Богородица в богослужении Востока и Запада

Ноябрь 25th 2014 -

Григорий Бартосик

От автора

С красотой и богатством богослужения восточных Церквей впервые я встретился в восьмидесятые годы во время изучения мной богословия в Высшей духовной семинарии братьев Францисканцев в Лодзи-Лагевниках. Я тогда пел в семинарском хоре. По инициативе одного из наших товарищей хор подготовил и потом многократно исполнял древнюю византийскую песнь “Акафист Пресвятой Богородице”. Тогдашние руководители и дирижеры хора (Марек Ящак — руководитель хора Лодзской филармонии и отец Рышард Пароль — преподаватель семинарии) приложили максимум усилий, чтобы наше исполнение песни было как можно лучшим. Таким образом для меня и моих коллег этот период трудных репетиций, а потом и пения на богослужениях и концертах стал временем восхищения не только художественной красотой этого творения, но также и богословской глубиной отдельных его частей.

Лично я воспринимал возможность петь этот акафист Богородице как огромную честь. С другой стороны, мне захотелось узнать другие молитвы византийского богослужения. Осуществлению этого желания способствовали экуменические недели, когда я с большой охотой ходил в православную церковь или же слушал в нашем лагевницком католическом храме выступления хора Лодзского православного кафедрального собора.

Со временем я открыл для себя, что в Церкви кроме латинского и византийского обрядов существует еще множество других. Более того, я заметил, что даже в Католической Церкви в других обрядах богослужение может совершаться иначе, нежели в обычном для меня римском обряде. С этим богатством я познакомился во время учебы на Папском богословском факультете «Marianum» в Риме. Один из предметов был посвящен почитанию Богородицы в восточных Церквах. Отец архимандрит Георгес Гариб из католической Мелхитской Патриархии, читавший лекции по этому предмету, умел очень убедительно показать нам, студентам, не просто богатство и красоту восточных богослужений, но прежде всего то, что мы, представители латинского обряда, многое можем взять для собственного благочестия у братьев с Востока.

В этой книге я постарался углубить перспективу рассмотрения почитания Девы Марии, именно через показ его многообразия в разных литургических обрядах и в различных богослужениях. Таким образом эта работа демонстрирует читателю место, занимаемое Богородицей в большинстве ныне существующих литургических обрядах как Востока, так и Запада.

В основе заглавия этой книги — текст из вышеупомянутого Акафиста Пресвятой Богородице. Это — одно из приветствий Марии из первого икоса1. В богослужении Мария чаще всего является в христологической перспективе, как Матерь Сына Божия. Это благодаря Ей во Христе всему миру воссияла радость. Восточные и западные тексты часто возвращаются к этой теме.

Данная книжка скорее популярная, чем научная. Она не задается целью провести скрупулезный евхологический анализ текстов с указанием взаимосвязей и источников отдельных ритуалов. Основная цель данной работы — в общих чертах показать читателю многообразие почитания Богородицы в различных обрядах. Поэтому структура отдельных глав этой книги по сути одна: краткое описание истории данного литургического обряда и пользующейся им церковной общины, а также рассмотрение места, которое занимает Мария в богослужении, — значение богородичных праздников, анализ обрядов, текстов Часослова и, в некоторых случаях, богослужения Таинств.

Книга основана на доступных автору источниках и публикациях на указанную тему на польском, латинском, итальянском и французском языках. Цитируя источники автор старался пользоваться уже существующими переводами на родной язык. Когда это было невозможно, он чаще всего использовал итальянский перевод, опубликованный в сборнике: Testi mariani del primo millennio, ed. G. Gharib, E.M. Toniolo, L. Gambero, G. Di Nola, t. 1-4, Citta Nuova Editrice, Roma 1988—1991.

В цитируемых текстах указаны переводчики. Там, где это не указано, переводил на польский язык сам автор, чаще всего на основании Testi mariani del primo millennio.

Несомненным недостатком этой работы является факт, что многие цитируемые тексты не были переведены непосредственно с языков подлинников, таких как сирийский, коптский, армянский, геэз (др. -эфиопский) и т. п., а с уже существующих переводов. Однако, принимая во внимание популярный характер книжки, это представляется допустимым.

Статистические данные, касающиеся восточных Церквей были взяты из книги: Ronald G. Roberson,The Eastern Christian Churches, Pontificio Instituto Orientale, Roma 1990 (рус. пер.: Роберсон Р., Восточные христианские Церкви. Церковно-исторический справочник. СПб 1999).

