Андрей Кураев: «Очень важно показать людям, что церковь может давать, а не только брать»

Май 17th 2012 -

Четыре мотива компромата на РПЦ видит протодиакон Кураев

В последние месяцы Русскую православную церковь окружают скандалы: история с группой «Пусси Райот», квартира и часы патриарха... В чём причина? Об этом мы поговорили с профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым.

«АиФ»: — Отец Андрей, девицы из «Пусси райт», квартира Патриарха, его же часы… Почти ежедневно СМИ вываливают какой-то «компромат» на представителей церкви. С чем вы связываете нынешнюю такую вот странную ситуацию?

А.К.: — Я думаю, что есть четыре мотива.

Первый – вечный. Любой, кто призывает обывателя подтянуться, сделать усилие и посмотреть вверх, стать немножко лучше, вызывает раздражение и горячее желание опустить его до своего уровня, а желательно, и вообще под плинтус. Неважно, кто это – ученый, политик, писатель, художник, священник. Просто люди не любят, когда к ним обращают нравственные императивы, которым они заведомо не соответствует.

Второй мотив – это набирающий силу в последние десятилетия агрессивный либерализм или идеология политкорректности. Речь идет об элитарной группе в западном обществе, которая относится весьма неприязненно к традиционной христианской культуре во всех ее проявлениях – и к искусству, и к школьной системе, и к традиционной модели семьи и, естественно, к церковной жизни. Эта группа действует под знаменем свободы. Но история ХХ века показывает, что самые страшные теракты и тоталитарные общества овеивались стягами, возвещающими свободу и равенство. И вот во имя этой свободы, оказывается, надо затыкать рты. Например, несколько лет назад в Швеции один лютеранский пастор, представляющий государственную (!) церковь страны, за свои личные деньги поместил в частной газете частное объявление. Текст объявления состоял из одной цитаты из Нового Завета — «Не обманывайтесь: мужеложники царства Божия ни наследуют». И за это он получил реальный тюремный срок!

Тем, кто заинтересуется этой темой, я посоветую найти статью Татьяны Толстой «Политическая корректность».

Третья причина — у множества людей накопился негативный опыт контакта с нашей церковью. Почему люди стали ненавидеть церковь, в одной руке которой символ беззащитности — распятие, а в другой — добрейшая Книга на земле? Это вопрос к нам, а не к ним. И от него нельзя заслониться, предположив, что нас ненавидят как раз за Евангелие и крест. Нет, тут реакция на нашу (в том числе мою) непохожесть на нашу же Книгу.

И четвертое – это собственно сиюминутные наши ошибки, весенние ошибки церковных деятелей и церковных спикеров.

Вот всё это вместе, сложившись, породило некий степной пожар. Я не вижу, чтобы на тактическом уровне существовал некий центр, координирующий публикации. Здесь одна сухая травинка зажигается от другой, сама по себе. Вопрос только в том, почему эти травинки и в таком массовом количестве пересохли.

Я, например, считаю крайне неудачной формой подачи информации  беседу Владимира Соловьева с патриархом, где затрагивалась тема квартиры, часов... Публикация пересказа этой беседы позволила каждому букинисту  и каждому прорабу оспаривать Патриарха на уровне своей  профессиональной компетентности. А это тоже — профанация…

Страницы: 1 2

Комментарии закрыты.