google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Василий I, епископ Рязанский, епископ Рязанский и Муромский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Василий I, епископ Рязанский, епископ Рязанский и Муромский

Июнь 22nd 2011 -

Святитель Василий I, епископ Рязанский, епископ Рязанский и Муромский
Память 10/23 июня и 3/16 июля.

Святитель Василий — четвёртый из епископов рязанских, упомянутый в Лаврентьевской летописи. По преданию, принял постриг в Муроме, затем был хиротонисан во епископа Муромского.

По преданию епископ Василий был поставлен прибывшим из Киева князем Георгием Ярославичем около 1284 года.

В списке Рязанских епископов святитель Василий следует за Иосифом, упоминаемым в 1284 году. Иосиф же занимает третье место в Рязанской иерархии, следовательно, святитель Василий был четвёртым Рязанским епископом.

После преставления благоверного князя Константина с его чадами, и после запустения города Мурома от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благоверной княгини Февронии пришёл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме. Этот благоверный князь Георгий Ярославич обновил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и храм святых страстотерпцев и устроил епископа Василия, мужа праведного и благочестивого. Из преданий можно основательно предположить, что родом он был из Муромо-Рязанских земель. Приняв высокой святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.

Дьявол же, древний погубитель душ человеческих, не в силах терпеть праведной жизни этого епископа, начал ему вредить так, чтобы представить его блудником. И вот, преображаясь в девицу, он показывался из дома епископа – то выглядывал в окно, то выходил из епископского дома. Видя такое, многие жители города и городские вельможи впали в обман – поверили этому. И вот пришли они в дом епископа, чтобы ради вины такой прогнать его из епископии. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его.

После ложного обвинения и моления в течение всей ночи в храме Бориса и Глеба, где святитель Василий отслужил всенощное бдение и Божественную Литургию. Затем он совершил молебен в Благовещенском храме перед чтимой Муромской иконой Богородицы, утром взял икону, на которую имел великую надежду о спасении своём, – и пошёл с епископского двора. Его проводили до реки Оки и хотели дать ему небольшую ладью, чтобы он мог уплыть. Он же, стоя на берегу, снял мантию и, разостлав её по воде, встал на неё, держа в руках образ с Христом и Богородицей, и сразу же бурным порывом ветра понесло его против течения, вверх по реке. Поражённые чудом, муромцы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «в мгновение ока». Так оправдал Бог невинность праведника перед народом и посрамил козни диавола.

Рассказывают, что случилось это на третьем часу дня, а в девятом часу того же дня примчало его в то место, которое ныне зовётся Старой Рязанью, тогда ведь здесь жили рязанские князья. Князь рязанский Олег встретил его с крестами. Так и перешла в Рязань Муромская епископия; и до некоторых пор называлась она Борисоглебской, в память того, что святой Глеб был первым князем в Муроме и положил начало христианской вере.

Через некоторое время Рязань была разрушена монголо-татарами. В 1288 году явился новый тиран – воин Элортай, сын Тимур-Хозерова, который опустошил Мордовскую землю, Муром и Рязань. От древней Рязани остались лишь земляные валы. Так святитель Василий вновь отплыл на своей мантии под покровительством Муромской иконы, на этот раз по Оке и её притоку Трубежу в город Переяславль-Рязанский.

В Переяславле-Рязанском святитель Василий служил в храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба. С того времени храм этот стал соборным. Здесь Преосвященный Василий и закончил свой святительский подвиг.

3 июля 1295 года он отошёл ко Господу. Святое тело было погребено в Борисоглебском соборе, но при перестройках собора могила оказалась снаружи храма.

После этого Муром стал входить в епархию рязанских епископов. И епископы с тех пор в Муром больше не возвратились и стали именоваться епископами, на первом месте – рязанскими, а на втором – муромскими. Когда же епископы посещали город Муром, то именовались на первом месте – муромскими, а на втором – рязанскими.

Чудесная же икона, которая перенесла епископа Василия, и доныне находится в Рязани. Он с верой уповал на неё, она же милостью своей прославила его, желая показать беспорочность своего раба, и всего за шесть часов домчала его вверх по реке на расстояние, больше двухсот поприщ.

Более трехсот лет почивали они в земле при храме, и в смутное время, в царствование Василия Иоанновича Шуйского, были обретены нетленными. В тяжкое для России время смуты архиепископ Феодорит открыл их и с подобающей честью перенес из Борисоглебского в Успенский (ныне Христорождественский) собор в кремле. Случилось это 10 (по новому стилю 23) июня 1609 года. Святые мощи Первосвятителя Василия были положены под спудом на левом клиросе у иконостаса. Вот как об этом сказано в службе Святителю Василию: «...исполнился град Переяславль радования духовнаго и стекошася вся живущий в нем князи же и бояре, весь освященный собор и вси православние люди, благодати освящения сподобитися и исцеления недугам прияти желающие».

Новое место упокоения святых мощей можно считать благословенным, так как впоследствии, когда храм перестраивался, оттуда вышло пламя, как бы предупреждая о неугодности изменения места нахождения святых мощей. Обретение мощей Святителя Василия и перенесение их положило начало его торжественного прославления на Рязанской земле. С того времени рязанцы почитают своего Первосвятителя в лике святых, называя «присным своим заступником», «в скорби и напасти помощником».

Молитвам Святителя Василия приписывают рязанцы спасение своего города от отряда запорожцев в 1618 году. Отряд из числа войск Сагайдачного, под предводительством Дорошенко и «товарищей его», разорил много городов, сел и посадов Рязанского края. Но на подступе к Переяславлю Рязанскому многие запорожцы были побиты. Случилось это через девять лет после обретения мощей Святителя Василия.

