google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Патрик | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Патрик

Март 29th 2016 -

Святой Патрик (St. Patrick)

Память 16/29 марта
Cвятой Патрик  родился он в 389 г. на севере Англии в семье знатного британца кельтского происхождения Кальпурния, который совмещал служение диакона и должность городского чиновника на римской службе (напомним, что Британия до 410 г., когда оттуда были выведены римские легионы, являлась одной из провинций Римской Империи).

Мать его носила имя Концесса; она была близкой родственницей св.Мартина Турского. Священником был и дед  Патрика  – Потит. Собственно, новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское – Магон.

Много позже св. Патрик  напишет свою «Исповедь», из которой нам известны основные события его жизни, начиная с детства. Вместе с двумя сёстрами Магон обучался дома обычному для того времени кругу наук – латыни, истории и Священному Писанию. Он не постыдится сказать о себе, что наука не особенно шла ему впрок, и к шестнадцати годам Магон отнюдь не отличался большой набожностью.

В 405 г. происходит, однако, событие, с которого и начинается постепенный переворот всей его жизни. Ирландские пираты, кормившиеся разбоем и работорговлей, нападают на богатую виллу Кальпурния, детей которого, включая Магона, и слуг разбойники захватывают как добычу и увозят в Ирландию. В «Исповеди» есть об этом скорбные строки: «Мы заслуженно всё претерпели, поскольку мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении. И Господь навел на нас пламень Своего гнева и рассеял нас среди народов, даже до края земли, где я, в ничтожестве моем, теперь пребываю как чужестранец».

В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку над аристократическим происхождением юноши, дал ему прозвище Cothrige, что на местном наречии означало «знатный человек». Со временем имя это трансформировалось в латинское  Патрик , Патрикий (Patricius), поскольку имело то же самое значение. С этим именем герой нашего повествования не расставался уже никогда.

Целых шесть лет прожил  Патрик  в плену. Однако, совсем ещё молодой человек, к тому же воспитанный в довольстве и сам имевший прежде слуг, не дрогнул душой, оказавшись рабом на чужбине. Годы мытарств, проведённые им в Ирландии, явились для него временем настоящего духовного взросления и молитвенного преображения. «Я каждый день пас стадо и каждый день молился множество раз. Любовь моя к Богу, страх Божий во мне и моя вера возрастали все более и более и дух мой побуждал меня к тому, что за день я произносил до ста молитв и почти столько же ночью, – и так даже тогда, когда находился в лесу или в горах, и я просыпался до восхода, чтобы молиться – в снегу, на ледяном холоде, под дождем, и я ни разу не занемог и не поленился, ибо, как я вижу теперь, дух полыхал во мне в те дни…».

Святой Патрик (St. Patrick)

Господь не оставлял своего верного послушника в этих тяжких испытаниях. В сонном видении  Патрику  открывается путь к свободе; таинственный голос говорит ему, что для него готов уже корабль на побережье, и одного этого становится довольно юноше, чтобы немедля встать и пойти. Куда? Он и сам, должно быть, не знал, куда же именно. Не имея никаких средств и ни малейшей защиты в чужой стране, где беглому рабу, в случае его поимки, оставалась только казнь,  Патрик , ведомый Божиим Промыслом, направляется в сторону моря, пешком проходя не одну сотню миль… Там, куда он пришёл, и в самом деле стояло готовое к отплытию судно. Взять его на корабль капитан категорически отказывался – у  Патрика  при себе не было ни единой монетки. Но… разве не Сам Господь шёл перед рабом Своим?.. Горячие молитвы юноши услышаны, и он, согласный на любой корабельный труд, покидает берега Ирландии – страны, которая отпустила его всего лишь на время…

Патрик  оказывается на континенте, в Галлии, разорённой к тому времени войнами и мятежами. Начинаются годы его новых странствий, снова вдали от родной земли, куда попадёт он не ранее, чем спустя ещё долгие семь лет.

Пройдя всю Галлию с севера на юг,  Патрик  попадает на остров Лерин, расположенный в нескольких милях от города Канны. Здесь в начале V века основан был знаменитый впоследствии монастырь, населённый по преимуществу монахами-кельтами и державшийся устава восточного образца. Именно здесь подвизался св.Викентий Леринский (+ 450 г.), знаменитый подвижник и богослов, который вполне мог быть учителем  Патрика .

