Житие святого Сильвестра, папы Римского

Январь 14th 2011 -

Тоже сказали и все иудеи. Тогда епископ преклонив колени, помолился усердно и со слезами Богу, а потом, вставши и подняв руки к небу, произнес в слух всех:

— Господи Иисусе Христе, Сыне Божий и Боже, Ты, Который можешь умерщвлять и оживлять, поражать исцелять, благоволи чрез призвание пресвятого и животворящего имени Твоего оживить того быка, которого Замврий умертвил чрез призвание бесов ибо наступило время совершиться чудесам Твоим для спасения многих; услышь меня, раба Твоего, в сей час чтобы прославилось пресвятое имя Твое!

После молитвы он подошел к быку и громко произнес:

— Если проповедуемый мною Иисус Христос рожденный от Девы Марий, есть истинный Бог то поднимись и стань на ногах своих и, оставив прежнюю свою свирепость, будь кроток!

Лишь только святой произнес это, как бык тотчас ожил, встал и стоял тихо и спокойно. Святой приказал снять веревки с рогов его и сказал:

— Ступай туда, откуда пришел и никому не причиняй вреда, но будь тихо; так повелевает тебе Иисус Христос Бог наш!

И бык ушел тихо, хотя прежде был крайне свиреп. Увидев это, все воскликнули как бы в один голос:

— Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!

Иудеи же вместе с Замврием подбежав ко святому и, обняв его честные ноги, просили его помолиться за них Богу и принять их в христианскую веру. Также и блаженная Елена, подняв завесу, за которой сидела, слушая прения и взирая на бывшее при этом вышла оттуда и припала к ногам святого, исповедуя Христа истинным Богом. Все бывшие здесь иудеи во главе; с Замврием и бесчисленное множество народа обратились к истинному Богу и присоединились к Христовой Церкви.

После сего торжества святой веры христианской, святой Сильвестр провел остаток дней своей жизни в непрестанных трудах и заботах о Церкви Христовой, после чего, добре управив вверенное ему словесное стадо, и достигнув глубокой старости28, отошел к Господу. На епископском престоле он пробыл двадцать один год и одиннадцать месяцев. Ныне же в бесконечной жизни он вместе с Ангелами прославляет Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, ему же и от нас да будет слава во веки, аминь.

  1. Исповедниками назывались в древней Церкви те христиане, которые во время гонений открыто объявляли себя христианами и претерпевали мучения, но оставались в живых. Такие лица пользовались особенным уважением в христианском обществе, так им было представлено право воссоединения с Церковью падших
  2. Префект — градоначальник
  3. Св. Мелхиад — папа Римский с 311-314-й год
  4. Св. Марцеллин — папа Римский с 296-304-й год
  5. В древности в избрании епископа участвовал народ
  6. Все это были боги, которых чтили Римляне, и которые считались покровителями того или другого дня
  7. Так называется воскресный день уже в Апокалипсисе Иоанна Богослова (Апок. 1:10)
  8. В Римской церкви с давнего времени дни недели называются фериями, т. е. богослужебными днями, что, по словопроизводству с латинского, указывает на обязанность христианина ежедневно совершать служение Богу. Понедельник — ферия первая, вторник — ферия вторая и т. д. Суббота удержала у римских христиан свое еврейское название, а воскресенье называется древним именем — день Господний (Доминика)
  9. То же самое о субботе сказано еще в правилах св. Апостолов (64-е правило). Вальсамон в толковании на это правило замечает, что в субботу мы не постимся, чтобы не показаться иудействующими, но если пост запрещается в субботу, то это значит только, что в субботу не следует хранить полное воздержание от пищи до вечера, как полагается в Великую Субботу, но не указывает на то, что во все субботы, кроме Великой, нужно есть скоромную пищу. По Церковному Уставу в субботу, прямо после литургии, можно вкушать вино, елей и ту пищу, которая полагается по церковный правилам, т. е. в мясоеде — скоромную, в посты — постную
  10. Тарпейская скала — южная, крутая скала Капитолийского холма. Тарпейской она названа потому, что с нею Сабиняне сбросили Тарпею, дочь коменданта Капитолия, когда ими была взята эта крепость. Высота ее — 150 футов над уровнем моря
  11. У язычников было много божеств но истинного Бога они не выдали, почему св. ап. Павел называет их безбожными (Ефес. 2:12)
  12. Северо-западная провинция Малой Азии
  13. Раввин — почетный титул в Палестине, даваемый выдающимся учителям и толкователям закона ветхозаветного
  14. Синклит — правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников
  15. Несколько измененное выражение (Пс. 34:23)
  16. Почтя все святые Отцы относят это выражение к временному рождению Сына Божья во плоти человеческой
  17. В глубину, т. е. на земле или из-под земли; в высоту, т. е с неба
  18. Ахаз не верил пророку, но прямо сказать об этом ему не решался и потому лицемерно привёл в свое оправдание слова Закона Моисеева, запрещавшего евреям, искушать Господа требованием чудес (Исх.17)
  19. Отроковица, т. е. молодая женщина вообще — может быть замужняя, может быть еще девица, толковали иудеи. Это толкование неправильно. Слово, употребленное здесь, в еврейской библии (алма), может означать, по словопроизводству, только девицу очень молодую, еще подрастающую. Притом во всем Ветхом Завете это слово никогда не употребляется в приложении к замужней женщине
  20. Т. е. потому, что там родился Спаситель мира, Которого св. ап. Павел именует царем правды (Евр. 7:2)
  21. (Вар. 3: 36-38), т е. действует всегда с высшею мудростью и знает лучшие пути, ведущие к цели
  22. (Зах. 3:1-2). Первосвященник иудейский Иисус, на которого клеветал пред Господом дьявол, признается у многих отцов Церкви прообразом Иисуса Христа, Который также терпел разные нападения от дьявола и слуг его
  23. (Пс. 21:17-18), т.е. в теле Христовом, когда оно висело на кресте, кости так выдались, что их можно было пересчитать
  24. (Пс. 68:22). Желчь — горечь; оцет — уксус. Эти вещества, по толкованию блаженного Феодорита, были прибавлены к питью, чтобы сделать его горьким и приятным
  25. (Быт. 49:9). Иаков здесь собственно говорил о сыне своем Иуде, но все сказанное об Иуде, по изъяснению отцов Церкви, должно относить в. лучшем смысле и к Господу Иисусу Христу, Которого Иуда был прообразом
  26. Это было ложной выдумкой Замврия. Быки, как сказано в Законе (Лев. 1 и след.), были закаляемы священниками
  27. Святой Сильвестр относит это дело к помощи бесов, которые, по учению древних отцов и учителей Церкви, употребляли в те времена все средства к тому, чтобы полагать препятствия усилению религии христианской
  28. Святой Сильвестр папа римский, скончался в 335 году. Мощи его были погребены на Салорийской дороге, в катакомбах св. Прискиллы, в одной миле от Рима

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.