google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Савва, архиепископ Сербский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Савва, архиепископ Сербский

Январь 24th 2011 -

Святитель Савва Сербский

Святитель Савва Сербский

Сербия, монастырь Студеница

Савва отвѣчалъ:

— «Я — ученикъ отца Макарія; онъ послалъ меня вчера въ Есфигменъ по одному духовному дѣлу, но братія удержала меня до сегодняшняго утра, чтобы послать со мною хлѣбы на благословеніе старцамъ, ибо большіе монастыри имѣютъ обычай посылать хлѣбъ на утѣшеніе пустынникамъ, страждущимъ Христа ради и не имѣющимъ иного утѣшенія, какъ только милостыню, которую посылаетъ имъ Господь Богъ».

Эта рѣчь святаго Саввы смягчила жестокія сердца разбойниковъ, они умилились по вѣрѣ и отпустили Савву, такъ что онъ поспѣлъ къ старцу во время. Только-что встали на молитву, какъ въ монастырь явились и разбойники: раскаявшись въ своихъ поступкахъ, они пошли вслѣдъ за Саввой и, увидѣвши старца, попросили у него благословенія и разсказали все, что случилось съ ними на пути. Старецъ наставилъ ихъ словамъ Божіимъ, и они умилились и довѣрились старцу. Эти корсары, или морскіе разбойники, принадлежали къ числу извѣстныхъ, знатныхъ лицъ. Они спросили старца:

— «Повѣдай намъ Христа ради, дѣйствительно ли этотъ чернецъ (т. е. Савва) твой ученикъ? Мы видимъ на немъ нѣкое преславное знаменіе».

Старецъ отвѣчалъ:

— «Христа ради я скажу вамъ, дѣти мои: сей чернецъ — Божій ученикъ, а намъ одинъ изъ братій; сынъ онъ благовѣрнаго царя Сербскаго; всеблагій Богъ послалъ его намъ на посѣщеніе Своихъ рабовъ: какъ видите, онъ оставилъ свое царство и обходитъ пустыню сію, посѣщая и утѣшая, питая и одѣвая страждущихъ Христа ради въ пустыняхъ и горахъ, въ пещерахъ и пропастяхъ земныхъ, подобно солнцу все осіявая и милуя, чая помилованія и утѣшенія въ жизни вѣчной».

Бывшіе разбойники, слыша это, пали къ ногамъ Саввы и просили благословенія. Получивши благословеніе какъ отъ него, такъ и отъ старца, они дали обѣщаніе больше не заниматься разбоемъ и отправились въ свои домы.

Другой подобный случай произошелъ въ одно изъ посѣщеній святымъ Саввой лавры святаго Аѳанасія Аѳонскаго. Савва ѣхалъ въ лавру на лодкѣ по морю въ сопровожденіи нѣсколькихъ лицъ изъ братіи. Когда они приближались къ лаврѣ, напали и захватили ихъ разбойники. Одному изъ спутниковъ Саввы удалось какъ-то избѣжать рукъ разбойниковъ, и онъ поспѣшилъ въ лавру св. Аѳанасія и сообщилъ игумену о постигшей ихъ напасти. Игуменъ и братія, услышавъ о семъ, очень встревожились и поскорѣе послали одного изъ своей братіи, отличавшагося своимъ умомъ. Между тѣмъ святый Савва, находясь въ рукахъ разбойниковъ, внутреннею молитвою взывалъ ко Господу объ избавленіи. Вскорѣ является посланный изъ лавры братъ и привѣтствуетъ разбойниковъ:

— «Со счастливымъ прибытіемъ! Добро пожаловать въ монастырь, тамъ можно отдохнуть и получить все, что необходимо для васъ!»

Взглянувъ же на молодого инока Савву, хитроумный чернецъ какъ-бы съ великимъ гнѣвомъ сказалъ ему:

— «А ты куда пришелъ? Не въ такое ли-то мѣсто послалъ тебя игуменъ, а ты чинишь по своей волѣ?»

