Сказание о явлении и чудесах Козельщанской иконы

Март 5th 2010 -

Построение часовни для образа и события, совершившиеся у порога часовни

В последних числах марта семейство графа возвратилось в свое имение в Полтавскую губернию. Весть о том, что вместе с семейством возвратился и святой образ Козельщанской Божией Матери, быстро разнеслась по всей окрестности нашей. Происшествия в Москве и то глубокое уважение и чествование, которое оказано было чудодейственному образу в нашей столице, не было уже тайной в нашей местности.

О них оповестила наша пресса, и толпы богомольцев начали спешить в деревню графа. Хранить далее образ в доме не представлялось никакой возможности. Нужно было или отказаться семейству графа от своего дома и обратить его в дом молитвенный, или же изобрести другое какое-либо средство, чтобы иметь возможность удовлетворить религиозному чувству народа, желавшему видеть святую икону и поклониться ей. Отказывать в удовлетворении духовной жажды народа, вытекающей из его святого религиозного чувства, было весьма неудобно, чтобы не сказать опасно. Поэтому семейство графа, для предупреждения всех возможных случайностей, а также глубоко уважая в народе то самое чувство веры, которым само оно было проникнуто, обратилось к Его Высокопреосвященству Архиепископу Полтавскому и Переяславскому Иоанну с просьбой дозволить устроить в своем саду временную часовню, чтобы в ней выставлять образ для народного чествования. С благословения Владыки эта часовня была устроена в апреле месяце, и народу было доставлено св. утешение молиться перед ликом Заступницы и Утешительницы всех скорбящих и обремененных.

С 23 апреля 1881 года, когда в первый раз был вынесен образ из дома графа и поставлен в часовне, прошло около трех с половиной лет, но и в продолжение этого сравнительно недолгого времени совершилось много весьма знаменательного у святой иконы Божией Матери. С первого же дня толпы богомольцев не перестают заменяться новыми толпами. Каждый день, с раннего утра и далеко за полдень, не умолкали перед образом молебное пение и чтение акафистов. Два приходских священника постоянно чередовались, совершая перед образом святую службу. Не было ни одного дня в продолжение этого времени, чтобы перед иконой не молились сотни паломников. Но сотнями они сосчитываются только в жаркую пору уборки хлеба; в более же свободное время они притекают тысячами. Были дни, когда у образа Божией Матери можно было насчитать от четырех до пяти тысяч молящихся, и целование образа продолжалось с раннего утра и до захода солнца. В кружку, выставленную у иконы на построение храма, вместе со свечной выручкой и за продажу вещевых приношений, поступали десятки тысяч рублей. И теперь на имя графа Капниста, а также и настоятеля шлются денежные письма с приношениями то на постройку и украшение церкви, то на высылку св. иконы Божией Матери и описание бывших и бываемых от нее чудес. В последнее время начали поступать приношения на постройку больницы при строящемся храме" [1]. Среди образованной публики, посещающей деревню Козельщину, слышатся выражения желаний видеть у св. храма приют для бедных калек, больницу и школу [2]. В числе приношений, записанных по книге прихода, встречается множество наименований, характеризующих свойство и ценность приношений. В списках этих приношений встречаются св. сосуды, как то: чаши, дискосы, серебряные блюдца, дарохранительницы, Евангелия, всенощные блюда, водосвятные чаши, немало очень хороших лампад; кресты, подсвечники, кадильницы, кропила, колокола, много вышитых воздухов, покровцев, пелен, покрывал для аналоев, напрестольных облачений, поручей, епитрахилей, кусков материй для риз и подризников, немало дорогих платков для покрытия престола; ковры, дорожки, несколько вещей с бриллиантами, жемчугами, аметистами, бирюзой и проч., и все это у скромной небольшой часовни, где среди сотни свечных огоньков, зажженных набожным усердием богомольцев, виден небольшой образ Богоматери (в серебряной ризе) с Предвечным Младенцем на руках [3]. Нужно быть самому среди этих богомольцев, видеть их религиозное глубокое чувство, отпечатлевающееся во взоре, в лице, в глубоком земном поклоне, в том благоговении, с которым каждый из них опускает в выставленную кружку малую и крупную лепту своих посильных пожертвований [4], или вешает тут же перед иконой аршин холста, платочек, чтобы понять вполне все могущество того религиозного чувства, которым воодушевляется наш народ, сплачивается этим св. чувством во что-то великое, во что-то такое, перед чем невольно сознаешь сам все свое бессилие, слабость своей личной веры и своего личного религиозного чувства.
Между тем в период от 23 апреля 1882 г. до настоящего времени на имя графа Владимира Ивановича Капниста, а также и причта не перестают поступать заявления то от частных лиц, то от приходских священников и волостных правлений о том, что у иконы Божией Матери, находящейся в Козельщине, совершались благодатные исцеления больных и страждущих. Уведомляя об исцелениях этих, пишущие, в самых горячих выражениях, заявляют чувства своей пламенной благодарности к Царице Небесной, выражая в то же самое время свое желание предать гласности эти заявления, чтобы таким образом сохранить память о чудесных событиях в назидание потомству, а также и современному неверию. Получая таковые заявления, сначала не знали, что с ними делать, но когда подобных заявлений поступило несколько, когда через расспросы многих уверились, что все прописанное в заявлениях имеет несомненные признаки истины, тогда сочли нужным заявить о получаемых уведомлениях епархиальному начальству, которое, признав серьезность дела, назначило от себя уполномоченное лицо расследовать дело и содержание полученных графом Капнистом бумаг, проверив на месте через опрос свидетелей, прикосновенных делу. Господин губернатор прикомандировал от себя своего чиновника особых поручений в качестве депутата при производстве дознания.
Четвертого июля 1881 года назначенная комиссия первый раз прибыла в Козельщину и приступила к выполнению возложенной на нее обязанности. Полный отчет о результатах дознания представлен комиссией на благоусмотрение епархиального начальства.

*****

[1] Дом для больницы уже готов.
[2] В 1888 г. в память чудесного избавления Императорского семейства 17 октября открыты две школы: женская и мужская.
[3] Сооружена дорогая серебряная, вызолоченная шата, усыпанная драгоценными каменьями и жемчугом. Покрывается ею образ в большие праздники.
[4] При мне казак Кобелякского уезда Андрей Ильин Дрыжд пожертвовал 100 рублей на постройку церкви. В мае месяце 1883 года одна благочестивая поклонница из народа, скрывшая свою фамилию, внесла 1000 руб. о здравии Наталии. В то же время лично через меня передана о здравии Софии с семейством маленькая бриллиантовая брошка и три нитки мелкого жемчуга на украшение образа.

НазадНачало / Далее

Комментарии закрыты.