В конце каждой главы находятся наиболее характерные для данного литургического обряда богородичные молитвы. Они могут быть полезны читателю в развитии его благочестия или использованы руководителями молитвенных групп в качестве помощи во время богослужений и молитвословий, обращенных к Богоматери.

Искренне благодарю отца Генрика Папроцкого, профессора богословия в Академии католического богословия в Варшаве, в Православной духовной семинарии и в Театральной академии в Варшаве за ценные указания по содержанию работы, за составление словаря терминов.

Благодарю также тех, кто помог мне на конечном этапе редактирования этой книжки: Мартина Киселевича и Мацея Игелъскего.

Второй Ватиканский Собор, а также папы Павел VI и Иоанн Павел II многократно призывали дочерей и сыновей Церкви к тому, чтобы те делились между собой богатствами своих общин, своих традиций и образов выражения любви к Господу Богу и к Матери Божией. Хотелось бы, чтобы эта книжка стала очередным скромным шагом на пути к единству всех христиан и чтобы она учила нас, — католиков латинского обряда, с любовью смотреть на наших братьев из других церковных общин, учиться у них и перенимать у них лучшее, что возникло по действию Святого Духа.

Глава 1. Богослужебное богатство Церквей

Одной из черт современной Церкви должно быть стремление к единству с другими Церквами и христианскими общинами. Такое требование перед верующими поставил II Ватиканский Собор. Нынешний папа Иоанн Павел II поощряет Церковное единство словом и примером.

К главным требованиям, которые принцип экуменизма ставит перед христианином, следует причислить знание учения, богослужения и форм благочестия других христиан. Стараясь достичь открытости к другим нашим братьям по вере, мы часто с удивлением можем удостовериться, что их образ веры или богопочитания в состоянии несказанно нас обогатить.

В течение веков Церковь Христова разделилась. По причине распространения Церкви и ее разделения, в различных странах и культурах сформировались несколько отличные друг от друга образы богопочитания, благочестия и богослужения.

В данной работе мы приглашаем читателя на встречу с различными формами почитания Богородицы, встречающимися в разных христианских Церквах или обрядах католической Церкви. К такой открытости к богатству других Церквей, особенно восточных, призывает папа Иоанн Павел II в окружном послании Redemptoris Mater (29-34). Явным призывом к экуменической открытости был также XII Международный Мариологический Конгресс в 1996 году, основная тема которого звучала так: “Мария, Матерь Господа, в тайне спасения, празднуемой ныне во Святом Духе Церквами Востока и Запада”. Тему единства христиан поднимает и другое окружное послание Иоанна Павла II Ut unum sint от 25 мая 1995 года, в которой (в 62-63 пунктах) прямо говорится о необходимости возвратиться к единству с древними Церквами Востока.

1. Восточные обряды

Сын Божий Иисус Христос вочеловечился, жил, умер и являлся после Воскресения в Палестине, т.е. в стране, находящейся на стыке трех континентов: Азии, Европы и Африки. Апостолы по воле Христа отправились “учить все народы” (Мф 28:19). Соответственно первые народы, услышавшие Благую Весть о спасении, были народы Ближнего Востока. Потом Евангелие достигло Европы и Африки, а также отдаленных частей Азии. Первые христианские общины были объединены Священным Писанием, сознанием единства и апостольского происхождения, общением в таинствах (особенно в крещении и Евхаристии), общим богослужением. Однако вскоре, уже в этот первый период истории христианства, проявились спонтанность и разнообразие, проистекающие из разниц места, обычаев, национальностей и языков христиан, — особенно в том, что касалось совершения литургии и других форм богопочитания.

После Миланского эдикта 313 г. Церковь, обретшая свободу, могла заняться организацией внешних структур. Это время, т.е. IV и V в., было решающим для формирования разных богослужебных традиций. Тогда оформились великие патриархаты на Востоке (Антиохия, Александрия, Константинополь и Иерусалим), а на Западе возросло значение христианского Рима. Упомянутые Церкви управлялись в ту пору в основном просвещенными и святыми людьми, которые заботливо занимались установлением и введением единообразия в богопочитании и в богослужебных текстах. В первую очередь именно благодаря им поместные Церкви обладают тем богослужебным богатством, которое сохранилось до наших дней. Кроме того, V в. был веком сильных христологических споров. Христиане, не принявшие постановлений Ефесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.) Соборов, создали совершенно самостоятельные Церкви (соответственно, несторианскую и дохалкидонские Церкви), которые начали на основе отличий в учении вводить изменения в богослужение. На возникновение различий в богослужебных традициях большое влияние оказали также этнические, географические и культурные аспекты, решительно отличавшие друг от друга такие народы, как еврейский, сирийский, эфиопский, коптский, армянский, греческий, народов Индии, или, наконец, славянские. На укрепление возникших различий влияли политические события; особенно значительную роль сыграло вторжение мусульман, в результате которого многие восточные Церкви оказались в рассеянии, без возможности сообщаться между собой.