И хотѣлъ какъ-бы ударить Савву. Савва же какъ-бы отъ страха бросился отъ него, выскочилъ изъ лодки и побѣжалъ. Изумленные разбойники пришли какъ-бы въ забытье отъ всего случившагося и ничего не сказали. Только потомъ въ монастырѣ, куда укрылся Савва, они увидѣли его, узнали, кто онъ такой, и очень сожалѣли между собою о томъ, какое сокровище выпустили изъ своихъ рукъ.

Пробывъ нѣкоторое время въ лаврѣ, принявъ духовное и тѣлесное утѣшеніе вмѣстѣ съ игуменомъ и братіей, святый Савва возвратился благополучно въ Ватопедскую обитель.

Пользуясь тѣми средствами, каковыя получены были отъ благочестивыхъ родителей, святый Савва приступилъ къ построенію и украшенію храмовъ въ Ватопедской обители. Прежде всего онъ создалъ храмъ во имя Рождества Пресвятой Богородицы, въ монастырской крѣпости, на востокъ отъ великой церкви. Затѣмъ тамъ же въ крѣпости, по сосѣдству съ упомянутымъ храмомъ, онъ сталъ воздвигать церковь во имя св. Іоанна Златоустаго, имѣя въ сердцѣ своемъ надежду, что со временемъ поселится здѣсь и его старѣющій державный родитель Стефанъ Неманя.

По совершеніи и украшеніи сихъ двухъ новыхъ церквей, Савва не оставилъ втунѣ и главнаго Ватопедскаго храма во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы: храмъ этотъ былъ крытъ черепицею; находя такую кровлю непрочною, Савва замѣнилъ ее оловянною, на что потребовались не малыя средства.

Затѣмъ Савва построилъ еще церковь — въ монастырской башнѣ, или пиргѣ, во имя Преображенія Спасова.

Кромѣ сихъ главныхъ построекъ, Святый Савва не щадилъ средствъ на внутреннія украшенія и утварь для главнаго Ватопедскаго храма Благовѣщенія; всѣ эти драгоцѣнности остались здѣсь на память потомству о великомъ благодѣтелѣ св. горы, прибывшемъ изъ земли Сербской.

Мысль о привлеченіи на Аѳонъ своего благочестиваго отца Стефана Неманю не оставляла святаго Савву. Онъ рѣшился, наконецъ, написать своимъ родителямъ краснорѣчивое посланіе, въ которомъ убѣждалъ отца оставить царство земное и искать пути въ Царство небесное, принявши ангельскій образъ и переселившись къ нему на святую Гору.

Стефанъ Неманя давно уже помышлялъ объ этомъ; давно уже онъ желалъ отказаться отъ мірской власти и всего мірскаго и принять иночество. Теперь, послѣ краснорѣчивыхъ убѣжденій сына, онъ рѣшился осуществить свое намѣреніе. Посовѣтовавшись съ единомышленною съ нимъ супругою благочестивою Анною, Стефанъ Неманя призвалъ сына своего Стефана и, въ присутствіи вельможъ и властей со всего государства, вручилъ ему власть надъ Сербіей, назначилъ его великимъ жупаномъ, а самъ объявилъ свое намѣреніе отречься отъ міра. Прощаясь со своими вельможами и слугами, онъ всѣхъ богато наградилъ и одарилъ, несвободнымъ далъ свободу и обезпечилъ неимущихъ. Порвавши такимъ образомъ всѣ мірскія связи, онъ произнесъ иноческіе обѣты и съ именемъ Симеона принялъ постриженіе отъ руки своего епископа Каллиника въ своей задужбинѣ, въ построенномъ имъ самимъ монастырѣ Студеницкомъ.

Супруга его Анна послѣдовала его примѣру и также приняла постриженіе отъ того же епископа и поселилась въ одномъ изъ женскихъ монастырей.

