Дошкольники зоны АТО готовятся к 1 сентября

Февраль 1st 2015 -

Дошкольники зоны АТО готовятся к 1 сентября

Для семей, проживающих в зоне АТО, появилась ещё одна злободневная тема — отсутствие желания у будущих первоклашек готовиться к школе.

Непрекращающаяся травматическая ситуация деструктивно влияет на детскую психику. Доносящаяся до детского восприятия информация о фронтовых сводках и не радужная картина блокадного быта уже отравили мечту о долгожданном поступлении в общественное учебное заведение и скорейшем взрослении с портфелем в руках.

Переживания родителей можно понять — детям, несмотря на войну, нужно думать о будущем и читать книжки, а родители должны облегчить путь своему чаду на этом новом этапе жизни. Однако сталкиваемся с тем, что зачастую это благое желание несет за собой и дополнительные родительские страхи и проблемы, которыми они «награждают» своих детей, даже не подозревая об этом.

В ходе работы с родителями в Алчевской духовной лечебнице, мы выделили две причины, на которые родители не обращают внимания, и, следовательно, обесценивают их влияние на ситуацию, а именно:

Ориентировка на собственный субъективный негативный опыт, в котором выражены разные трудности: то ли трудности с коллективом, то ли с учителем, то ли проблемы с усвоением материала.

Не достаточная вера в своего ребенка, в то, что он способен справится с трудностями и недостаточная вера в себя, в то, что вместе справятся со всеми сложностями.

Рассмотрим эти причины подробнее.

Негативный опыт. Это конечно аргумент, но давайте подумаем, если у меня этот опыт был, это не значит, что у моего ребенка будет подобное. Ведь у моего ребенка другой характер, другие способности, его будут окружать другие люди и дети, не те, что были в моем детстве, поэтому и проблемы если и будут, то будут другие. То есть уже сейчас проводим работу над тем, чего может и не быть. А в это время ребенок сейчас нуждается в любви и понимании.

Не достаточная вера в своего ребенка. В этом сложно признаться, но когда мы говорим о том, что мой ребенок хуже, чем другой говорит, пишет, читает, что ему сложно усваивать, он не способен рисовать, и т.д. это все о том, что веры в ребенка, в его способности маловато. В чем нуждается ребенок? В спокойных, уверенных и любящих родителях, которые готовы поддержать ребенка, тем более в период военных действий, и которые всегда на его стороне.

А теперь, давайте глазами детей посмотрим на желание родителей подготовить своих детей к школе. Так вот, вдруг, вместо привычных игр, ребенку нужно писать не понятные палочки и крючочки, учить буквы, читать, при этом абсолютно не понимая для чего это нужно, и слыша от родителя, что учись, а то в школе будет тяжело…. И эта таинственная школа становится монстром с которой тяжело и не интересно, ведь ребенку в это время хочется играть, причем по объективным причинам, потому что ведущий вид деятельности дошкольника это игра.

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. Через игру дети учатся:

— строить свои личностные жизненные планы;
— определять и апробировать действия и средства их достижения;
— проходить школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.

Как же быть с желанием подготовить ребенка к школе и его возрастными особенностями? Это соединить игу и процесс обучения. Конечно, для родителей нужно немного проявить смекалки и интерес, плюс желание, но это реально.

К примеру, ваш ребенок не хочет писать в тетради. Пусть в гости к ребенку придёт его любимая игрушка, которая никогда не видела тетрадь и не знает, что в ней делать и пусть игрушка попросит показать ей, как надо писать. При этом не забывайте подбадривать ребенка и обязательно похвалите его, даже если задание выполнено не идеально. Помните, сейчас вы формируете интерес к новым знаниям и умениям и важно его не потерять.

И, пожалуй, самое главное, когда вокруг война, ребёнок должен особенно чувствовать поддержку родителей и защищённость в семье. Обыгрывайте с ним через сказки его страхи, играйте в богатырей и рыцарей, в солдатики, пусть он играется пистолетиками, это не развивает агрессию, но помогает почувствовать себя увереннее, что неоценимо важно в ситуации войны. И обязательно благословляйте своё чадо, осеняйте крестным знамением, вселяя веру в ребёнка, что Боженька нас бережёт. Читайте вместе краткое молитвенное правило утром и на ночь, и да поможет вам Бог, а ваши дети уверенно перешагнут в сентябре школьный порог. Мир вам!

Наталья Зуева, волонтёр-психолог
Алчевской духовной лечебницы.

Оставьте комментарий!