Метод «Маскотерапии» для детей с проблемами возрастного развития

Апрель 28th 2012 -

Психолог лечебницы
Воропай Светлана.

М.М.Бахтин  в cвоем произведении «Человек у зеркала» выразил следующую мысль : «У меня нет точки зрения на себя, не я гляжу на мир сквозь мои глаза».    Поиск себя в мире — распространенное свойство человека массовой культуры, а обезличенность является одним из симптомов нарушения психического развития личности.

Маскотерапия — это метод, который позволяет отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны, а так же познакомится с особенностями внутреннего мира других людей и увидеть их неповторимость и разнообразие. Данный метод основывается на разработках Г.М.Назлояна, О.Б.Мочаловой, А.В.Семенович, С.А.Кравченко.

Работая с детьми, получающими комплексную помощь в Духовной лечебнице, мы  обосновали необходимость применения маскотерапии, в составе арт-терапевтических занятий:

  • Ценная составляющая в комплексной терапии и психокоррекции.
  • Возможность творческого самовыражения и профориентации.
  • Усиленный метод, развивающий потенциал личности ребёнка.

Основная часть наших детей  проходит курс маскотерапии совместно с занятиями портретирования. И в том, и в другом случае дети начинают по-новому осознавать себя, вдумываться и ощущать свое «Я». Эти занятия, вплотную затрагивающие эмоциональную, личностную, духовную сферу жизни человека, помогают быстрее и полнее раскрыться душе ребёнка, пойти на контакт с окружающим миром, проработать внутриличностные конфликты. Кроме того, навыки, полученные при прорисовке и разукрашивании гипсовых слепков лица, оказывают существенную поддержку ребёнку, приступающему к автопортрету. Маскотерапия  самоценна не только в комплексе, но и сама по себе. Например, наличие возможности у ребёнка в процессе курса терапии получить навыки, способные помочь в творческом самовыражении и профориентации, тем более, как известно, душевные болезни, умственная неполноценность не всегда мешают творческому процессу, а нередко и способствуют ему.

Сутью схемы наших занятий являются следующие направления:

— массаж;

— бодиарт лица;

— работа с зеркалом;

— работа с гипсовой маской.

При необходимости, учитывая, что маскотерапию осваивают дети с различными диагнозами, занятия могут проводиться индивидуально или корректироваться в соответствии с данным конкретным случаем.

В процессе  урока ребёнку объясняется, что эмоции возможно ассоциировать с определенным цветом (почернел от горя, позеленел от злости, порозовел от удовольствия)

и это можно отразить на лице или гипсовой маске. Вначале занятия ребёнок «вырисовывается» самостоятельно, как будто вскрывается нарыв, когда же приходит «освобождение», можно начинать глубинную работу. Наша работа ведётся перед «правдивым зеркалом», техника изготовления которого предусматривает сохранение истинного, не зеркального отображения, что способствует гармонизации внутреннего состояния и развитию мозговых импульсов ребёнка. Работа перед зеркалом, позволяет находиться в состоянии «здесь и сейчас», фиксируя  взгляд на самом себе и отслеживать свои эмоции, изменения взгляда. В начале и конце занятия фотографируем  маску, и сам ребёнок комментирует изменения. Рисуя образ на гипсовой маске, ребёнок, совместно с психологом, уже может поменять восприятие ситуации, проработать страх, снять напряжение, снизить тревожность. Именно эта особенность позволяет положительно принимать данный метод, с радостью включаться в процесс. В занятия включаются элементы игротерапии, песочной терапии, гештальт-терапии, при необходимости проводятся групповые занятия с участием родителей.

Задание тестовое. (Уровень творческого мышления)

Материалы: фломастеры, бумага А-4,  карандаши, ластик.

Преподаватель предлагает тестируемому завершить рисунок из отдельных линий, геометрических фигур с заливкой и без, объединив их в какой-либо предмет и дать рисунку название. При этом выбираются фломастеры неиспользованных в предложенной заготовке цветов.