Все это обусловило то, что Церковь на Востоке подверглась различным разделениям. Обычно в каждой из этих Церквей складывался свой особый литургический обряд. С течением времени многие из этих Церквей заключили унию с Римом; сейчас они пребывают в единстве с папой, сохраняя собственные обряды и церковное устроение.

Восточные обряды можно систематизировать следующим образом2:

1. Сиро-антиохийский обряд

1.1 Яковитский обряд

1.2 Маронитский обряд

1.3 Византийский обряд

2. Восточносирийский обряд

2.1 Несторианский обряд

2.2 Халдейский обряд (Иран, Ирак)

2.3 Малабарский обряд (Индия)

2.4 Маланкарский обряд (Индия)

2.5 Армянский обряд

3. Александрийский обряд

3.1 Коптский обряд

3.2 Эфиопский обряд

Основной характерной особенностью богородичного благочестия Востока является тот факт, что оно почти целиком связано с богослужением. Почитание Матери Христа включено в Божественную Литургию, в последование Часов, в ритм еженедельной, ежемесячной и ежегодной молитвы. Все формы индивидуального благочестия черпают содержание из благочестия богослужебного. Богослужение же черпает свое содержание в основном из Священного Писания и творений великих Отцов Церкви (напр., св. Ефрема Сирина, св. Романа Сладкопевца, св. Иоанна Дамаскина и других).

Традиционно мариологии как отдельной богословской дисциплины в восточных Церквах не было. Выражение восточного богословия, а значит и мариологии, есть прежде всего богослужение, по принципу lex orandi — lex credendi (“закон молитвы — закон веры”). Поэтому желая узнать мариологию восточных Церквей, сначала следует познакомиться с их богослужением.

2. Западные обряды

Переходя к Церкви на Западе, трудно здесь говорить о каких-то семьях богослужения. Скорее следует говорить о нескольких ритуалах богослужения, влиявших друг на друга в процессе своего формирования. Можно перечислить следующие обряды:

Обряды ныне существующие:

1. Римский обряд (сложился в середине IV в., когда в Риме уже употреблялся латинский язык, а не греческий; впоследствии этот обряд распространился по всему миру).

2. Амвросианский обряд (формировался в поместной миланской Церкви начиная с IV-V в.; название происходит от имени св. Амвросия, миланского епископа в 374-397 гг.).

3. Мозарабский обряд (сформировался на Пиренейском полуострове; сохранился в городе Толедо, а в наше время во всей Испании священники имеют право совершать богослужение по этому обряду).

Обряды уже не существующие:

4. Африканский обряд (существовал в Северной Африке; исчез после нашествий вандалов и арабов).

5. Галликанский обряд (возник на территории сегодняшней Франции; в Западной Церкви не существует, зато сохранен в православной Церкви во Франции).

6. Кельтский обряд (использовался в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Бретани).

В Западной Церкви существует отчетливое различение богословия и богослужения. Богослужение актуализирует спасительную тайну Христа, в которую включена Его Матерь; богословие же — это интеллектуальное усилие в толковании, объяснении и постижении истин веры. Богослужение является одним из основных источников для богослова, но не важнейшим. Богослов должен гармонично пользоваться и другими источниками, такими как Священное Писание, символы веры, Учительство Церкви, чувство веры Народа Божия и многими другими.

Цель данной работы — показать богатство Единой Церкви, многообразие человеческих молитв, форм почитания и выражения любви к Господу и Его Матери. Это позволит с большей открытостью взглянуть на наших братьев из других христианских исповеданий, а также учиться у них лучшему и прекраснейшему в их общинах.

Примечания

1. Икос — это строфа в прошлом развернутого богослужебного произведения, называвшегося кондаком.

2. Существуют разные классификации восточных обрядов. Мы используем классификацию, предложенную о. Робертом Тафтом из Папского Восточного института в Риме, которая представляется наиболее правильной.

Часть 2

Метки:

Комментарии закрыты.