google-site-verification: google21d08411ff346180.html Жизнь и Деяния святого отца нашего Николая | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Жизнь и деяния святого отца нашего Николая

Май 10th 2011 -

Комментарии

*Все ново- и ветхозаветные цитаты даются в синодальном переводе.

1. Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод...— ср. Пс. 1, 3: “И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое”.
2. ...тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал.— Иоанн Креститель был поздним (потому он “разрешил родильные муки своей матери”) и единственным сыном, а Николай “скончал”, так как после него мать уже больше не имела детей.
3. ...следуя... святому правилу...— подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы.<
4. Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому.
5. Миры — город в Ликии.
6. Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти...— Пс. 142 (143), 8.
7. Научи меня исполнять волю твою...— Пс. 142 (143), 10
8. ...на тебя оставлен я от утробы...— Пс. 21 (22), 11.
9. Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца...— Пс. 61 (62), 11.
10. Милость и истина да не оставляют тебя.— Притчи Сол. 3, 3.
11. ...левой руке не доверять то, что свершаешь...— намек на слова Евангелия: “Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф. 6, 3).
12. ...вследствие ослушания моего воплотившийся...— под “моим ослушанием” имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество.
13. ...из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.— Пс. 112 (ИЗ), 7.
14. ...души алчущие исполнял благами...— ср. Пс. 106 (107), 9: “И душу алчущую исполнил благодати”.
15. Остановитесь и познайте...— Пс. 45 (46), 11.
16. Оставаться в пустыне...— имеется в виду фраза Давида: “Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне” (Пс. 54 (55), 8).
17. Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос.
18. На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого...— несколько измененная цитата из Исх. 66, 2.
19. ...диоклетианов, максимианов...— имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства.
20. ...воздвигает Своему народу рог спасения...— ср. Лук. I, 69: “И воздвиг рог спасения нам”.
21. ...и знамением звездного Креста призывает Константина...— согласно легенде, римский император Константин I (324—337) накануне решающего сражения за единовластие увидел на небе знамение Креста. По другим вариантам легенды, видение предстало ему сначала наяву, а затем и во сне.
22. Палинодия — буквально: песнь, в которой поэт отрекается от своих прежних слов; переносно — отречение от своих слов. Здесь имеется в виду, что Константин не следовал религиозным воззрениям своих предшественников, императоров-язычников.
23. Исповедник — адепт христианства, вопреки преследованиям стоящих у власти язычников пропагандировавший свою веру.
24. ...император правил державой ромеев и великий его архиерей наставлял народ...— под великим архиереем императора Константина агиограф, судя по контексту, разумеет константинопольского патриарха Митрофана (312—325), хотя по состоянию здоровья тот не присутствовал на Никейском соборе (325 г.) и направил вместо себя будущего своего преемника по кафедре епископа Александра (325—340), открывшего борьбу против Ария.
25. ...в Никее собирается все православное духовенство...— I вселенский собор в Никее состоялся в 325 г. и был посвящен критике арианства. Арий был предан анафеме, а император издал окружную грамоту, призывавшую исповедовать установленную на этом соборе веру как “мысль Божию, объявленную Святым Духом через согласие столь многих и столь великих архиереев”.
26. ...богохульную ересь Ария...— вопреки Арию, считавшему, что Бог Сын, рожденный Отцом, имеет тварную природу, т. е. не существовал извечно, и потому ниже своего безначального Отца, сторонники ортодоксального православия признавали все ипостаси Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) равносущными.
27. Тайфалы — германское племя, жившее за Дунаем
28. Стратилат — высокий военный чин.
29. Плакома — по-видимому, местность между Мирами и гаванью Андриак.
30. Игемон — правитель
31. Леон — топоним не идентифицирован; потому затруднительно решить, следует ли передавать его так, как в нашем тексте (Леон), или переводить на русский язык: ???? — по-гречески “лев”.
32. Диоскуры — храм Крискента и Диоскорида, христианских святых, отождествленных, по-видимому, с языческими братьями Диоскурами.
33. Византий — иное название Константинополя.
34. Да предварят нас щедроты Твои, Господи...— Пс. 78 (79), 8.
35. ...открыли сокровище...— подразумевается святой Николай.
36. Господи, Господи, кто подобен Тебе...— Пс. 34 (35), 10
37. ...как некогда мой Иисус, успокаивает волны...— имеется в виду евангельский эпизод.— Матф. 8, 26.
38. Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце.— ? Царств. 16, 7
39. Не творите зла, и да не претерпите яла...— подобных слов в Ветхом и Новом завете нет. Ближе всего к ним пассаж: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”.— Рим. I, 12, 21.
40. ...ибо мы — храм Божий.— Не вполне точная цитата из I Коринф. 3, 17.
41. ...лик его сверкал более Моисеева.— Сияние, исходившее от лица Моисея, когда он сошел с горы Синай, описано в Исх. 34, 29 сл.
42. ...не видел того глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2, 9.

Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 291-321. Пер. С.Поляковой.
(Текст переведен по изданию: G. Anrieh. Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche, Bd. I, 1913)

Pages: 1 2 3 4 5

Комментарии закрыты.