google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Мартин Милостивый | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Мартин Милостивый

Октябрь 23rd 2010 -

Память 13/ 26 февраля, 12/25 октября, 11/24 ноября

Мартин Турский (лат. Martinus Turonensis, Мартин Милостивый; 316, Савария, Паннония, Римская империя — 8 ноября 397, Кандия, Лугдунская Галлия, Западная Римская империя) — епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых. На протяжении долгого времени мантия св.Мартина была государственной святыней франкских королей, она служила им знаменем, без которого правители не выступали в поход.

Мартин Милостивый родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого.

Будущий святой родился в 336 (по некоторым источникам в 316) году в семье язычников в городе Сабарии (современная Венгрия). Его отец, простой солдат, дослужился до чина военного трибуна. Противясь языческому воспитанию, Мартин ещё в десятилетнем возрасте записался в число оглашенных. Уже тогда он стремился к подвижническому уединению. Но это не нравилось его отцу, который настоял, чтобы Мартин выбрал военную стезю. Так, в пятнадцать лет юноша был зачислен в кавалеристы, а спустя некоторое время — произведен в офицеры. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс службу офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего с Христом.

Вскоре он увидел во сне Иисуса Христа, одетого той самой частью плаща. Святые, окружавшие Господа, спросили Его, откуда у Него эта одежда. Спаситель ответил: «Сим плащом одел меня Мартин, хотя он ещё только оглашенный». После этого видения Мартин принял святое Крещение. Было ему тогда всего восемнадцать лет.

Святитель Мартин Милостивый

Он отказался выполнять обязанность сражаться в военное время с врагами, так как христианин мечом сражается только с преступниками, а к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить. Когда представилась возможность оставить армию.

По благословению своего наставника, святителя Илария Пиктавийского, Мартин отправился в родные края для обращения своих родителей в христианскую веру. Отец остался безучастным к его словам, а мать благодаря увещеваниям сына приняла святое Крещение. Проповедь Мартина обратила к истинной вере и многих его соплеменников. Это вызвало негодование у последователей арианской ереси. Они избили Мартина и выгнали его из родного города.

Монастырь Лигюже

Монастырь Лигюже — первая иноческая обитель Франции, игуменом которой был. св. Мартин Милостивый.

С этого времени начинаются монашеские подвиги святого. Вначале он подвизался отшельником близ Милана, затем на островах Галлинарии и Капрарии. Наконец, по благословению Илария Пиктавийского святой Мартин основал первый во Франции монастырь близ города Лигюже  (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии (монастырь существует поныне). Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя — чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников.

Личность святого Мартина Милостивого поражает своей глубиной и разносторонностью. Он был и милосердным воином, и монахом-отшельником, и защитником церковной веры от арианской ереси, и основателем общежительных монастырей, и страстным проповедником веры Христовой. Святого Мартина почитают как апостола Франции. Он часто путешествовал с проповедью по стране, уничтожал языческие капища и наставлял идолопоклонников в истинной вере. Святой Мартин пользовался глубоким уважением и любовью как простого народа, так и знатных вельмож. Он никогда не льстил и, подобно древним пророкам, говорил правду в глаза, обличая ложь.

Однажды, когда святитель отправился в другой город примирять враждующих клириков, у него началась сильная горячка, от которой он не смог оправиться. Святой Мартин Милостивый отошел ко Господу в 397 году.

О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя.

Гробница святого Мартина Милостивого.

Гробница святого Мартина Милостивого.

Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) – государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада.

Первое житие западного подвижника – оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Перед этим влиянием на ряд столетий – во всяком случае, до “Каролингского Возрождения” – бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Венедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной “рассудительности”, умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.

Комментарии закрыты.