google-site-verification: google21d08411ff346180.html Святитель Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Святитель Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий

Июль 21st 2016 -

Активная деятельность И. в Саратовской епархии была по достоинству оценена властями. 17 марта 1866 г. «за благоразумную деятельность по управлению вверенною епархией и заботливость о местных духовно-учебных учреждениях» он награжден орденом св. Анны 1-й степени, а 31 марта 1874 г., уже после перевода в Нижегородскую епархию, — орденом св. Владимира 2-й степени за «просвещенную пастырскую деятельность», за «заботы о мерах к вразумлению и возвращению в недра св. Церкви заблудших чад», за «попечительность в открытии способов призрения и воспитания сирых детей духовенства».

13 июня 1873 г. И. был утвержден епископом Нижегородским и Арзамасским. Выехал из Саратова 13 июля 1873 г. Приезд И. в Н. Новгород совпал с проведением в городе епархиального съезда духовенства. 22 авг. епископ предложил съезду учредить приют для малолетних сирот — детей духовенства, на создание и содержание к-рого пожертвовал более 9 тыс. р. Приют был открыт 26 сент. 1875 г. в отдельном здании при епархиальном жен. уч-ще. В том же году при семинарской церкви И. учредил братство Св. Креста по образцу саратовского, преследовавшее те же цели — благотворительность и борьбу с расколом. При Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери пуст. он основал ремесленную школу на 40 чел. «для поступления тех детей духовенства, которые оказались бы неспособны к прохождению наук в училищах»; ок. 1875 г. в Серафимовом Дивеевском мон-ре организовал литографскую мастерскую; в епархиальном жен. уч-ще учредил 2 именные стипендии, за что получил благодарность императора. 12 сент. 1876 г. в отдельном 4-этажном доме при Нижегородской ДС епископ открыл 1-е в России общежитие для «своекоштных» воспитанников, прежде проживавших на частных квартирах. При этом 108 из 288 учащихся были поселены в нем бесплатно. Как и в Саратове, основным источником средств для устройства благотворительных и просветительных учреждений стал свечной завод, доходы которого существенно повысились. Др. источником финансирования стали добровольные пожертвования, прежде всего самого преосвященного.

14 февр. 1877 г. И. получил звание почетного члена СПбДА, 14 февр. (по др. сведениям, 27 марта) того же года возведен в сан архиепископа, а 8 дек. определен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием экзарха Грузии и члена Святейшего Синода. Проявив себя как тонкий дипломат, И. быстро изучил груз. язык и дозволил использовать его во время богослужения. Он также добился открытия при Тифлисской ДС кафедры груз. языка, увеличил содержание учащимся и с целью помощи беднейшим воспитанникам организовал в 1880 г. братство ап. Андрея Первозванного. По ходатайству И. преподавание груз. языка стало обязательным во всех духовных школах Грузии и разрешено в светских. Благодаря И. в 1879 г. в Тифлис из Мцхеты (мон-рь Самтавро) было перенесено жен. епархиальное уч-ще с приютом для малолетних сирот духовенства. На его благоустройство И. пожертвовал 40 тыс. р., а затем на протяжении всего пребывания в Грузии отдавал все свое жалованье по званию экзарха в пользу уч-ща. После кончины И. уч-щу было присвоено его имя (Перадзе. 1901. С. 361). Вообще же за четыре с половиной года служения он пожертвовал на нужды духовного образования 28 тыс. р. Кроме того, как и на предыдущих местах служения, важным источником финансирования духовных учебных заведений стал свечной завод. Для этого И. пришлось добиться передачи контроля за торговлей церковными свечами духовенству, т. к. ранее этим занимались светские власти. Большое внимание уделял возрождению груз. церковных муз. традиций; по его инициативе преподавание груз. церк. пения было введено в программу духовных школ. Не оставил И. и свою миссионерскую деятельность, устроив при братстве ап. Андрея Первозванного собеседования с молоканами. Особое внимание И. уделял восстановлению Православия среди исламизированного груз. населения Аджарии, территория к-рой была занята Турцией в сер. XVI в. и возвращена в состав груз. земель в 1878 г. Паства запомнила И. как щедрого и справедливого архиерея. В 1899 г., спустя 17 лет после перевода из Грузии, груз. общественность направила в Киев поздравительную депешу на имя И. в связи с 50-летием его архиерейского служения. 8 дек. 1879 г. за пожертвование на содержание сирот в епархиальном жен. уч-ще И. объявлена благодарность от имп. Александра II. 30 авг. 1881 г. он награжден орденом св. Александра Невского. В том же году избран почетным членом КазДА, в следующем — КДА, в 1892 г. — МДА.

