google-site-verification: google21d08411ff346180.html Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест

Июнь 21st 2015 -

II. Воскрешение Лазаря как великое и небывалое чудо

Господь, узнав от посланников Марфы и Марии о болезни Лазаря, пришёл в Вифанию лишь на третий день по его смерти, пробыв «два дня на том месте» (Ин. 11: 6). Промедление Господа прийти на помощь другу Святые Отцы3 согласно объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего — чудо, дотоле неизвестное Израилю: «Для чего же ‘пробыл’? Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: ‘уже смердит’ (Ин. 11: 39)»4.

«Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11: 43-44).

Весьма образно описывает это чудо святитель Амфилохий Иконийский: «Только Господь возгласил: ‘Лазарь, иди вон!’ (Ин. 11: 43), и тотчас тело исполнилось жизнью, волосы вновь произросли, пропорции тела пришли в надлежащее соотношение, жилы снова наполнились чистой кровью. Ад, пораженный в самые недра, отпустил Лазаря. Душа Лазаря, вновь возвращенная и призванная святыми ангелами, соединилась с собственным телом»5.

Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», — возглашает святая Церковь устами прп. Андрея Критского на повечерии пятка седмицы ваий6.

К чуду воскресения присоединилось и другое чудо — Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11: 44), свободно двигался7: «Связан ногама Лазарь хождаше, чудо в чудесех: ибо болий явися возбраняющаго укрепляяй и Христос: Егоже слову вся раболепно служат, яко Богу и Владыце работающа»8.

III. Воскрешение Лазаря как проявление истинного Боговоплощения Иисуса Христа

По учению Православной Церкви, выраженному в песнопениях Лазаревой субботы, Христос явил свои истинные Божество и человечество в воскрешении Лазаря: «Уверяя Слове, Воскресение Твое, призвал еси Лазаря из гроба, и воздвигл еси яко Бог, да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне суща»9, «Два предлагая действа Твоя, показал еси существ Спасе сугубство: Бог бо еси и Человек»10, «Всем Пребожественнаго познание Божества показал еси, из мертвых возставив четверодневнаго Лазаря Владыко»11, «Бог сый истинный, Лазарево ведал еси успение, и сие учеником Твоим провозвестил еси, уверяя Владыко Божества Своего неопредельное действо»12.

Видео

Воскрешение Лазаря. М.Достоевский

Картины:

Лазарь из Вифании. Воскрешение праведного Лазаря

Примечания:

3. Вот что пишет прп. Андрей Критский в своей «Беседе на Четвертодневного Лазаря»: «Христос предвидел, что больной непременно умрет. И потому, желая отклонить сомнения от людей подозрительных, отсрочивает на некоторое время путь свой, ожидая, пока он испустит дыхание, и погребен будет». То же пишут блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен, чьи толкования на Евангелие от Иоанна вторичны по отношению к трудам свт. Иоанна Златоуста, прпп. Ефрема Сирина и Андрея Критского.
4. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1902. Т. 8, ч. 1. Беседа LXIII. С. 413.
5. Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря.
6. Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 4.
7.  «И более всего славно было то, что он беспрепятственно шествовал, хотя ноги и лицо его были со всех сторон обвиты погребальными пеленами» (Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря).
8. Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5.

9. Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 8.
10. Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3.
11. Канон на утрене Лазаревой субботы. Творение господина Феофана. Песнь 1.
12. Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5.

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.