При архиепископе Рязанском Моисее, в 1638 году, над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ей помещена Муромская икона Божией Матери, имеющая еще одно название — «Моление святого Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах уже свершались молебны святому.

10 июня 1645 года, также при архиепископе Моисее, впервые совершалось празднование в честь перенесения мощей Святителя Василия.

Усердным почитателем Первосвятителя Василия был архиепископ Рязанский — священномученик Мисаил. По его благословению в 1653 году на большой серебряной водосвятной чаше была сделана надпись: «Сия чаша в Переяславль Рязанский в соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и Глеба и иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского, чудотворца».

Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов), в бытность епископом Рязанским (1752—1757), составил службу Святителю Василию. При нем же над мощами святого была устроена новая гробница наподобие раки с иконой Спасителя. В 1782 году рака над мощами угодника Божия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым).

В 1712 году, при митрополите Рязанском и Муромском Стефане Яворском, над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена часовня усердием подьячего Никиты Алтухова. В 1722 – 1723 годах, при императоре Петре I, состоялось свидетельствование святости святителя Василия, после чего он был изображён на иконе вместе с другими русскими святыми. При митрополите Димитрии (Сеченове; 1752 – 1757 гг.) над мощами святителя Василия была сделана новая гробница с иконой святителя. В 1782 году гробница над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым; 1778 – 1804 гг.).

В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове; умер 19 июля 1821 г.) последовал указ Святейшего Синода о праздновании Василия в Неделю Всех святых.

4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова.

В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебском храме в день памяти святителя Василия, 3/19 июля, положив начало этому празднику. А при архиепископе Палладии (Раеве), в 1881 году, Указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти Святителя Василия: 3/16 июля — в день блаженной кончины, и 10/23 июня — в день перенесения его святых мощей.

В 1909 году при епископе Рязанском Никодиме (Бокове; 1906 – 1911 гг.) было решено, к 300-летию обретения честных мощей святителя Василия, произвести второе прославление поднятием из-под спуда для открытого поклонения им. Но эти мощи не дались особым чудом в руки людей и остались почивать на месте под спудом.

...Шла Великая Отечественная война. Немцы бомбили город Скопин, дошли до Михайлова. В Рязани, в поселке Никуличи, была расквартирована часть Сибирского полка. В рязанском кремле, под Успенским собором, устроили пороховой склад. Склад находился под охраной. Узнавшие об этом немцы пытались бомбить кремль, но — о чудо! — бомбы не попадали на территорию кремля, наиболее видимого с высоты объекта.

Когда фашисты захватили город Михайлов, в Рязани объявили об эвакуации. Узнав об этом, православные верующие собрались в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственном действующем в городе, и молились Спасителю и Пречистой Его Матери о спасении града своего и Отечества. И вдруг во время богослужения в храм вбежала растрепанная, очень взволнованная женщина. «Православные! — кричала она. — Мне было видение: Святитель Василий сказал, что город наш будет спасен от фашистов» — и со слезами припала к иконе Святителя Василия.

Не все верующие восприняли весть серьезно: слишком велика была опасность, и некоторые воинские части под Рязанью уже получили приказ отступать. Но случилось чудо: отступать пришлось немцам. Так милосердием своим, дерзновением своим пред Господом покрыл наш заступник богоспасаемый свой град. И возблагодарили рязанцы Господа и Первосвятителя Василия.

Время не охладило благоговейного и усердного почитания Святителя Василия в народе, ибо «праведники во веки живут». И ныне, как никогда, нуждаются православные Рязани в его теплых богоугодных молитвах. И потому возносят к нему свой — пусть слабый и немощный — глас. Каждую среду вечером в кафедральном соборе святых Бориса и Глеба Первосвятителю Василию Рязанскому совершается акафистное пение. Он и теперь молится за народ рязанский и у Господа испрашивает для него защиту и блага, свидетельством чему многочисленные чудеса, совершаемые по молитвам святого. У своего Первосвятителя испрашивают рязанцы благословения на всякое благое дело, а, отправляясь в путь, верят, что Святитель Василий на суше спасает от напасти, а на воде — от потопления.

Долгое время в Христорождественском соборе находился архив. Усилиями епархии и верующих у северной стены собора было оборудовано место поклонения святым мощам угодника Божия Василия. Сюда приходили многие верующие и чтущие память Первосвятителя Рязанского, приходили страждущие, требующие помощи, заступлений и исцеления, и каждому даётся по вере его.
В настоящее время при митрополите Симоне Христорождественский собор стал кафедральным собором Рязанской епархии. Теперь в нём ежедневно справляются службы. И как главная святыня Христорождественского собора являются мощи святителя Василия Рязанского.

Во многих храмах Рязанской епархии имеется ныне настенное изображение святителя Василия, плывущего по воде на мантии с иконой Пресвятой Богородицы в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.

И в наше время святитель Василий, являясь небесным покровителем Рязанской земли, продолжает оказывать помощь всем, кто с верой и усердной молитвой к нему обращается.

Святителю отче наш Василие, Рязанский чудотворче, моли Бога о нас.

Тропарь, глас 4-й

Первее в Муроме святительством почтен был еси, из него же неправедно изгоняем, на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси. На нем же, яко бесплотен, по водам шествие творя промышлением Вышняго и заступлением Богоматери окормляем, Богоспасаемого града Рязани достигл еси; в нем же архиерейства Престол восприем, Богоданную паству Рязанскую добре упасл еси, Святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8-й

Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси, святителю Василие, по водам же дошед до града нашего Рязани, церковь Божию добре упасл еси, просвещая люди учением и житием твоим. Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый, и за ны Христу Богу и Пречистой Его Матери молися, да благодарною душею зовем ти: радуйся угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Комментарии закрыты.