О «политическом православии»: диалоги Алчевской молодёжки

Июнь 28th 2014 -

Часть первая.

Несмотря на то, что большая часть актива православной молодежки в связи с опасной обстановкой на Луганщине вывезла воспитанников Алчевской духовной лечебницы к морю на летнее оздоровление, жизнь и активность в нашем информотделе Алчевской молодёжки продолжается. В этот раз на встречу с нами пришел архимандрит Иннокентий (Середа), настоятель храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (пгт.Ящиково). Основная тема нашей беседы это конфликт на нашей земле, морально-этические, канонические и вероисповедные вопросы, которые наши соотечественники неизбежно должны решать для себя, выбирая ту или иную сторону конфликта, позиция официальной Церкви и то, на чем она основана и другие созвучные этим темам вопросы.

В начале нашей беседы о. Иннокентий попросил отметить, что сказанное им есть его личная гражданская позиция, в определенных случаях личное мнение. «Если я в чем-то ошибаюсь, пусть меня поправят, я готов признать свои ошибки, если критика будет обоснованной». С точки зрения церковного права, отдельно взятый клирик или мирянин не может высказываться от лица всей Церкви. Но судить о явлениях и процессах есть естественная потребность нашего ума, совести, и необходимое условие духовного развития.

«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире», — учит нас Писание. Тем более, когда действительность требует от нас определенности, принципиальности. Процессы, происходящие в нашем обществе, заставляют каждого обосновать, прежде всего, для самого себя, свою позицию по отношению к происходящему. А для православного христианина при этом еще более важно согласовать свой выбор со своей христианской совестью. Потому считаем важным публикацию нашего диалога с отцом Иннокентием.

ИНФОРМОТДЕЛ:

22 июня, мы имели возможность видеть весьма красноречивый инцидент под стенами Киевско-Печерской Лавры, где православные организации хотели провести крестный ход против Евроинтеграции в чужую для нас цивилизацию с излишне толерантными ценностями, а также высказаться и против АТО в том виде, в котором она проводится.

Изначально относительно заявленного крестного хода никаких комментариев Церковь не давала – вполне логичные тема и лозунги для православной акции…. Но под стенами Лавры собралось несколько сотен агрессивно настроенных молодых людей, в масках, с палками и щитами, явно готовых «адекватно» отреагировать на волеизъявление православных верующих. Традиционно звучали призывы: «Геть московского попа!» и «Йдить на схид!» Милиция, молодых людей, очевидно не помолиться намеревавшихся, на территорию монастыря не допустила, инцидент чудом не закончился захватом Лавры – толпу к этому призвал представитель УПЦ КП.

Реакция руководства Лавры была своеобразной. Руководитель информационно-просветительского отдела Лавры иеромонах Иларион заявил, что благословения на крестный ход не было и поэтому мы никакого отношения к запланированному шествию «против войны и евроинтеграции» не имеем. «Братия монастыря пыталась воспрепятствовать этому политическому собранию, но столкнулась с агрессивной позицией некоторых лиц. Говорят, их относят к движению, которое обозначают как «политическое православие».

Складывается впечатление, что Церковь дистанцировалась от всего происходящего в государстве, и даже когда политика переходит в вооруженные конфликты, и угроза практически стучится в дверь Церкви — конфликт происходит под стенами Лавры, – Церковь продолжает занимать пассивную позицию. Отказывается давать оценку событиям с вероучительной точки зрения, предлагая и верным своим, отказаться от принципиального следования своим убеждениям, лучше молиться и ни во что не вмешиваться. А от тех, которые все-таки дерзают отстаивать свою гражданскую позицию, официальная Церковь стремится отмежеваться – оставляя им самим решать по Божьи они поступают или нет…. При этом, несмотря на лояльность Церкви по отношению к установившейся власти, все более громко и официально звучат призывы забрать у Московского Патриархата регистрацию…. Как это можно объяснить и понять? Как вы это можете прокомментировать?

