google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Клавдий, епископ Безансонский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Клавдий, епископ Безансонский

Июнь 18th 2011 -

Святитель Клавдий, епископ Безансонский

Память 6/19 июня

Родился около 607 года в семье сенатора в городе Безансоне округа Франш-Конте, из знатного рода владетелей Салена (ныне Сален-ле-Бен, деп. Юра). До 7-летнего возраста он воспитывался в родительском доме, затем его отдали на обучение преподавателям «свободных искусств».

Клавдий изучал Свящ. Писание, жития святых и творения отцов Церкви, отличался благочестием, регулярно посещал богослужения, избегал общения с нечестивыми людьми.

С юности он воспитывался на примерах житий святых. Когда Клавдий подрос, родители определили его на военную службу. Но уже в 20 лет его приняли в капитул кафедрального собора в Везонционе (ныне Безансон, Франция). Он прилежно исполнял обязанности каноника, прославился ученостью и подвигами (принимал пищу 1 раз в день, молился по ночам, скромно одевался, воздерживался от общения с женщинами)

Эта община жила, уподобляясь монастырю, по уставу, написанному их епископом, святым Донатом. Вскоре Клавдий стал образцом для других церковнослужителей и был назначен преподавателем в соборную школу. Святой Клавдий принимал очень скудную пищу один раз в день ближе к вечеру и часто проводил ночи без сна, посвящая их учебе и молитве.

Через двенадцать лет подвижнической жизни в капитуле святой Клавдий принял монашество в монастыре Кондат.

Здесь он также стал для братии образцом подвижничества. Святой Клавдий питался кореньями и спал на убогом ложе. Бледность лица и худоба тела служили ему украшением. Настоятель Инъюриоз предложил святому занять его место, но тот отказался.

После смерти настоятеля (ок. 640) Клавдий был вынужден покориться единодушному желанию братии и согласился управлять монастырем. Обратившись с просьбой к королю Хлодвигу II и при поддержке его супруги святой Батильды, святой получил большое пожертвование. Оно позволило обеспечить не только содержание монастыря, паломников и бедняков округи, но также и строительство новых зданий. Святой Клавдий ввел в монастыре устав преподобного Венедикта и постоянно наставлял монахов как проповедями, так и отеческими увещаниями подвизаться в добродетелях.

По прошествии 12 лет скончался архиепископ Везонциона и Клавдий, пытаясь уклониться от избрания на кафедру, вернулся к родителям в Сален.

Выборы архиепископа привели к распре между духовенством и мирянами. По молитве к Богу с просьбой указать достойного кандидата чудесный глас с неба назвал имя Клавдия. В Сален были посланы представители клира и мирян, которые доставили Клавдия в Везонцион.

После того как папа Римский утвердил избрание «в той мере, в какой это было необходимо», в 626 г. К. был возведен на кафедру.

Он усердно исполнял пастырские обязанности, совершал богослужения, произносил проповеди, вершил церковный суд, проводил визитации церковной пров. Везонцион (в нее входили еп-ства Базилия (ныне Базель), Беллик (ныне Белле) и Лавзонна (ныне Лозанна)).

Через 7 лет Клавдий отказался от кафедры и удалился в монастырь св. Евгенда (Сент-Уайан-де-Жу). Увидев его смирение и аскетические подвиги, аббат Инъюриоз предложил ему занять место настоятеля, но святой отказался.

Через 5 лет, после смерти Инъюриоза, Клавдий был избран аббатом, и папа Римский Иоанн утвердил избрание.
Когда стало известно, что Клавдий возглавил монастырь, в обитель стали приходить клирики и молодые аристократы из Везонциона и др. городов, число насельников существенно увеличилось.

