google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Василий Захолмский, Скендерийский (Острожский, Требинский, Сербский) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Василий Захолмский, Скендерийский (Острожский, Требинский, Сербский)

Май 11th 2014 -

Святитель Василий Острожский, Требинский,

День памяти 29 апреля/12 мая

Святой Василий родился в селе Мрконичи на Поповом полье в Герцеговине 28 декабря 1610 и при крещении получил имя Стоян, где еще в XIII веке святитель Савва Сербский (+1237;память 12 января) основал Захолмскую епархию.

Родителями его были Пётр и Анастасия (Ана) Йовановичи.

Родители святого Петр и Анастасия (Ана) Йовановичи были бедными, набожными и благочестивыми христианами. Они научили своего сына страху Божию, посту и молитве. Мальчик особенно любил посещать богослужения. Войдя в храм, он делал земной поклон и целовал пол храма, а затем крест и святые иконы. Со страхом Божиим и любовью он внимал церковному пению и чтению.

Желая дать сыну образование, родители отдали его в обучение в близлежащий монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Через некоторое время Стоян (мирское имя святого) перешел в Требинский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где принял монашеский постриг с именем Василий. Здесь он с усердием подвизался в иноческих подвигах поста, молитвы и труда и впоследствии был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем-во иеромонаха. Когда латинские проповедники усилили свою деятельность, стремясь обратить православных сербов в католичество, святой Василий выступил ревностным защитником Православия.

Уже будучи архимандритом, он оставил монастырь и стал проповедовать Евангелие Христово среди жителей Герцеговины. Святой совершал богослужения, исполнял требы, укреплял людей в истинной вере, помогал нуждавшимся. Он был для своего народа добрым пастырем и просветителем. За проповедь Слова Божия святой подвергся гонениям со стороны турков. Для безопасности он вынужден был уехать в православную Россию, откуда привез на родину церковные книги, сосуды, облачения для запустевших храмов Герцеговины.

По благословению сербского Патриарха Паисия I (1614—1647), святой Василий удалился на Святую Гору Афон, где он посетил многие монастыри и скиты, поклонился древним святыням и получил наставления афонских подвижников. Большую часть времени он провел в сербском монастыре Хиландар.

В 1638 году, в праздник Преображения Господня, святой Василий был хиротонисан Патриархом Паисием во епископа и поставлен митрополитом Требинским. Епархиальным центром был Успенский монастырь, в котором святой начал иноческий подвиг. После мученической кончины митрополита Восточной Герцеговины Паисия святитель Гавриил I (+1659; память 30 августа) Патриарх Сербский, поставил святителя Василия митрополитом Милешевским (или Петровским-название по монастырю во имя святых апостолов Петра и Павла, где некоторое время был центр епархии), оставив за ним прежнюю кафедру. Таким образом Восточная и Западная Герцеговина объединились, как и были прежде, в одну епархию. Святитель Василий управлял Герцеговиной в трудное время турецкого гонения на христиан. Несмотря на трудности, он восстанавливал храмы и строил новые, сам носил камни на строительство, показывая пример деятельного служения Богу. В Острожском монастыре, где жил святитель, были обновлены Введенский храм и храм в честь Животворящего Креста Господня. Еще при жизни святитель Василий получил от Бога дарования прозорливости и исцеления от душевных и телесных недугов. Жители Герцеговины приходили к своему архипастырю и находили у него поддержку в своих скорбях.

Святитель Василий мирно скончался 29 апреля 1671 года в своей келлии в Остроге. В час кончины святого келлия осветилась необычным светом. Тело святителя было погребено под Введенским храмом. От гроба святителя Василия совершались многие чудеса.

Святитель Василий Острожский, митрополит Захомский, чудотворец – верный молитвенный защитник и заступник перед Богом всех, кто прибегает к нему с просьбой о помощи. Его славят более всего в Сербской Православной Церкви, но известно, что святитель Василий не отказывает в защите никому, кто прибегает к нему.

