Боголюбская икона Божией Матери

Июль 1st 2010 -

Боголюбская икона Божией Матери

Ок. 1158–1174 гг., 185 × 105 см
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, Владимир, Россия
Инв. В-2972
Происходит из собора Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира.

Боголюбовская икона Божьей Матери является уникальным произведением древнерусского искусства. Созданная около 1158 года по повелению князя Андрея Боголюбского, она считается первой иконой, написанной на Русской земле. Создание ее связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Позднее в этом месте, названном Боголюбовом, князем был возведен великолепный дворцовый ансамбль. Здесь, в Рождественском храме и был помещен образ Богородицы.

Боголюбовская икона — выдающийся пример живописи княжеских мастеров. Она была создана выдающимся греческим иконописцем или русским мастером, хорошо знакомым с византийским искусством этого времени. Начиная с последней трети XVII века, в связи с особым отношением в царской семье к Боголюбовской иконе Божьей Матери, устанавливается ее общерусское почитание. Наиболее широкое распространение культ этой иконы получает в XVIII–XIX веках: появляется большое количество списков, основываются храмы и монастыри в ее честь.

Особенно прославился Боголюбовский образ во время эпидемии чумы 1771 года, когда, как считается, именно после перенесения этой чудотворной иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир, эпидемия прекратилась. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам губернии.

По всей видимости, именно это привело к тому, что к началу ХХ века живопись данного памятника оказалась в плачевном состоянии. В 1918 году были проведены срочные работы по консервации иконы реставраторами Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи под руководством А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря.

После закрытия Боголюбовского монастыря в 1920-е годы икону поместили в церковь Иоакима и Анны в Боголюбове, позднее — во владимирский Успенский собор.

Ко времени поступления Боголюбовской иконы во Владимирский областной краеведческий музей (1946 год), эта икона находилась в крайне аварийном состоянии: на всей поверхности произошло сильное отставание и деформация грунта, местами — до самой до доски. Это и обусловило чрезвычайно сложный характер реставрационных работ, проводившихся в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря в 1956–1976 годах. Реставраторам Н. А. Баранову и М. В. Романовой (под руководством Н. Н. Померанцева) потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. В результате проведенной реставрации удалось сделать очень многое. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы приобрело настолько необратимый характер, что даже после двадцатилетней реставрации икона остается очень хрупкой и нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированных специалистов.

Размещенная после многолетней реставрации в одном из залов Исторической экспозиции ВСМЗ, Боголюбовская икона находилась под мониторингом музейных работников. Большая проблема с сохранностью иконы возникла в начале 1990-х годов в связи с просьбой Церкви о передаче иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. В 1993 году благодаря усилиям Владимиро-Суздальского музея-заповедника проблема была решена: по заказу и на деньги ВСМЗ фирма, изготовившая саркофаг для мавзолея В. И. Ленина, сделала уникальную установку. Была создана герметично закрытая витрина из особого стекла в комплексе со специальным прибором, который обеспечивал постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.

В настоящее время Боголюбовская икона Божьей Матери находится в специально изготовленной усовершенствованной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря на условиях временного хранения под постоянным наблюдением музейных реставраторов.

Информация воспроизводится по материалам Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Богоматерь Иверская, Богоматерь Боголюбская, Богоматерь «Прибавление ума», Богоматерь Руденская.

Четырехчастная икона. 1780-е годы. Дерево, темпера. 30.2 × 24 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия

Метки:

Комментарии закрыты.

Днепр свежие новости судейством матча против днепра последние новости.