Сырная седмица: литургическое преддверье Великого Поста

Февраль 22nd 2015 -

Дети в храме

Георгиос Заравелас, богослов

Сырная или мясопустная седмица являет собой некое преддверье святого Великого Поста. С недели о мытаре и фарисее начинается постепенное введение верующих в атмосферу сорокадневного периода новой литургической книги – Триоди.

Однако в течение сырной недели Триодь читается каждый день, а не только по воскресеньям (недели о мытаре и фарисее, блудном сыне, мясопустная), или по субботам (суббота мясопустная-родительская), как это происходит во время двух предыдущих недель.

Особенный характер этой недели, вводящей в дух и сущность Великого Поста, проявляется в уставных предписаниях для ежедневных богослужений. С недели мясопустной по пятницу сырной седмицы Триодь используется на всех службах с кульминационными средой и пятницей, в которые из-за невозможности служить Божественную литургию уставные предписание такие же, как для ежедневных богослужений Великого Поста.

Говоря об уставе этих дней, мы может сделать некоторые замечания.

  1. В служении вечерни наблюдаются следующие изменения: а) привычные стихиры на стиховне из Октоиха опускаются, и их место занимают соответствующие песнопения из Триоди: стихиры самогласны, которые поются дважды – первый раз без стиха и второй раз со стихом “К Тебе возведох очи мои”, после чего следует тропарь мученику со стихом “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”, а на “Слава, и ныне” – богородичен (крестобогородичен на вечерни вторника и четверга), или же тропарь святого из Минеи (кроме вторника и четверга); б) вечером вторника и четверга вместо обычного тропаря святому поется “Богородице Дево” и остальные тропари. Далее следуют “Господи помилуй” (40 раз), “Славы, и ныне”, “Честнейшую Херувим”, “Именем Господнем”, возглас “Сый благословен Христос Бог наш”, молитва ” Царю Небесный ” и три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего”. Подобные предписания действуют в это время, поскольку на утрени следующего дня будет петься не “Бог Господь”, а “Аллилуйя”, а в среду и пятницу не совершается Божественная литургия.
  2. В служении утрени применяются следующие правила. Главным отличием устава утрени Сырной недели является пение трехпесенных (трипеснец) или же полных канонов из Триоди, в которых выражаются идеи покаяния, трезвения, а также призыв к молитве и посту. Каноны-трипеснцы – двойные и исполняются ежедневно, в то время как полный девятипесенный канон поется лишь на утренях среды и пятницы. В эти дни вступают в силу следующие отличия в служении утрени: а) вместо “Бог Господь” поется тройное “Аллилуйя” в сопровождении четырех стихов из книги пророка Исаии (Ис. 26:9, 11, 15. “От нощи утренюет дух мой” и др.), а также “Трисвятое” гласа недели; б) перед канонами поются девять библейских песен (в среду – 3, 8 и 9 целиком, остальные – лишь начало и конец; в пятницу вместо 3-ей песни поется 5-ая); в) вместо обычного кондака святому дня исполняется тропарь мученику гласа недели; г) вместо ексапостилария поется светилен гласа недели; д) вместо отпустительного тропаря поется тропарь “Во храме стояще славы Твоея” и далее – такой же порядок, как в совершавшейся накануне вечерне; е) после утрени поются 1,3 и 6 часы. В последнем часе поется тропарь пророчества из Триоди, и по окончании – отпуст, за которым не следует служение Божественной литургии.

Совершение Божественной литургии являет собой фундаментальное выражение идеи богослужебной соборности. Однако на Сырной неделе, точнее в сырную среду и сырную пятницу, служение полноценной Божественной литургии, равно как и литургии Преждеосвященных Даров, как это было установлено в старом Иерусалимском уставе, не представляется возможным. Устав монастыря св. Саввы характеризует эти дни как полностью лишенные богослужений. Ранее в среду и пятницу позволялось служить литургию Преждеосвященных Даров. В этом случае читалось не два, а один отрывок из Ветхого Завета, и вместо “Да исправится молитва моя” пелся стих из псалма “Да уповает Израиль на Господа” (Пс. 130:3) в чередовании других стихов этого псалма. Остатком этой древней традиции является вставка из ветхозаветного чтения в последование вечерни среды и пятницы Сырной недели.

Запрет на служение Божественной литургии в эти дни отменяется в том случае, если на них выпадает празднование Сретения Господня (это возможно только для приверженцев нового стиля), или памяти какого-либо святого, например святого Харалампия, сорока мучеников и др. В этом случае на всех богослужениях дня поется служба вспоминаемого святого, предписание Триоди нарушается, и служится Божественная литургия св. Иоанна Златоуста.

Таким образом, Сырная неделя является неким предвестником Великой Четыредесятницы, постепенно вводя верующих в литургическое богатство этого времени. В этот открывающийся перед нами период наше приходское служение уподобится тому, что мы видим в монастырских кафоликонах, и станет призывом к добродетелям молитвы, поста, воздержания. Разразится некая борьба между монастырской строгостью богослужений и их приходской рациональностью.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Метки:

Комментарии закрыты.