Первое время по своемъ постриженіи, новый царственный инокъ Симеонъ провелъ въ монастырѣ Студеницкомъ, навыкая иноческому правилу и исполняя первыя иноческія послушанія. Многіе изъ вельможъ, соревнуя благочестію своего государя, не захотѣли оставаться въ мірѣ, приняли постриженіе и рѣшили сопутствовать на новомъ пути своему бывшему государю; когда Симеонъ рѣшилъ отправиться на Аѳонъ, они послѣдовали за нимъ.

Отправляясь на святую гору, Симеонъ взялъ съ собою много золота, одеждъ, коней и всякой сбруи и другихъ вещей, и когда прибылъ въ Ватопедскій монастырь, то принесъ все это въ даръ обители, въ которой онъ долженъ былъ поселиться и гдѣ ожидалъ его сынъ Савва.

Трогательная и чудная была картина встрѣчи двухъ царственныхъ иноковъ — молодаго еще Саввы и престарѣлаго отца его, теперь носившаго имя Симеона. Такое необычайное событіе взволновало всю Аѳонскую гору. Всѣ желали видѣть этихъ чудныхъ иноковъ, начиная съ прота святой горы и кончая самыми простыми подвижниками: въ Ватопедъ устремились даже изъ самыхъ глухихъ, недоступныхъ стремнинъ и пещеръ никогда не выходившіе изъ своихъ убѣжищъ подвижники и молчальники, желая насладиться чуднымъ и необычайнымъ зрѣлищемъ пришествія на ихъ гору подвизаться вмѣстѣ съ ними этихъ двухъ царственныхъ иноковъ.

И не одни Аѳонскіе подвижники съ изумленіемъ слышали и взирали на таковыхъ слугъ Божіихъ: вѣсть о нихъ дошла, конечно, и до царствующаго града, и не только всѣ дивились сему происшествію, но многіе изъ вельможъ и знатныхъ людей послѣдовали ихъ примѣру.

Новый пришелецъ на Аѳонъ, царственный инокъ Симеонъ, сразу могъ видѣть всѣхъ тѣхъ подвижниковъ, о которыхъ давно зналъ. И никого онъ не оставилъ безъ своей милости и благодѣянія. Раздавъ много милостыни бѣднымъ, онъ по всѣмъ обителямъ Аѳонскимъ разослалъ свои приношенія золотомъ и церковными вещами на память о себѣ. Особенно же онъ одарилъ принявшую его въ число своей братіи обитель Ватопедскую, вручивъ настоятелю большую сумму золота и множество облаченій и другихъ церковныхъ вещей для храма, а также коней, лошаковъ и сбруи для монастырскихъ потребъ.

Старецъ Симеонъ, ослабленный болѣзнями, желая однако слышать церковную службу, пристроилъ со стороны алтаря главнаго храма Благовѣщенія келью съ окномъ въ алтарь, и чрезъ сіе окно видѣлъ и слушалъ ежедневно церковное богослуженіе.

Между тѣмъ святый Савва, заботясь о своемъ родителѣ и не оставляя обычныхъ ежедневныхъ иноческихъ подвиговъ, широко развивалъ свою благотворительную и строительную дѣятельность по святой горѣ. Обративши вниманіе на церковь святаго Стефана, разрушенную разбойниками и опустѣвшую, онъ возстановилъ ее, снадбилъ всѣмъ необходимымъ для того, чтобы при ней могли жить иноки, и передалъ сіе иноческое прибѣжище въ вѣдѣніе Ватопедской обители. При обстройкѣ этого монастырька онъ озаботился о возведеніи крѣпости и сторожевой башни (пирга) для защиты отъ нападеній разбойническихъ.

Въ Ватопедскій монастырь приходило много богомольцевъ изъ ближнихъ и дальныхъ странъ; много было людей, работавшихъ на монастырь изъ усердія. Всѣ сіи люди часто ничего не имѣли и могли питаться только монастырской милостыней. Человѣколюбивый Савва принялъ къ сердцу нужды сихъ людей: онъ сдѣлалъ крупный взносъ въ Ватопедскую казну для того, чтобы всѣ сіи люди не терпѣли нужды, всегда имѣли пищу и питіе, не обременяя монастырь.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментарии закрыты.