Клавдий был озабочен нехваткой средств для содержания братии и отправился в Париж к кор. Хлодвигу II, требуя возобновить ежегодную выплату в пользу монастыря, установленную прежними королями Нейстрии и Франции (согласно Григорию Турскому, кор. Хильперик I (561-584) обещал аббату Лупицину доставлять в монастырь 300 модиев пшеницы, 300 модиев вина и 100 золотых солидов; Григорий утверждал, что выплаты производились и в его время). Выплата, обещанная Клавдию Хлодвигом II, была меньше прежней (50 модиев пшеницы, 50 ячменя и 50 либр серебряных денариев), но король щедро одарил монастырь. При помощи приора Рустика, впоследствии ставшего аббатом, Клавдий мудро руководил монастырем. Доходы обители выросли, ризница пополнилась сокровищами, были расширены старые и построены новые здания. Монахи щедро помогали бедным, настоятель следил за раздачей милостыни.
Клавдий скончался в 4-й год правления кор. Хильдеберта после 55-летнего руководства монастырем. Незадолго до смерти аббат, отличавшийся прекрасным здоровьем, внезапно заболел. Созвав монахов, он дал им наставления и предупредил о своей скорой смерти. На 5-й день болезни примерно в 9-м часу дня Клавдий сложил руки на груди и мирно скончался, взирая на небо.
В кратком Житии добавлено, что святой был похоронен в ц. св. Евгенда, его тело, прославленное чудесами, покоилось там 554 года.

Сказание о чудесах Клавдия, согласно де Врежию, было составлено примерно в 1180—1185 гг. Самое раннее чудо, описанное в сказании, — исцеление слепого священника из Лозанны, к-рому Дева Мария во сне повелела совершить паломничество к мощам Клавдия. Получив исцеление, священник вернулся домой; здесь с помощью воды, которой были омыты мощи святого, он воскресил утонувшего ребенка.
Другое чудо произошло в то время, когда в аббатстве Сент-Уайан-де-Жу находился архиеп. Петра Тарантеза (1144—1174). В монастыре собралось множество паломников, привлеченных молвой о чудесах Клавдия, и на глазах архиепископа в толпе задохнулся юноша. Преклонив колени перед гробницей Клавдия, прелат стал молиться о воскрешении юноши, который вскоре очнулся и встал на ноги.

Ок. 1180 г. по указанию аббата Аймона была организована многодневная процессия с мощами Клавдия. В городах Лон-ле-Сонье, Полиньи, Арбуа, Нёвиль-ле-Дам и Лион делались остановки, реликвии святого помещали в местных храмах, к ним приходили паломники. В сказании описаны чудеса по молитве к святому: исцеления от слепоты и одержимости, воскрешение мертвых, освобождение пленных и др. Поклониться мощам приходили не только жители обл. Юра, но и паломники из Безансона, Лозанны и обл. Овернь.
Другие данные о почитании Клавдия связаны с деятельностью аббата Гумберта III (1234—1262). Для мощей святых Евгенда и К. были изготовлены дубовые раки, обитые серебром, к-рые установили за главным алтарем ц. св. Евгенда. По просьбе аббата папа Римский Иннокентий IV (1243—1254) издал буллу (от 7 июня 1245), согласно к-рой жители диоцезов Лион, Безансон и Женева, посещавшие мон-рь Сент-Уайан-де-Жу в день памяти К. (6 июня), получали 20-дневную индульгенцию. При аббате Гумберте поминовение К. было внесено в богослужебные книги мон-ря, тогда же были составлены краткое Житие и оффиций святому.

В XIV в. началась регистрация чудес, которые совершались по молитве к Клавдию. Самые ранние чудеса датированы 1339—1340 гг., особенно много записей относится ко 2-й пол. XV в. и к нач. XVI в. Сообщается об исцелении больных, освобождении пленных, избавлении от смертельной опасности, описано несколько случаев воскрешения усопших. Сборник чудес Клавдия сохранился в рукописи Paris. lat. 915 (XV в.), принадлежавшей братству св. Клавдия при госпитальной ц. св. Иакова в Париже. В этой рукописи содержится также оффиций и проприй мессы святому с 9 чтениями. Такой же сборник Шиффле обнаружил в аббатстве Сен-Клод, где были сделаны многочисленные дополнения с описаниями чудес XVI-XVII вв. (самые поздние чудеса датированы 1642 и 1666).

