Святитель Исаия, епископ Ростовский чудотворец

Май 27th 2011 -

Память 15 (ст. ст.) мая, 23 (ст.ст) мая в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских

Святитель Исайя, епископ Ро­стовский, родился недалеко от Ки­ева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере.

В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен препо­добным Феодосием в монашество. Испытывая горячую любовь к Спаси­телю, молодой инок жил в строгих и суровых подвигах поста и молитвы. При этом он был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, братолю­бив, воздержанием и терпением умерщвлял плотские страсти. Благо­даря добродетелям мудрости, правды, духовного мужества и целомудрия, он постоянно духом возносился к Горне­му Иерусалиму.

Известность о подвигах юного ас­кета скоро распространилась за пре­делы обители. В 1065 году, по благословению преподобного Феодосия, святой Исайя был возведен в игуме­ны монастыря великомученика Ди­митрия, основанного Киевским кня­зем Изяславом Ярославичем. Став игуменом, преподобный Исайя по-прежнему оставался смиренным и ревностным подвижником. Будучи добрым пастырем и образцом иноче­ской жизни, святой Исайя всегда сам исполнял то, чему учил других. Ис­полненный Божественной благодати, он принимал участие в соборной молитве Печерских старцев о прель­щенном бесом подвижнике Никите (впоследствии епископе Новгород­ском).

В 1077 г. (дата приведена в Житии святителя Исаии) «многия же ради его добродетели» Исаия был поставлен на ростовскую кафедру. Хиротонию совершил киевский митрополит Иоанн II. (В Тверской летописи поставление Исаии датируется 1072 г., однако скорее всего здесь мы имеем дело с ошибочным прочтением житийной даты.) Этим сведениям как будто противоречат показания Патерика Киево-Печерского монастыря, в котором Исаия, «иже бысть епископ граду Ростову», упоминается в числе печерских иноков в рассказе о событии, происходившем не ранее лета 1078 г., — изгнании беса из печерского затворника Никиты (будущего епископа Новгородского). Однако это противоречие, возможно, мнимое. Во-первых, Исаия мог оказаться в Киеве по делам своей епархии и пребывать в Печерском монастыре временно. Во-вторых, стоит отметить, что в древнейшей Арсениевской редакции Патерика слова «иже бысть епископ граду Ростову» отсутствуют. Известно, что в Печерском монастыре подвизался еще один преп. Исаия, мощи которого почивают в Ближних, или Антониевых, пещерах (мощи св. Исаии Ростовского почивают в ростовском Успенском соборе). Следовательно, речь может идти о печерянине Исаии, впоследствии ошибочно отождествленном с печерским же постриженником Исаией Ростовским. «Ростову пресветлый светильниче» —святитель Исайя осуществлял апостольские тру­ды благовестил, «просвещая новокрещенныя люди светом Богоразумия».

В то время Ростовская епархия зани­мала обширное пространство. В нее входили Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Воло­годская и частично Московская, Тверская, Олонецкая земли. Просвещенные светом Евангельского благовестил языческие народы этого края были подвержены множеству суеве­рий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Поэтому святитель Исайя с миссией апостольской пропо­веди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, всюду «идольскую лесть попаляя» и бес­страшно сжигая языческих кумиров. «Елицы во Христа крестистеся — во Христа облекостеся» (Тал. 3, 27),— произносил святитель, утверждая новокрещенных в вере, идолопоклонни­ков просвещал светом Христовым и учил вере в Бога Истинного — в Тро­ице славимого Отца и Сына и Свято­го Духа. При этом святитель Исайя разорял идольские капища и на их местах воздвигал величественные христианские храмы.

На средства великого князя Вла­димира Мономаха был построен в Ростове Великом собор в честь Успе­ния Пресвятой Богородицы, в кото­ром была поставлена чудотворная икона, написанная преподобным Алипием Киево-Печерским (память 17 августа). Святитель Христов Исайя с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совер­шая через него многие знамения и чудеса.

В августе 1089 года при великом князе Всеволоде Ярославиче состо­ялось освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители. Митрополит Иоанн из-за дальности расстояния не успел собрать на это торжество всех епископов. Но Всемогущий Господь совершил чудо: «облаком носимы якоже древле апостолы», три боголюбивых святителя — Исайя Ростовский, Лука Белгородский и Иоанн Черни­говский были доставлены ангелами Божиими в Печерскую обитель и 15 августа 1089 года удостоились сос­лужить митрополиту Киевскому Иоанну при освящении храма Прес­вятой Владычицы.

Возвратившись к своей пастве, святитель Исайя еще около года управлял паствой и в 1090 году на 13-м году святительского служения мирно отошел ко Господу. В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский заложил в Ростове Вели­ком новый каменный собор, вместо пострадавшего от пожара в 1160 году деревянного. При раскопке фундамента под южной стеной были обрете­ны мощи святителя Исайи — ризы и тело святого были нетленными. Свя­тые мощи поставили в церкви святого Иоанна, что на епископском дворе. В 1231 году мощи святителя были пере­несены князем Константином Всево­лодовичем во вновь построенный Ус­пенский собор. В 1722 году они были переложены в серебряную гробницу, на которой были начертаны стихи, составленные архиепископом Ростов­ским Арсением (Верещагиным).

В Иконописном подлиннике при­водится описание внешнего облика святого: «Иже во святых отец наш Исайя епископ, Ростовский чудотво­рец, подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире, ризы святительския, саккос празеленый и омофор, на главе клобук белый, в руках Еванге­лие».

Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Тропарь, глас 8.
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Ростову пресветлый светильниче,/ святителем Богодохновенное удобрение,/ Исаие премудре,/ учением бо твоим вся Российския концы просветил еси благодатию духовною,/ святителю блаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Ин тропарь, глас 2.
В иноцех святыя лавры Печерския/ благоискусен показавыйся/ и во архиерейстем сане добр пастырь/ своему стаду, Боголюбезне Исаие, бывый,/ моли о нас Пастыреначальника Христа Бога/ да помилует и спасет души наша.

Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Ин кондак, глас 4.
Своего епископска сана тезоименство храня,/ сирых, вдовиц и всех, зле страждущих,/ сам собою посещал еси любезне/ и, милостынею довольне тех ущедряя, яко отец,/ сподобился еси Ангелы на освящение церкве Печерския, святителю Исаие,/ принесен быти чудне,/ с нимиже молися Господеви о душах наших.

Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Кондак, глас 3.
Яко гром, возгремел еси Божественными твоими учении в Российстей земли/ и явился еси светильник пресветел,/ осияя светом Богоразумия, Исаие блаженне./ Темже вопием тй:/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Комментарии закрыты.