Молитва перед иконой Святителя Василия Острожского, сербского митрополита-чудотворца, помогает всякому, кто обратится к нему во всех делах, но, прежде всего, известны многие чудесные исцеления от душевных и телесных болезней, в частности при онкологии, и от многих редчайших и трудноизлечимых болезней. Он помогает всем, кто обратится к нему, – незрячие начинают видеть, глухие – слышать, лежавшие в параличе – обретают подвижность. Вода из пещеры, где пребывали некоторое время мощи святого сразу после его погребения, помогает при ревматизмах, других заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Турция и Черногория находятся рядом и исторически связаны – на территории этого государства до сих пор проживает множество мусульман, и почитание святого Василия Острожского в тех краях так велико, что, бывает, даже исповедующие ислам просят его об исцелении во всех сложных медицинских случаях. Вера святому – это доверие Самому Господу, а Он не оставит зовущих о помощи, пример тому просьба хананеянки об излечении душевнобольной дочери (Мф. 15, 21 – 28). Чудесная помощь исходит и от образов Святителя Василия Острожского.

Спустя семь лет после своего упокоения в 1678г. Святитель явился во сне игумену монастыря в Жупе Никшичской Рафаилу Косиеревцу и повелел ему прийти в Острог и открыть его гроб. Игумен не придал своему сну никакого значения. Этот сон повторился во второй раз, но также безуспешно. В третий раз явился игумену Св. Василий, облечённый в архиерейские одежды и с кадильницей в руках. И когда Святитель кадил, — из кадильницы вышел жар и опалил игумена по лицу и рукам. Игумен пробудился и с великим страхом рассказал о видении братии своего монастыря.

Святые мощи перенесли во Введенский храм, многие стали приходить в обитель для поклонения им. Инокам Острожского монастыря трижды приходилось укрывать мощи святителя Василия от неприятелей, осаждавших обитель: в 1714 году они были зарыты в землю у реки ниже монастыря, где пролежали невредимыми год; зимой 1852 года их перенесли в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Цетинье и скрыли в гробнице святителя Петра I, митрополита Цетинского (1782—1830; память 18 октября-по сербскому месяцеслову), где они находились до весны 1853 года; во время войны 1876- 1877 годов святые мощи вторично в течение года сохранялись в г. Цетинье.

После игумен Рафаил пошёл в Острог и поведал о воле Святого острожским монахам. Иноки установили строгий пост, служили ежедневно литургии, и через 7 дней, окадив гроб Св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были жёлтые как воск и благоухали как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает и сейчас.

Весть об открытии мощей Св. Василия быстро разнеслась по всем православным краям, и народ стал стекаться к его гробу.

Среди многих паломников был и последний печский патриарх (1763—1765гг.) Василий (Бркич-Йованович), умерший в Петербурге в 1772г. и похороненный в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Патриарх Василий бежал от турецких притеснений и нашёл убежище в Черногории. В Остроге он провёл 6 месяцев и в это время составил службу и житие Святителя.

Акафист Св. Василию в 1947г. составил протоиерей Василий Ивошевич, ученик другого черногорского святого — преподобного Симеона Дайбабского (Поповича). Первую икону Василия Острожского написал Гавриил Дмитриевич в монастыре Морача спустя 30 лет после прославления Святителя.

Как во время земной жизни Св. Василий подвергался гонениям от неприятелей Божиих, так и после его блаженной кончины враги не оставляли в покое мощи его. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню.

В 1714г., когда кровавый Нуман-паша Чуприлич с огнём и мечём прошёл всю Черногорию, острожские монахи закопали мощи Святителя на берегу реки Зеты. Вода омывала ковчег, но мощи остались неповреждёнными.

Во второй раз мощи спасали в 1852—1853гг., когда турки во главе с Омером-пашой вторглись в Черногорию с 4-х сторон. Измаил-паша с шеститысячным войском неожиданно подошёл к Острогу. Брат черногорского князя Мирко Петрович-Негош с сотней черногорцев пробился к Верхнему монастырю и, засев за его стенами, мужественно отражал все нападения. Турки врывались во двор, где резались в рукопашную. Даже помосты церкви были залиты кровью. Трупы турок усеяли все скаты Острожской горы. Лишь когда к монастырю подошёл сам Омер-паша с 17 тыс. войска, черногорцы, взяв мощи Св. Василия, ночью проскользнули мимо неприятеля, и ушли в Цетинье. Там положили ковчег с мощами в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Цетиньского монастыря рядом с мощами Св. Петра Цетиньского. Сам Острог был сожжён турками.

Третий раз святыню спасали в начале июня 1877г., когда Сулейман-паша с боями подошёл к Острогу. Мощи Святителя вновь хранились в Цетиньском монастыре.

Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903г., писал: «Мощи эти — величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя».

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.