google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Виро Утрехский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Виро Утрехский

Май 20th 2012 -

Святитель Виро Утрехский

Память 8/21 мая

Святой Виро родился в обеспеченной и культурной семье то ли в Ирландии, то ли в Шотландии. Да это и не важно. Главное – ему с раннего детства прививался христанский дух, а со временем было получено и основательное научное образование. И эта высокая двоица дала богатый плод. Уже в юности, пораженный рассказами о трудностях жизни первых христан «на материке», он воспылал желанием стать миссионером и пошел с непреклонной решимостью к этой цели.

Святитель Виро относится к тем святым, которым Бог судил просвещать христианским светом варварские народы Нижних Мааса и Рейна в начале VIII века.

В то далекое время христианство пришло на эти земли с запада, а точнее – с Британских островов.

Для начала совершил паломничество в Рим и добился аудиенции у Папы Римского. Православный Папа принял молодого священника из Британии с пониманием и уважением, обсудил с ним важные вопросы христианской миссии в низовьях Рейна и, посвятив Виро в епископы, дал ему на дорогу все необходимые документы, а также некоторые мощи святых для освящения новых церквей и монастырей. Вместе с Виро в Риме побывали его друзья и спутники – священник Плехельм и диакон Отгер. Папа Римский посвятил в епископы также и Плехельма...

Но молодые миссионеры, понимая, что им не хватает практического и духовного опыта, вернулись на родину и пробыли там некоторое время, посвятив несколько месяцев более глубокой подготовке к подвижнической деятельности. И только после того, как посчитали необходимые приготовления выполненными, отбыли на материк, уже окончательно попрощавшись с родиной и близкими людьми. Они понимали, что миссия может быть смертельно опасной, но пошли на этот шаг вполне осознанно.

Высадившись в устье Мааса, миссионеры начали искать место для основания христанского центра. В те времена таким пунктом мог быть только монастырь, защищенный от нападений. Заручившись поддержкой короля Пипина Геристальского и получив от него в качестве безвозмездного дара небольшой участок леса над речкой Рур, подвижники приступили к строительству.

В устье реки Рур (при её впадении в Маас) начал в 706 году строительство аббатства, как одного из центров миссионерской деятельности по христианскому просвещению местного населения. Земля для монастыря была пожертвована Пипином Геристальским. Сейчас на этом месте находится селение Санкт Одилиенберг.

Но это не единственная версия относительно даты основания аббатства. Вторая точка зрения сводится к тому, что святой Виро был спутником святителя Бонифация и поэтому монастырь мог быть основан не ранее сороковых годов восьмого века. Вторая точка зрения не имеет документальных подтверждений, поскольку, согласно первому описанному житию св. Виро, земля была подарена именно Пипином Геристальским, скончавшимся в 714 году. Кроме этого, в пользу первой версии говорит тот факт, что Виллиброрд и его спутники занимались миссионерской деятельностью в долине Мааса и в горных районах Айфеля, то есть к западу от Рейна, в отличие от деятельности Бонифация, проводившего христианизацию населения в основном к востоку от Рейна.

Место оказалось очень удобным. Высокий холм надежно защищал монастырь от наводнений, а водные пути позволяли проникнуть далеко на юг, включая горные районы вулканического Айфеля. Но миссионеры сосредоточились на территории Нижнего Мааса и Рейна. Вскоре местное население искренне полюбило Виро и его спутников и стало массово креститься. На холм, который прежде служил местом погребения, стали стекаться все, кто желал послушать евангельскую проповедь. Так постепенно Виро стал входить в Божественную святость. Об этом говорили не только простолюдины, но и власть имущие.

Великий святой миссионер Виллиброрд очень любил и уважал Виро и в конце концов упросил его быть епископом Утрехта.

В последние годы жизни Пипин Геристальский взял для себя за обычай ежегодно паломничать в Санкт Одилиенберг (так впоследствии стало называться это место). Последние несколько километров король проходил пешком, а оставшуюся сотню метров проползал на коленях. Он искренне каялся в совершенных грехах, а после причастия святых Христовых Таин, немного отдохнув, беседовал с епископом, не оставляя ни одного серьезного вопроса, относящегося как к проблемам власти так и политики. Он не без оснований считал св. Виро не только человеком высочайшей духовности, но и мудрым старцем. Так оно и было на самом деле.

Нам не известен год преставления святителя Виро, но предание сохранило день его смерти – 8 мая. И по сей день память святого отмечается именно в этот день...

В 1361 году монастырь был перенесен в Рурмонд, а вместе с ним туда торжественно отбыли и мощи святого. В годы реформации они исчезли и были вновь обнаружены только в 1594 году.

В 1879-86 гг. в обветшавшей церкви Санкт Одилиенберга проводились масштабные реставрационные работы и во время раскопок 1881 года была обнаружена могила святителя Виро. Резонанс в обществе был настолько велик, что большая часть его мощей была возвращена назад в Санкт Одилиенберг. Его глава поныне сохраняется в соборе Утрехта. Святитель Виро стал почитаться покровителем Нидерландов.

До сих пор в Санкт Одилиенберг идут паломники, но их поток видимо иссякает. Да и храм в честь Виро, Плехельма и Отгера открывается нечасто. Как правило – раз в неделю во время утренней службы. А в остальное время он стоит закрытым на замок. Даже в дни великих двунадесятых праздников, например, в католическое Вознесение.

В качестве замены туристам и паломникам предлагают посещать расположенный рядом музей Санкт Одилиенберга. Но разве это может быть полноценной заменой? Разве может паломник молиться в музее, а не перед мощами святых? Это вопросы, которые ставит последнее время перед верующими Нидерландов. Хочется надеяться, что по молитвам святых Виро, Плехельма и Отгера к народу вернется осознание того, что только в содружестве с Небесами, земле можно вернуть вечный мир.

Мудрый святитель Виро, моли Бога о нас.

Комментарии закрыты.