ЗАГОТОВКА

Заготовки могут применяться любые: как одинаковые, так и абсолютно разные для каждого участника теста. Лист с заготовкой тестируемый может положить произвольно, (предварительно повертев его в разные стороны) в зависимости от увиденного предмета.

Сами занятия начинаются с работы с красками. Это целесообразно сделать по двум причинам. Во-первых, человек, давно не рисовавший, не имеющий  навыков, должен перестать испытывать страх перед чистым белым листом бумаги, попросту научиться его «пачкать». Во-вторых, работа именно с красками, в отличие от карандашей, пастели и фломастеров раскрепощает, снимает напряжение и тревожность. Протяженность занятия 30 минут.

Для начала проводим краткий рассказ о тонах вообще: с одной стороны это просто потребуется в дальнейшей работе, с другой – успокаивает ребёнка, настраивает на непривычную деятельность. Однако перегружать сведениями тоже не стоит, чтобы ученик не устал слишком быстро, не почувствовал себя чересчур мало знающим, к тому же многое усвоится в рабочем порядке. Итак, тона.

Спектральные (локальные) – здесь все просто, это 7 цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Составные – те, которые получаются в результате смешивания нескольких тонов (желтый+синий=зеленый).

Погашенные – все спектральные тона с добавлением черного и коричневого, т.е. утемненные (основное, что нужно запомнить), а так же красный, смешанный с зеленым, оранжевый с синим и желтый с фиолетовым.

Пастельные – все спектральные тона с добавлением белил, т.е. осветленные, выбеленные.

Теплые – тона, в которых содержание желтых (красных), т.е. «горячих, солнечных» красок более 50%.

Холодные – тона, в которых содержание синего, т.е. «зимнего, снежного» цвета более 50%.

Нейтральные – черный, белый и как составной – серый.

Проведя разминку на цветных карандашах, раскладывая их на «теплую» и «холодную» кучки, попутно разбирая оттенки: сине-зеленый – «холодный», желто-зеленый, салатовый – «теплый» и т.д., можно переходить к занятиям красками.

«Сухая акварель»

Материалы: акварель, кисти, баночки для воды, простые карандаши, ластик, бумага А-4, тряпочка.

На листе бумаги сделать наброски цветка (пера Жар-птицы, волны и т.д.).

Покрасить лепестки желательно контрастными спектральными тонами (на манер цветика-семицветика), набирая на кисточку много краски и мало воды.
В процессе работы над образом и в момент обсуждения цветового решения, ребёнку предоставляется максимум свободы: возможны любые варианты, если только они абсолютно не противопоставлены заданию.

«Мокрая акварель»

Материалы: акварель, кисти, баночки для воды, поролоновая губка, лоток для воды.

Этапы:

Смочить губку водой в лотке и отжать.

Влажной губкой намочить лист.

Быстрыми движениями, пока не высохла бумага, нанести краску, повторяя цветовое решение предыдущего рисунка.

Рассмотреть и проанализировать полученные цветовые сочетания.

ФАНТАЗИЙНАЯ РАБОТА.

По сути своей это работа, имеющая единственное оригинальное воплощение, сделанная с помощью сложенного листа бумаги. Задание живописное и эмоциональное, рассчитано на один урок.

Этапы

1. Сложить пополам лист.

2. Раскрыть получившуюся «книжку» и на правой «странице» хаотично нанести акварелью разноцветные пятна.

3. Закрыть «книжку», прижать ладонями и снова открыть.

4. Рассмотреть полученный отпечаток и доработать кистью.
При подобном способе исполнения оттиска получаются симметричные похожие изображения, поэтому можно предложить следующие варианты дальнейшей работы:

Дорисовать сразу два отпечатка, объединенных в цельную картину.

Разрезать лист и завершить обе части, как отдельные рисунки с различными сюжетами (в определенных ситуациях вторая половина может быть выдана в качестве домашнего задания).