О.ИННОКЕНТИЙ:

— Комментировать все это сложно. Мне не известны мотивы священноначалия, когда оно принимает те или иные решения, как и большинству верующих. Еще раз акцентирую внимание, на том, что могу лишь высказать мнение.

В официальной позиции священноначалия есть несколько причин. Во-первых: это опасения за безопасность Церкви и ее целостность, в сложившейся сложной ситуации. Церковь публично устраняется от симпатий тем или иным политическим силам в стране. Осознавая то, что любая четкая позиция спровоцирует соответствующую реакцию у определенной части как верующих, так и не верующих граждан. Священноначалие, возможно, надеется, что «все как-то устроится», только бы меньше насилия и крови. У такой позиции есть и побочные эффекты: снижение авторитета Церкви в целом и духовенства в частности, по причине того что люди лишены пастырского попечения в жизненно важных для них проявлениях окружающей их реальности. Люди приходят к своим духовникам и задают обычный вопрос: «Что делать? Почему это происходит? Как на это смотрит Церковь?». И если обобщить возможные варианты ответа, то он будет звучать так: «Ждите ответа». Ведь молитесь и любите друг — друга и врагов, в общем, очевидно и понятно, но в конкретной жизненной ситуации, тем более в атмосфере войны, требует конкретных обоснованных определений. Вот святитель Николай Японский не давал же своим чадам одинаковых советов. Но понимал, их чувства и не осуждал их за выбор, который они делали. Я имею в виду, период его святительства, когда шла Русско-Японская война.

Во-вторых, хотя официально Церковь и заявляет о своей аполитичности, но ведь очевидным фактом является то, что даже в епископате нашей Церкви есть различно политически ориентированные позиции. Есть, те, которые придерживаются мнения о необходимости сохранения условного подчинения Московскому патриархату. Мотивация у этой части Церкви это как раз желание сохранения принадлежности к той тысячелетней духовной, культурной, исторической целостности, которая именуется Святая Русь. Эта как раз та часть Церкви, которая противится евроинтеграции. В виду того что евроинтеграция предполагает смену морально-этического кода интегрирующегося в этот союз общества. Россия рассматривается этой частью епископата и верующих как последний оплот православия в мире. Поэтому сохранить плотную связь с Россией для этой части является вопросом духовной безопасности. Позиция этих членов Церкви основывается на Церковном Предании – завещаниях, предупреждениях и предсказаниях подвижников благочестия ХХ века уже канонизированных и местночтимых. Ведь это не тайна. Все ведь знают об этом.

Есть и те, которые лоббируют идею автокефалии украинской Церкви. У этих официальная мотивация не причинная, а популистская: «Незалежний держави, незалежну церкву». Не будем касаться основательности их позиции, это отдельная тема для разговора. Но именно это лобби очень активно сейчас взаимодействует с установившейся властью. Именно этому лобби и принадлежит ярлык «политического православия в Украине». Влияние этой «аполитичной» группы на официальную позицию Церкви сейчас более ощутимо, чем раньше. И поэтому мнение в данном случае традиционной отстаивающей единство с РПЦ церковной оппозиции слабо слышно или вообще игнорируется.

Очевидно, что именно отсутствие единомыслия в епископате УПЦ и не позволяет заявить об однозначном отношении к происходящему. Для рядового священства это естественно порождает проблему пастырского руководства на месте.

Вопросы ведь звучат не академические. И сформулировать образцовые варианты ответов на них практически невозможно: «Батюшка, почему они нас убивают?» «Отец, я люблю Русь и всегда об этом высказывался публично, меня ведь убьют, как убили мужиков в Красном Лимане, если мы их пропустим? Благослови защищать свою Родину, свою жизнь». Даст ли синодальный информационный отдел рекомендации как отвечать на эти вопросы?.. Вот ведь в чем проблема.

ИНФОРМОТДЕЛ:

Но что ждет Церковь и ее руководство в Киеве при таком игнорировании подобного положения вещей?

