google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святой Клеопа, апостол от семидесяти | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святой Клеопа, апостол от семидесяти (видео)

Ноябрь 11th 2015 -

Апостол Клеопа

Апостол Клеопа
Трапеза в Эммаусе.
Дечани. Сербия (Косово). Церковь Христа Пантократора. Около 1350 года.

Память 30 октября / 12 ноября

Клеопа был одним из 2 учеников Спасителя, которым Господь явился после Своего воскресения (Лк 24. 18)

Клеопа был младший брат св. праведного Иосифа обручника Пресвятой Девы Марии; он был женат на дочери Иосифа (чрез пять лет по возвращении из Египта в Назарет) Марии, (Ин. XIX, 25). С этою Mapиею особенно дружна была Пресвятая Дева Мария и они жили как родные сестры.

Евангелист Иоанн пишет, что при кресте Иисуса стояла Матерь Его (Пресв. Дева) и сестра Матери Его (Мария Клеопова). Эта Мария, как дочь прав. Иосифа, обрученного с св. Пресв. Девою – Mapиею – (Мф. I, 14–20) считалась (у жителей Иерусалима) Ее сестрою (хотя не родною, а сводною).

Клеопа вместе с Лукой был спутником Воскресшего Спасителя в Еммаус. В повествовании о сем событии видно, что Клеопа принимал самое живое участие во всем, что касалось Господа Иисуса Христа, на которого возложены были надежды, что он, (Ис. Xр.) как пророк, сильный в деле и слове пред Богом и людьми, избавит Израиля (Лк. XXIV, 19), и что некоторые из наших жен (ст. 22) изумили вестью о воскресении Его из мертвых, а в числе жен приходивших на гроб Спасителя была и жена Клеопы – Мария.

О последующей жизни св. Клеопы ничего неизвестно. Церковное предание сообщает, что он был убит иудеями за веру во Христа в Еммаусе и именно в том доме, в котором он вместе с евангелистом Лукой «познал» Господа в преломлении хлеба.

Согласно «Четьим-минеям» Димитрия Ростовского, ссылающимся на Лк.24:25:

«Клеопа святый, брат святаго Иосифа обручника юнейший, иже во Еммаус путьшествуя со святым Лукою (воспоминающим его в своем Евангелии, свое же имя умолчавшим) Господа по воскресении виде; и по времени в том же дому, идеже в преломлении хлеба позна Христа воскресшаго, за свидетельство Христово от Иудей убиен.»

В списке 70 апостолов мч. Дорофея (приводимом в церковнославянских изданиях «Апостола») отождествляется с Симеоном сродником Господним.
«Богословский энциклопедический словарь» 1913 года, однако, различает двух Клеоп:

«Клеопа — муж Марии Клеоповой (Ин.19:25), которому, как полагают, явился Господь на пути в Эммаус (Лк. 24:13), Следует отличать этого Клеопу от Клеопы, брата Иосифа Обручника. Многие отождествляют Клеопу с Алфеем, отцом Иакова Алфеева.»

От Луки святое благовествованиеь Глава 24

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, 34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. 35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Поведение Клеопы и его спутника в церковной экзегезе истолковывается в качестве назидательного примера: обрести веру и испытать живую встречу с Господом можно через гостеприимство и заботу о странниках, т. е. через исполнение заповеди о любви к ближнем. Блж. Иероним Стридонский в одном из писем отмечал, что через преломление хлеба Господь освятил дом Клеопы как первую церковь в Эммаусе

Комментарии закрыты.