Если Бога нет, то всё дозволено» — или почему на Украине не покажут фильм «Бесы»

Май 27th 2014 -

25 мая на российском телевидении состоялась премьера экранизации драмы Ф.Достоевского «Бесы». Замечательное напоминание о том, почему в ушедшее время лучшего в мире советского образования школьников щедро «напичкивали» глубокими произведениями русских классиков, русской культурой, основу которой составляют выстраданные авторами произведения-памятники вечной брани добра со злом в человеке и неизменном постижении Истины в нашей жизни.

Об этом и конкретно о фильме «Бесы» состоялась дискуссия активистов Алчевской православной молодёжки.

В этом произведении мы увидели схему разрушения человека и общества, схему дьвольской работы, выполняемой руками одержимых бесами людей.

«… Мы проникнем в самый народ.… Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы. … Учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью — уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить — уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение — наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь — наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален — наш, наш! Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! … Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный…. Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? … И уже преступление — не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест. Русский Бог уже спасовал перед «дешевкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты…. О, дайте взрасти поколению!… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, – вот чего надо! А тут еще «свеженькой кровушки», чтоб попривык. Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал.… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…»

Таков монолог одного из главных героев «Бесов», открывающий ту ужасную постановку крушения, ее простые составляющие, незамечаемые людьми или даже с интересом принимаемые – как дань моде, как альтернатива скуке, труду и ежедневному подвигу христианства…. Такова схема всякой революции. В этом каждый из нас может убедиться внимательно наблюдая за днём сегодняшним и вчерашним – как же мы пришли к трагедии, к точке невозврата... А ведь роман Достоевского был предупреждением не только России, но и всему человечеству — об опасности отрицания или профанации Христова Слова. Гений Достоевского из описания удивительной русской психологии осветил всеобъемлющую проблему либерального помешательства — потому что способ наступления хаоса вседозволенности на упорядоченный христианский мир, описываемый им в этом произведении, един для всего человечества.

Человеческая культура — это отнюдь не эстетика и требование невероятных, и порой даже абсурдных интерпретаций действительности, в которую превратилось сегодняшнее культбытие. Прежде всего, в её основе содержится нравственность, которая выражается в любви к ближнему через любовь к Богу. На этой морали основывается идея о совершенстве или красоте духовной, которая и есть истинное лицо Божье, или иначе, его Слава. Но, увлеченные идеей освобождения, начиная понемногу отрицать христианскую культуру, духовную красоту, нравственность, мы сознательно восстаём против Бога, как сказал Фёдор Михайлович: «Если Бога нет, то всё дозволено»… И постепенно наш путь уже – вне морали, а цель оправдывает средства….

Коктейль Молотова, прежде чем быть брошенным в сторону живого противника, должен созреть внутри человека, в голове нового революционера. Коктейль из гордости, тщеславия, неспособности любить и нежелания ценить истину.

«И застонет стоном земля: «Новый правый закон идет», — и взволнуется море, и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы!». — Только все, что построено, может быть – неистовство. Потому как «призрачность — все это, типичная русская призрачность».

Революции ничего существенного никогда не меняют и не открывают, они лишь переставляют старые элементы по-новому. Они лишь обнаруживают болезнь, таившуюся внутри народного организма. Одержимость революцией – это характерная русская одержимость, по сути, это та же религия – но религия демонического порядка. Очарованность многих Майданом – отсюда. Посмотрите на этих людей, на их лица – они по-своему прекрасны. – Не зря сказано, что сатана может принимать лик ангела света….

Объяснив нам весь кошмарный сценарий, Достоевский объяснил и причину его неуклонной реализации. Вплотную подобравшись к разгадке – простой и мерзкой — падения человека, следователь с незаурядным умом и стальной волей в очередной раз не открывает дверь своего сердца Христу, который и мог бы открыть для него последний заслон перед истиной. В финальной сцене, находясь под впечатлением от психологии последнего дела, и в максимальном сомнении и состоянии «хотел бы верить», он отказывается от того, чтобы изучить «дело» с тысячелетней историей. На предложение вплотную подошедшей к нему мирянки: «Благая весть, святое писание для взрослых и для детей…. Возьмете?», – он говорит: — Потом, потом…. И уезжает в туманный Петербург.

И простая крестьянка, понимая своим сердцем больше, чем образованный интеллигент своим незаурядным умом, грустно говорит нам всем: «Потом поздно будет»!

Сегодня, когда мы вплотную подошли к тонкой грани между жизнью и смертью, так важно, чтобы не было поздно. Вопрос веры и принятия Бога таков, что осознание простой причины произошедшего может кардинально повлиять на следствие, казалось бы неумолимо нависшее над многими. У каждого сегодня и по одну, и по другую сторону противостояния остается место для своего личного выбора. И у каждого есть возможность совершить свой христианский подвиг – возвращения к образу Божию от помрачения в бесовском подобии. Но каждый ли выдержит испытание?

Помоги нам Господи!

Информотдел Алчевской молодёжки.

Комментарии закрыты.