О.ИННОКЕНТИЙ:

— Мое мнение, что решить эту проблему, проблему увеличения дистанции между паствой и духовенством, а именно так она мне видится, можно только путем публичной оценки, на основе глубокого беспристрастного анализа происходящих в нашей стране событий, и формулировании всесторонне обоснованной позиции Церкви в конфликте. Мое мнение, что уйти от участия в нем не удастся. Мы уже в нем участвуем.

Церковь могла бы как-то обозначить, что есть значительная масса людей, в том числе и священнослужителей, для которых сейчас актуально возвращение к духовным истокам Киевской Руси.

ИНФОРМОТДЕЛ:

А что делать с официальным высказыванием начальника СБУ Наливайченко о том, что православие, его «православный фундаментализм» – это опасное евразийское учение?

О.ИННОКЕНТИЙ:

— Для меня как гражданина, это явное вмешательство в дела Церкви. Безусловно, это провокация, которая может быть квалифицирована как попытка к разжиганию религиозного конфликта. Потому что, без всяких, юридически веских доказательств, религиозное учение, которого придерживается значительная часть верующих, а по статистике православие на Украине исповедует 70-80% граждан, начальник СБУ отнёс к опасным учениям. Публично высказанное официальным лицом, такое заявление может быть расценено как понуждение к действиям направленным на ослабление или устранение влияния этого учения на граждан.

Естественно, православие фундаментально по своему содержанию – оно бескомпромиссно в вероучительных вопросах и потому «не от мира сего», не может изменяться в угоду миру. И если кто-то, отстаивая свои позиции, вступает в противоречие с православным вероучением, то естественно Церковь относит таковых к врагам Божьим – в этом и есть фундаментализм православия. Православное отношение к европейской нравственности, к этим новым нормам европейской морали – естественно будет восприниматься ими как фундаментализм. И от этого никуда не скрыться.

Все православные знают о заявлении Бзжезинского. В свое время он назвал православную Церковь и учение последними врагами Америки. И как я могу считать партнерами этот американский политес, если самое главное, самое мое ценное – вера моя – она для них неприемлема? Как это можно игнорировать? Естественно я фундаменталист в этом вопросе. Пусть Бзжезинский, если жив еще, или Обама за него извиниться, он ведь противопоставил Америку миллионам верующих, которые отнюдь не желали ни ему, ни его стране зла.

ИНФОРМОТДЕЛ:

Странно, что по этому поводу не было услышано никаких заявлений со стороны Церкви…

О.ИННОКЕНТИЙ:

— Да, и это еще одно подтверждение тому, что сейчас Церковь лишена возможности свободно заявлять свои позиции. Нас пугают, и нам реально угрожает опасность. И поэтому эту позицию можно понять – священноначалие ответственно и за верующих, и за приходы, и за всю Церковь. Здесь место дерзновению, мужеству и диктатуре совести…

ИНФОРМОТДЕЛ:

А что же делать с тем, что официальная позиция Церкви такова, а мы имеем уже достаточно прецедентов выражения своей позиции и своего мнения отдельных священников – когда исповедают и причащают прямо на баррикадах, поддерживают ополченцев и молятся за них…. И народ путается – где же истина, кто прав, кому верить и на кого ориентироваться?

О.ИННОКЕНТИЙ:

— Вот здесь и поднимается вопрос о допустимости или недопустимости, законности или незаконности такого явления, как политическое православие. Этот термин уже неоднократно упоминался в церковной и общественной публицистике. Определение это превратилось в «черную метку». Эту метку вручают всякому, кто пытается участвовать в государственной и общественной жизни, основываясь на своем православном мировоззрении, публично заявляя о своей православности, стоит только ему (или им) хотя в какой-то мере уклонится от генеральной линии священноначалия.