Иной раз, удачная работа самоценна, и не требует дальнейшей проработки. В таком случае надо просто сделать новые заготовки.

5. Дать название рисунку.

РАССКАЗ О СЕБЕ

Как ребёнок говорит  применительно к себе? Например «упря­мый», «умный», «красивый». Не связаны ли та­кие характеристики с тем, что он кому-то, возможно, нравится именно таким? Всегда ли он один и тот же или для разных людей вёл бы себя по-разному? Маскотерапия связана с умением дать свой словесный портрет, чему мы также обучаем деток на своих занятиях. Дети с особенными проблемами в развитии, не могущие говорить и выражать свои мысли, также проходят, адаптированные для них развивающие занятия, где активность принадлежит психологу, при поддержке родителя.

ЭМОЦИИ

Данное занятие носит одновременно и тестовый и обучающий характер. Тест помогает преподавателю лучше узнать, понять ученика, а ребёнку глубже проникнуть в свой внутренний мир, по-новому взглянуть на себя. Одновременно закрепляются навыки работы акварелью, усвоенные на предыдущем занятии, а в процессе обсуждения выявляется соответствие тоновых и композиционных решений рассматриваемым эмоциям. «Отрицательные эмоции»

Материалы: бумага А-4, простые карандаши, ластик, линейка, ножницы, шариковая ручка, акварель, кисти, баночки для воды, фломастеры, тряпочка.

Этапы

1. На листе бумаги написать по пунктам отрицательные эмоции (при работе над положительными эмоциями, написать положительные), чувства (черты, качества характера, вызывающие данные эмоции), которые ребёнок может назвать. Желательно не менее 3 пунктов. При большом количестве пунктов необходимо проверить и обсудить, не дублируются ли они.

ПРИМЕР: Страх Раздражительность Неуверенность Злость

2. Лист разрезать на квадраты со сторонами 9×9 см по количеству пунктов-эмоций (в данном случае 4). Это задание необходимо для снятия напряжения, возникающего при углубленном процессе самопознания и самовосприятия: совершение простых действий, но со «сбитыми» размерами восстанавливает равновесие.

3. Отобразить эмоции в квадратах акварелью без карандаша. Подача может быть как в технике «мокрой» акварели, так и «сухой», предметной и беспредметной.

Подписи делаются на обратной стороне квадрата, свободной от рисунка.

4. На листе бумаги по пунктам составить краткое описание, почему именно так изображена каждая из эмоций.

ПРИМЕР: раздражительность

ПРИМЕР: Раздражительность – «Размытые фигуры с острыми краями трутся друг о друга. Они сталкиваются и разлетаются в стороны. Это характер раздражительного человека.».

Рисунок красками основывается на эмоционально-чувственном, подсознательном начале тестируемого, в то время как текст-описание на логическом, таким образом, при изображении эмоции в человеке раскрывается глубинное «я», в большей степени не контролируемое разумом, а при описании наоборот превалирует осмысленная мозговая деятельность, «я», предполагаемое в себе самим человеком. При сравнении этих двух составляющих проявляется истинная картина эмоционально-психологической структуры личности. Несоответствие между текстом и рисунком  свидетельствует о частичном или полном отсутствии отрицательных эмоций в данный момент. Подобные моменты проясняются в процессе обсуждения. Любой тестовый материал позволяет выявить ряд проективных закономерностей, однако определенных норм и, соответственно, четкой системы оценивания не существует. Измерение в строгом смысле не применяется: основными критериями являются интерпретации и пострисуночная речевая коммуникация.

«Положительные эмоции»

Материалы и этапы работы те же.

Пример:

Гостеприимство: «Цветные горошины торопятся в дом, где им будет хорошо и уютно, где их всегда ждут».

Воспитанник с выполненной работой

Воспитанник с выполненной работойаска

Маска

Оставьте комментарий!

Посуда наборы и магазин кухонной посуды. Набор кухонной посуды в городе.