«Исповедь» говорит о том, что было дальше: «Итак, после нескольких лет отсутствия, я снова оказался в Британии среди своих родичей, которые приняли меня как сына и искренне упрашивали меня, чтобы теперь, после столь великих испытаний, перенесенных мной, я больше не покидал их и никуда не уходил. И там, одной из ночей, я увидел в видении мужа, по имени Виктор, как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой несчетные послания. И он дал мне одно из них и я прочел начало послания: „Голос ирландцев“. И в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали у западного моря, и они взывали как одним голосом: „Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас“. И сердце мое было столь сокрушено этим, что я не мог больше читать, – и очнулся. Благодарение Богу, ибо после столь многих лет он даровал им то, о чем они просили». Для  Патрика  не было ни малейших сомнений в том, Кто и куда его призывает. Нетрудно представить, что пережили родственники едва вернувшегося после стольких лет отсутствия и неизвестности человека, который теперь вновь готов покинуть их, добровольно отправляясь туда, откуда он изведён был чудом. Но, как это почти всегда бывает в жизни  святых , – то, чего не понимали родные, знал о себе  Патрик : он уже не принадлежит никому, кроме Бога.

Нельзя сказать, что Ирландия к тому времени сплошь оставалась языческой; вдоль её побережья, а кое-где и в глубинке существовали христианские общины, и евангельская проповедь на «зелёном острове» звучала уже давно, пусть и не во весь голос. И тем не менее всякий, кто решался отправиться туда ради Христова дела, должен был обладать немалым мужеством.

Однако,  Патрик  не сразу возвращается в Ирландию. Прежде он вновь плывёт на континент, в знакомую для него Галлию, где в г.Осерр его ожидает встреча со св.Германом, епископом-миссионером, много сделавшим для крещения британцев.  Патрик  проходит период обучения под руководством святителя, и вскоре его посвящают в сан диакона. Он стремится поскорее направиться в Ирландию, но Церковь решает пока иначе, и посылает туда другого миссионера из числа клириков св.Германа – Палладия, который, пройдя все положенные степени, вскоре был ради этой цели рукоположен во епископа. Однако его миссия оказывается кратковременной и малоудачной. Заболев и вернувшись в Британию, Палладий умирает.

Вслед за этим в 432 г. св. Патрик , уже в епископском сане, отправляется, наконец, туда, где давно уже его сердце – в Ирландию. Страна раздираема была постоянными междоусобицами племенных вождей, именуемых по традиции королями. Все они были язычниками, и св. Патрик , высадившийся на ирландском берегу, встретил поначалу весьма недружелюбное к себе отношение. Камни, пущенные в св. Патрика  и его людей, как нельзя лучше свидетельствовали об окаменелости сердец местных идолопоклонников в отношении к Благой Вести. Однако, какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Человек этот пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.
Вслед за этим св. Патрик  со своими спутниками направился в земли своего бывшего хозяина, у которого некогда находился на положении раба. Вождь этот пришёл в великий страх, решив, что  Патрик  идёт отомстить ему. Языческие жрецы – друиды – предсказали напуганному вождю, что  Патрик  одержит победу, и тот в безумном ужасе зажёг собственный дом и погубил себя в пламени…

Миссия св. Патрика  медленно, но неотвратимо приносила добрые плоды. Сам он ни минуты не сомневался, что вся его жизнь и дело его жизни находятся в крепкой руке Господней. А со стороны человеков жизни этого отважного мужа постоянно исходила угроза. Делу его упорно противились не столько даже местные вожди-короли, сколько могущественная каста кельтских друидов. «Кто я такой, Господи?.. К чему Ты призвал меня, что Ты содействовал мне с такой божественной силой, так что теперь, среди варваров, я могу постоянно восхвалять и прославлять имя Твое, где бы я ни был, и не только во дни успеха, но и в дни испытаний?» – так будет позднее говорить св. Патрик , оглядываясь на пройденный путь.

Вскоре, в конце первого года проповеди, накануне Пасхи святой безстрашно отправляется в Тару – сакральный центр Ирландии, где находилась ставка верховного короля страны, которому подчинялись все прочие вожди. Король Лоэгайре, окружённый воинами и друидами, встретил св. Патрика  крайне враждебно. Предание рассказывает, что подосланные к  святому  убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед св. Патриком  и его восемью беззащитными спутниками, как  святой  муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Этот гимн св. Патрика  – «Песнь оленя» – сохранился до сего времени. Все попытки запугать святого силой оружия и даже покушение на его жизнь оказались напрасными: скромного вида человек, в руках у которого был лишь деревянный посох, говорил с королём смело и вдохновенно. Св. Патрик  предупредил короля Лоэгайре, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды, используя всё магическое искусство и пытаясь помешать  святому  с помощью ложных своих чудес, оказались безсильны против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св. Патрик  силою  Святого  Духа. Повторилась история духовного состязания пророка Божия Моисея с египетскими волхвами, но итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