Благодаря почитанию Клавдия аббатство Сен-Клод посещали многочисленные паломники. Среди них были герцоги Бургундии Филипп II Смелый и Филипп III Добрый, граф Савойи Амедей VI и граф Шароле Карл Смелый, впоследствии герцог Бургундский. В 1442 г. обитель посетил кор. Германии Фридрих IV (в 1452—1493 имп. Фридрих III), в 1500 г. — кор. Франции Анна Бретонская, к-рая молилась о даровании потомства (все ее дети умерли в младенчестве).
В день памяти Клавдия монахи принимали особые меры для поддержания порядка при скоплении народа, к мощам святого, которые выносили для поклонения, приставляли вооруженную стражу. Получил распространение обычай коллективных паломничеств: отдельные города и селения приносили обеты святому, посылали в мон-рь делегации и делали пожертвования. В документах из монастырского архива сообщается о пожертвованиях для совершения мессы в положенные дни, на поддержание неугасимых лампад у раки Клавдия. Большинство паломников приходили из обл. Франш-Конте, из Савойи, Пикардии и Фландрии. Среди причин популярности культа Клавдия было состояние мощей святого. В 1519 г. паломник Ж. Ле Сеж, посетивший по обету аббатство Сен-Клод, осмотрел мощи и убедился, что тело святого оставалось «совершенно целым». В 1666 г. иезуит Пьер Верн свидетельствовал, что мощи Клавдия были нетленными, но сильно иссохшими.

С распространением почитания святого аббатство Сент-Уайан-де-Жу и сложившийся вокруг него город стали чаще именоваться в честь Клавдия (Сен-Клод). Среди ранних примеров использования этого названия — булла папы Римского Николая V (1447) о назначении комиссии для искоренения злоупотреблений в аббатстве святых Евгенда иКлавдия. Булла была издана после обращения Филиппа III Доброго, герц. Бургундии, который указал папе, что монастырь пользовался широкой известностью благодаря хранившимся там чудотворным мощам, поэтому нарушения монашеской дисциплины в обители должны быть исправлены.
На капитуле 1448 г. в мон-ре была установлена иерархия праздников литургического года, среди самых торжественных («годовых») были дни памяти святых Евгенда и Клавдия. В эти дни богослужения совершались в ц. св. Евгенда (впосл. называлась в честь К.), к-рая в отличие от др. храмов была открыта для паломников. В описи 1463 г. упоминается о серебряных с позолотой раках Евгенда и Клавдия, украшенных рельефами и статуями. В ризнице хранились изображения К. из золота и позолоченного серебра, драгоценная утварь, книги и облачения. Многие из этих предметов были подарены Римскими папами, королями Франции, герцогами Бургундии и крупными сеньорами. Особую щедрость проявил франц. кор. Людовик XI (1461—1483), который совершил паломничество к мощам Клавдия в 1456 и 1482 гг. . По оценке П. Бенуа, благодаря пожертвованиям короля ежегодный доход аббатства составил почти 12 тыс. ливров. Однако после смерти Людовика XI его преемник Карл VIII (1483—1498) вернул в казну подаренные мон-рю владения, установив вместо них ежегодную выплату.

В XIV в. почитание Клавдия получило распространение во Франции. В Лионском архиеп-стве поминовение святого стало совершаться при архиеп. Гийоме I из Сюра (1332—1340), обязательное празднование дня его памяти было установлено на диоцезальном синоде 1338 г. В 1342 г. жительница Лиона Этьенетта, вдова Жана Мило, по молитве к Клавдию получила исцеление от глазной болезни и от травмы руки. По указанию кард. Гюи Булонского было проведено формальное расследование с допросом свидетелей. Нотариальный акт о подлинности исцеления был включен в записи чудес Клавдия, которые велись в мон-ре. В 1440 г. поминовение Клавдия было введено в архиеп-стве Безансон. День памяти святого стал отмечаться в кафедральном соборе как «двойной» праздник, вскоре после этого участники диоцезального синода даровали 40-дневную индульгенцию тем, кто совершали поминовение святого в др. храмах.

