google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой священномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский | Алчевск Православный

Святой священномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский

Май 23rd 2011 -

Святой священномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский

Память 11 (24) мая

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары.

Его отец был служилым человеком при Астраханском и Терском архиеп. Феодосии (Харитонове).

Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, от чего у него всю жизнь тряслась голова.

Благодаря молитвам архиеп. Феодосия и обету родителей отдать отрока в монастырь мальчику была спасена жизнь. Иосиф принял постриг в молодости в астраханском во имя Св. Троицы мужском монастыре. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и (с 1630 года) архимандрита. 4 мая 1656 г. патриарх Никон в Успенском соборе Московского Кремля возглавил хиротонию Иосифа во архиепископа Астраханского, на хиротонии присутствовали Антиохийский патриарх Макарий III и его сын архидиак. Павел Алеппский.

Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его.

Благочестивый царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в 1663 – 1664 годах в Москву на церковный совет. Привлек он любовью к себе и святейших Патриархов восточных — Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный Собор. Здесь они просили Царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. 17 марта 1667 года Иосифа поставили в митрополиты, причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогой архиерейский саккос, вытканный из сученого шелка с золотом, и испросили для святого Патриаршую привелегию — право совершать в Неделю ваий шествие на осляти, что для XVII века было явлением совершенно исключительным.

11 мая 1671 года во время бунта под предводительством Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.

После начала бунта святой Иосиф постоянно призывал астраханцев быть верными Царю и Отечеству, но его проповедь была тщетна. 24 июня 1670 года Разин при поддержке астраханских изменников овладел Астраханью. Святой Иосиф, не в силах остановить резню, смог лишь укрыть нескольких мирных людей в своем доме. Святитель знал, что его ждет мученичество: явившийся ему убиенный при взятии Астрахани воевода Прозоровский предсказал это, но все же за те месяцы, пока Астрахань была под властью бунтовщиков, он не переставал обличать их и призывал астраханцев вспомнить свою присягу Царю.

Наконец, в мае 1671 года, когда бунтовщики почувствовали, что слово бесстрашного святителя начинает находить отклик в сердцах астраханцев, они решили расправиться с митрополитом. Они потребовали от Владыки явиться к ним на круг. Святой Иосиф велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел к ним в полном облачении с Крестом в руках. Разбойники обвинили его в сношении с казаками, отложившимися от Разина, и московским правительством, что было ложью, насильно его разоблачили, после чего пытали Владыку на костре, а затем сбросили со ската крыши собора. Пытавшийся защитить святого Иосифа казак Мирон был убит на глазах еле живого святителя.

Разбойники не дали святому Иосифу даже помолиться перед смертью, и он умер со словами: “Господи, не помяни им греха сего”. Через час тело священномученика отдали плачущему духовенству города. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. Тело его в тот же день, 11 мая, было отпето и погребено внутри собора, в приделе святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

27 нояб. 1671 г. правительственные войска во главе с боярином И. Б. Милославским заняли Астрахань. Летом 1672 г. Астраханский митр. Парфений «со всем освященным собором» свидетельствовал нетленные мощи И. По повелению митр. Парфения гроб был поставлен в Успенском соборе, жители Астрахани должны были в течение 3 дней прикладываться к нему и просить прощения у священномученика. В кон. XVII в. началось местное почитание И. в Астрахани. В Успенском соборе, где почивали мощи И., до нач. XX в. хранилась его монашеская власяница, обагренная кровью.

Нетленность мощей священномученика Иосифа была подтверждена в 1801 г., при архиеп. Платоне (Любарском), когда в ходе строительных работ гробница святого оказалась открыта. 28 сент. 1911 г. Астраханский и Енотаевский архиеп. Георгий (Орлов) учредил «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа убиенного». Руководство комитетом владыка возложил на викарного Царёвского еп. Иннокентия. Комитет создал комиссию для сбора сведений о чудесах, совершавшихся по молитвам к митрополита Иосифа, и для их подтверждения свидетельскими показаниями. Результаты деятельности комиссии нашли отражение в брошюре, изданной в 1912 г. прот. Успенского кафедрального собора И. Саввинским. По инициативе еп. Феофана (Быстрова) в том же году синодальная комиссия вскрыла гробницу митрополита Иосифа для освидетельствования мощей с целью подготовки канонизации. После перевода еп. Феофана в 1913 г. на Полтавскую кафедру его начинания были отложены и возобновились после назначения Астраханским епископом в 1916 г. сщмч. Митрофана (Краснопольского). В составлении службы священномученика Иосифа.участвовал приглашенный еп. Митрофаном проф. КДА А. А. Дмитриевский.

К лику святых священномученик Иосиф был причислен на Поместном Соборе 1917 – 1918 годов, словно образец верности до смерти для сонма будущих новомучеников, в предвидении новых гонений на Церковь. Имя святого Иосифа внесено в церковный календарь, ему составлены служба и акафист. Первое чудо от мощей мученика за верность Царю и Отечеству произошло уже на следующий день после кончины святого, а впоследствии его могила в Астраханском соборе стала обильным источником исцелений.

24 мая 1919 года крестный ход, организованный митрополитом Митрофаном (Краснопольским) в рамках прославления святого, был остановлен выстрелами. Крестный ход был направлен организаторами в Астраханский кремль, так как Успенский собор, в котором почивали мощи святого, являлся частью кремля. В кремле же располагался штаб красноармейцев, что дало повод рассматривать крестный ход как провокацию. Организатор крестного хода митрополит Митрофан (Краснопольский) и викарный епископ Леонтий в июне 1919 года были арестованы и расстреляны. Митрополит Митрофан был прославлен в лике святых Русской православной церковью в 2001 году.

Комментарии закрыты.