Последствия печальные…

Мне кажется (!) назрела необходимость разобраться – что можно в отношении политики православному человеку, чего нельзя, какие нормы допускает официальная Церковь, опираясь на каноны, на опыт Священного Предания в выражении политической жизни, а чего она категорически не допускает. Если Церковь, Столп и Утверждение Истины, то чего нам опасаться? Если от света все становится видимым, то может следует направить этот Свет на политику, чтобы все кто в этой жидкости плавают увидели бы, чем она на самом деле является? При этом не лишне было бы разъяснять это на конкретных ситуациях, например как нынешняя.

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 2 “О «политическом православии»: диалоги Алчевской молодёжки”


  1. Андрей сказал:

    На мой взгляд в данном случае О Инокентий противоречит сам себе. С одной стороны утверждая что «православие фундаментально» и это не вызывает сомнений по причине того что Его фундамент это Евангелие. Именно там апостолы и их ближайшие ученики передают нам верующим фундаметн НАШЕЙ ВЕРЫ, Кстати ведущие богословы современности такие как Игнаттий Брянчанинов и ряд других совершенно четко дают определения как отличить православное учение от ересей — следует наложить это учение на слова Евангелия, если они созвучны то это православно если противоречивы то лукаво. Так вот в Евангелие Христос говорит о фарисействе — " что толку от того что вы благословляете благословляющих и милуете милующих вас ? Не так ли поступают и мытари с фарисеями...? Между вами да не будет так! Любите врагов ваших! Благословляйте проклинающих вас ! Вообще " нагорная проповедь Христа " это и есть руководство к действию! И теперь возьмем слова Ваши о том « как благословлять людей перед противостоянием на баррикадах» и посмотрим на них сквозь слова Спасителя!!??? Что получается? ...... Еще одной из важнейших догматов веры на мой взгляд является постулат о послушании. если Ваш духовный отец не благословил к примеру на « марш за русь и против евросоюза» то кто может его ослушаться как не фарисей или язычник? При чем к царству небесному земные царства??? Разве не Господь сказал отдать Кесарю кесарево а Божье Богу? А как же « царство мое не от мира сего» ?? А почему тогда Христос уклонялся когда Его иудеи хотели провозгласить царем??? И если монахи лавры не давали благословение на это то кто те люди которые собрали людей и собирались вывести их на улицы Киева? И для чего? Вот это и есть яркий пример «политических православных» которые толкают людей на братоубийство! А Господь как бы эти " псевдо борцы за Русь " показал маловерам чудеса как раз на МАЙДАНЕ!! Да ДА ... и именно монахи « десятинного монастыря» Киева выходили в самый разгар братоубийства и становились между враждующими и по милости Бога трижды останавливалось кровопролитие!!! Вот это действие « воина Христова» как раз и соответствует Евангелие где говорится « Кто душу положит за други своя тот сбережет ее» В этом случае для монахов и те и те были ДРУГИ за мир между которыми ОНИ готовы были отдать жизнь так как с одной строны летели пули с другой камни и бутылки с Молотовым... А по баррикадам скакали с обоих сторон раскольники. И не важно какого патриархата ... главное что они проповедывали и продолжают проповедывать раскол! Тем самым нанося непоправимый урон Руси Киевской и разрушая православие изнутри!! лукаво незаметно... подменяя понятия и превращая Его в смесь иудаизма, католицизма и коммунизма...


  2. Андрей сказал:

    И еще вот показательно то что в Киеве на майдане где « злая хунта» точит свой кинжал ... монахи не побоялись а что у нас??? В Алчевске обращение Священного Синода с призывом к пастве и пастырям о мире и единстве Украины было прочитанно только в одном храме...???? Ни в Никольском кафедральном соборе эти слова не прозвучали... ... что нашим священникам страшно говорить о единой Украине ?? Или они за раскол потому что у них есть гражданская позиция...? А как же послушание...? Решение синода это голос церкви а написанно " если брат твой делает неправду пойди и обличи его, если не послушает возьми с собой свидетеля. если снова не послушает призови церковь а если и тогда не послушает то будет ОН ТЕБЕ КАК ЯЗЫЧНИК...... Так что это если не политическое православие??? И кто через призму Евангелие люди не слышашие голоса церкви?