С 1481 г. празднование памяти Клавдия в архиепископстве Безансон стало обязательным. В 1488 г. поминовение святого было введено в аббатстве Клюни. В обл. Пикардия укреплению культа Клавдия способствовал Амьенский еп. Пьер Версе (1482—1500), уроженец Франш-Конте, который установил торжественное поминовение К. в соборе и в крупнейших храмах диоцеза, а с 1498 г. — во всех церквах еп-ства.

В XVI в. почитание Клавдия и чудотворная сила святого стали предметом полемики между католиками и протестантами. После запрещения католич. культа и победы Реформации в Берне (1528), Женеве и Лозанне (1536) аббатство Сен-Клод превратилось в оплот католицизма на границе с протестантскими областями. В 1528 г. еп. Пьер де ла Бом бежал из Женевы в Сен-Клод, где он занимал должность аббата. В Женеве протестант. проповедники запрещали горожанам совершать паломничество к мощам Клавдия, в 1546 г. отказ пастора крестить младенца с именем Клод (это имя было популярно в Женеве) стал причиной конфликта горожан и протестант. духовенства. По инициативе Ж. Кальвина городской совет запретил использовать имена католич. святых, связанные с почитанием реликвий и праздников. Критикуя католич. культ святых и реликвий, Кальвин неоднократно обращался к теме почитанияКлавдия, обвинял католиков в том, что они не делают различия между Богом и «всякими святошами», «просят у Клавдия то же, что и у Бога». В памфлете «Предостережение о цензуре сорбоннских глупцов» (1544) Кальвин осуждал «суеверные» обычаи, связанные с почитанием Клавдия, которого католики называли «светочем слепых, путем для заблудших, воскрешением мертвых». В «Трактате о реликвиях» он указывал, что среди католич. святынь немало подложных или таких, о которых трудно сказать, чем они являются на самом деле. Так, «многие хвастаются, что видели совершенно целое тело святого Клавдия», но никто из ложного благоговения не решается внимательно осмотреть . После победы над протестантским войском при Оно (24 нояб. 1587) глава Католической лиги герц. Генрих Гиз велел поместить в монастырской ц. во имя Клавдия благодарственную надпись о чудесной помощи святого в борьбе с «врагами католической и православной веры». Аббатство Сен-Клод неоднократно посещал католический св. Франциск Сальский, еп. Женевы (1602—1622). Во время Тридцатилетней войны г. Сен-Клод был занят войском протестантского полководца Бернхарда Саксен-Веймарского (май 1639). По нек-рым сведениям, швед. и нем. солдаты попытались осквернить мощи святого, но были чудесным образом изгнаны из храма. Их сменили франц. отряды маршала Ф. де Ламот-Уданкура, которые разграбили город. Некий солдат-протестант попытался взорвать храм, в котором находились мощи К. Бедствия, вызванные Тридцатилетней войной, привели к оттоку населения из Франш-Конте в Савойю, Швейцарию и Италию. Многочисленная колония выходцев из Бургундии возникла в Риме, где ок. 1650 г. было основано братство во имя К. Усилиями членов братства была построена ц. святых Клавдия и Андрея (Санти-Клаудио-э-Андреа-деи-Боргоньони), при к-рой были организованы больница и приют для паломников. В 1677 г. папа Римский Иннокентий XI присвоил церкви статус «национального храма» бургундцев.

В XVIII в. в мон-ре продолжали записывать чудеса по молитве к святому, в г. Сен-Клод совершались процессии с мощами Клавдия ради избавления от стихийных бедствий и эпидемий (в 1709, 1714, 1719). В 1742 г. аббатство было упразднено, на его основе была создана епископская кафедра Сен-Клод в составе церковной пров. Безансон. Монастырский храм святых Петра, Павла и Андрея стал кафедральным, ветхая ц. св. Клавдия, в которой хранились мощи святых, подлежала сносу. В авг. 1754 г. раки с мощами святых Клавдия и Евгенда были перенесены в соборную церковь, тогда же состоялось освидетельствование мощей. Приглашенные медики подтвердили нетленность мощей Клавдия, подчеркнув, что сохранность останков святого является «чудесной и сверхъестественной».

Комментарии закрыты.