Однажды воины бриттского князя Коротика совершили вероломный набег на общину только что крещёных ирландцев; многие христиане были жестоко убиты, другие уведены в плен и проданы в рабство язычникам, имущество их разграблено. Св. Патрик  обратился к Коротику с посланием, в котором призывал его вернуть пленных. Коротик оставил это послание без ответа. Тогда святой направил другое послание – подданным жестокосердого князя. «Кто из  святых  не содрогнется, веселясь с такими людьми или разделяя с ними трапезу? – писал св. Патрик , призывая их отвратиться от Коротика и его воинов. – Они наполнили свои дома добром мертвых христиан, они живут грабежом. Они не знают, несчастные, что предлагаемое ими друзьям и детям в пищу есть смертоносный яд, как Ева не понимала, что данное ею мужу – смерть. Таковы все, кто делает злое: они заслужили смерть как наказание вечное».

Житие св. Патрика  рассказывает о множестве чудес, совершённых им в разное время его победоносного шествия по Ирландии. С именем святого связывают исчезновение с острова всех ядовитых змей. Об этом предании ярко говорит и иконография св. Патрика .

Миссионерское служение  святого  в Ирландии продолжалось не один десяток лет, в течение которых  Патрик  сделал чрезвычайно много. Он создавал новые общины и посвящал для них клириков. От него приняли рукоположение немало епископов, которые возглавили новые ирландские епархии. Крестилось очень большое число народа во главе с клановыми вождями. Ирландия украсилась множеством храмов и монастырей; последние сыграют в дальнейшем уникальную роль в деле христианского просвещения Европы. И речь идёт не только о западе, но и о землях к востоку от Балтики. Миссионерство сделается отличительной чертой кельтских, и особенно ирландских, монахов, которые своеобразным подвигом апостольского странничества приведут ко Христу тысячи душ повсюду, куда позовёт их Божий Промысл. Пешком, а чаще на маленьких кораблях или даже на утлых с виду, плетёных из ивняка и крытых кожами, лодках – кораклах – доберутся они до самых отдалённых уголков европейского континента. Есть, как нам кажется, небезпочвенные предположения о миссии кельтских монахов на о.Валаам (в ряде публикаций священника Стефана Красовицкого, например), да и в других частях будущего Русского Северо-Запада.

Изображения троечастного листка обыкновенной кислицы или очень схожего по форме белого клевера – непременный атрибут многих изображений самого Просветителя Ирландии. Предание говорит о том, как св. Патрик , используя эту обычную подножную травку, учил ирландцев на её образе догмату о Пресвятой Троице. Надо сказать, что в мифологии кельтов число 3 всегда было наделено особенными сакральными значениями, и св. Патрик , как и его многочисленные ученики, относились к древней культуре ирландского народа бережно и благоговейно, мудро отделяя пшеницу от плевел. Два крупнейших кельтских празднества – весенний Белтейн и осенний Самхейн – именно начиная с эпохи св. Патрика  постепенно утрачивают свои языческие черты, органически встраиваясь в новое – христианское мiроощущение ирландцев. Так, Самхейн становится Днём Всех Святых в календаре западных христиан. (И только горестного сожаления достойно видеть, как наши «расхристанные» современники на Западе, а теперь уже и в России делают из этого дня бесовский карнавал под названием helloween).

Кельтский крест Стоит отдельно сказать о совершенно особенной форме так называемых кельтских крестов. По мнению ряда исследователей ирландских древностей, происхождение креста, в средоточии которого находится круг, напрямую восходит к  святому   Патрику . Читаем об этом у о.А.Шабанова: «Когда св.  Патрик  в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнёс следующие знаменитые слова: „Мы тоже верим в Солнце – Солнце Правды – Христа“. И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика , распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)». Кресты эти, порой достигавшие в Ирландии и Британии немалой высоты, чаще всего искусно вырезались из камня и включали в себя, помимо очень характерного кельтского орнамента, изображения Христа Спасителя, Пречистой Девы и святых.

Ирландия, некогда ставшая для юного Магона источником его горестей и страданий, впоследствии сделалась всем смыслом жизни  святого   Патрика . Последние строки его «Исповеди» полны благодарения Богу и одним только желанием: «…Да не отделит меня Бог мой от Своего народа, который Он приобрел Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины».

О времени блаженной кончины  святого   Патрика  единого мнения нет; одни полагают, что она последовала в 461 г., другие называют более позднюю дату – 493 г. (память  святого  празднуется 17/30 Марта). Предание связывает это событие с городом Даунпатрик, где на кладбищенском валуне высечено его имя. Но в действительности, никому в точности не известно место погребения Апостола Ирландии.

Игумен Кирилл (Семенов)

Оставьте комментарий!