земные блага Шалва Ахалцихский не предаст христианскую веру, приказал умертвить его пытками.

После долгих пыток полумертвого мученика бросили в темницу, где он и преставился.

Святых мучеников царей Арчила (744) и Луарсаба (1622)

21 (4.07) июня

Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный за свирепость и беспощадность грузинами «кру» (глухой), ворвался в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила — Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: «Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!».

Уповая на Господа Бога и милость Пресвятой Богородицы, Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь. Битва закончилась победой грузин. Бежавшим неверным Господь Бог послал ещё одну кару: от сильнейшей бури река, по которой переправлялось войско сарацинов, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но Всевышняя карающая Десница утопила их в морских водах.

Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату — Арчилу.

Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить разрушенное единство Грузии. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети, Мтианети, Эгриси, Абхазии и Самцхе-Джавахети. Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета.

Разрушенная от Мурвана страна еще не залечила раны, когда новая волна арабских захватчиков под предводительством Чичум Асима накатила на Картли, опустошила её и направилась в сторону Кахети. У истекавшей кровью Грузии не было никаких сил противостоять врагу. Боголюбивый царь Арчил решил положить душу свою за христиан и направился к Чичум Асиму для перемирия.

Чичум Асим с почестями принял царя Арчила и, начав искушать льстивыми речами, потребовал принятия ислама. Помазанник Божий ответил: «Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!»

Разгневанный Чичум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.

В это время перед Чичумом предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Картлииский царь и царь греков — Геракл.

Чичум Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа.В ответ святой Арчил сказал: «Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом — на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда царь Геракл путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости». Разъярённый Асим спросил: «Ты был там, когда сарацины были истреблены в Абхазии?» Святой Арчил бесстрашно ответил: «Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их». Эти слова так разгневали Чичум-Асима, что тот приказал: «Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!»

Слуги вывели царя, самоотверженно предавшегося Воле Божьей, на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы. Встав на колени, воздев руки к небу и благодаря Творца, молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом.

Ночью преданные слуги тайно перевезли тело святого царя Арчила и с почестями похоронили в храме Ноткора, построенном им же самим. Это случилось в 744 году.

Святой Луарсаб был единственным сыном царя Картли Георгия X. Четырнадцатилетнего Луарсаба короновали в 1606 году. В тот же год на престолы вступили: в Имерети — Георгий III, а в Кахетии — Теймураз I.

В 1609 году турки вместе с крымскими татарами внезапно напали на Картли. Царь Луарсаб с малочисленной свитой в это время находился в своей летней резиденции и наверно не сумел бы спастись от внезапного нападения врага, если бы не героический поступок простого сельского священника — Тевдоре (пом. 8 (21) июня), который повёл войско неприятеля по бездорожью в обратную сторону от Цхиретской крепости. Тем временем царь Луарсаб успел собрать войско и у Ташискари разбил врага наголову. В то время царю было 17 лет.

В это время Ираном правил известный своей жестокостью и коварством Шах-Абасс I, всеми силами пытавшийся завладеть Восточной Грузией. Он предложил царю Картли — Луарсабу убить царя Кахети — Теймураза и обещал ему Кахети, а царю Теймуразу предложил убить царя Луарсаба и обещал отдать Картли. Доблестные молодые цари легко разгадали козни коварного шаха и, Божией милостью, Грузия была спасена от братоубийства.

Шах-Абасса тревожило единство грузинских царей. Он решил одним ударом расправиться с ними: обоих царей, Луарсаба и Теймураза, пригласил на царскую охоту, намереваясь убить. Молодые цари вновь разгадали кровавый замысел шаха и, поклявшись друг другу «положить душу свою за Христа», решили не являться к шаху и принять открытый бой. Они были уверены в победе, но из-за измены потерпели поражение и нашли убежище в Имерети. Имеретинский царь Георгий радушно принял Луарсаба и Теймураза.

Взбешенный Шах-Абасс разрушил и опустошил Картли и Кахети и, расположившись лагерем в Гори, строго велел царю Георгию сдать Луарсаба и Теймураза. Георгий III не подчинился. Тогда коварный Шах-Абасс прибегнул к другой хитрости — вызвал к себе воспитателя Луарсабва — князя Шадимана Бараташвили и поручил ему привести Луарсаба.

Шах-Абасс с фальшивой лаской и почестями и принял молодого царя, однако в Картли назначил своего управляющего и ввел туда войска, а Луарсабва не отпускал от себя. Доблестный рыцарь и добрый христианин — царь Луарсаб знал, что от кровожадного Абасса ему не спастись и старался достойно претерпеть все испытания во Славу Христа. Тем временем настал Великий пост. По тайному распоряжению шаха на пиршестве царю Луарсабу подали рыбу. Он отказался её есть: «Сегодня рыбой заставишь нарушить пост, завтра мясо предложишь, а затем и от христианства потребуешь отказаться», — обличил намерения шаха царь Луарсаб. Взбешенный Абасс прямо потребовал от царя отказаться от Христа и признать Аллаха. «За все блага земные не исполню твоего приказа, ибо крещен я именем Христа и верю только в него!» — ответил отважно Луарсаб. Арестованного венценосца повезли в Шираз и заключили в темницу. По приказу шаха, в течение семи лет ежедневно являлись к нему муллы и уговаривали пощадить свою молодость, исполнить приказ шаха, принять мусульманство, в противном же случае ему сулили страшные пытки и смерть. И каждый раз царь отвечал: «Делайте со мной что хотите, исполняйте волю вашего шаха!» Шах Абасс, убедившись, что не сможет сломить веру Луарсаба, приказал убить его в тяжких пытках.

Святого мученика — богоносного царя Луарсаба удушили тетивой лука. Ночью удивительный луч света воссиял над незахороненным телом святого мученика, что поразило свидетелей этого чуда. На второй день тело святого великомученика захоронили во дворе тюрьмы.

Святых Арчила и Луарсаба разделяет друг от друга 1000 лет, но Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (+1921), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет: «У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание», и сетует, что святые мощи Луараба по сей день находятся в Иране, а могила царя Арчила, к сожалению, забыта почти всеми, знают о ней слишь немногие.

Комментарии закрыты.