С 27 июня 1882 г. митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры. 7 окт. того же года утвержден в звании председателя Православного миссионерского об-ва. В 1883 г. стал участником знаменательных событий. 15 мая возглавил совершение чина коронования имп. Александра III в Московском Кремле, 26 мая в присутствии императора освящал Христа Спасителя храм, к-рый называл «дивным памятником дивного спасения России Господом». 2 июня того же года И. участвовал в торжественном открытии ГИМ, освятил залы музея. 28 нояб. 1887 г. И. освятил Александро-Невскую часовню (архит. В. О. Шервуд) в память о гренадерах, павших под г. Плевной (Болгария). За время управления Московской митрополией И. освятил в Москве более 30 храмов, в т. ч.: 11 сент. 1882 г. — во имя св. Александра Невского при Александровском приюте на Молчановке, 7 окт. 1882 г. — во имя св. Александра Невского при училище принца Ольденбургского, 1 июня 1883 г. — во имя Св. Троицы при Свято-Владимирской больнице, 27 авг. 1883 г. — обновленный храм во имя прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, 2 февр. 1885 г. — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Б. Серпуховская, 27 апр. 1886 г. — в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Александро-Мариинском приюте, 21 окт. 1886 г. — в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, 17 окт. 1886 г. — в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Мариинском жен. епархиальном уч-ще на ул. Б. Ордынка, 6 сент. 1887 г. — во имя вмч. Пантелеимона в Бахрушинской больнице, 22 нояб. 1887 г. — во имя прор. св. Анны в Доме призрения им. Мазуриных, 24 нояб. 1889 г. — во имя свт. Филарета Милостивого при Ермаковской богадельне, 3 июня 1890 г. — во имя свт. Григория Неокесарийского в Павловской больнице у Серпуховской заставы, 12 окт. 1890 г. — в честь иконы Божией Матери «Знамение» во 2-й Градской больнице, 20 июня 1891 г. — во имя святых князей Феодора, Давида и Константина в Морозовской богадельне. Среди монастырских храмов, освященных И., — ц. Всех святых (1887—1891) в московском во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ре, ц. свт. Иоанна Златоуста (1888—1891) в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре, храмы в Гуслицком в честь Преображения Господня мон-ре, Екатерины вмц. муж. мон-ре, Гефсиманском скиту. Митрополит принимал деятельное участие в проектировании и строительстве московского Скорбященского мон-ря (освятил в 1891 ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери), Воздвижения Креста Господня и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери жен. мон-ря в с. Лукине.

Также И. основал Кирилло-Мефодиевское братство для поддержки и создания церковно-приходских школ Московской епархии, открыл Мариинское жен. епархиальное уч-ще; расширил и переоборудовал свечной завод, на доходы от к-рого устроил общежития при 2 семинариях и неск. уч-щах; учредил об-во взаимопомощи духовенства. Оказывал покровительство и деятельную помощь братству свт. Филарета Московского, учрежденному в Коломне с целью «каждогоднего вспомоществования недостаточных учеников духовного училища», 17 марта 1886 г. утвердил устав братства.

И. принял участие в реформе духовных академий и во введении академического Устава 1884 г., согласно к-рому архиереи приобретали больший контроль над высшими духовно-учебными заведениями. Много позже, в 1896 г., возглавляя комиссию, призванную составить план частичной реформы духовного образования, для введения еще более жесткой редакции устава он заявлял: «Цель духовно-учебных заведений есть подготовление достойных кандидатов для непосредственного служения Св. Церкви в звании пастыря стада Христова, учителя народа в духе православия, воспитателя и наставника в средних и низших духовно-учебных заведениях. Следовательно, эти заведения по своей цели не образовательные, а специальные» (Тарасова. 2005. С. 345).

В 1-й пол. 80-х гг. XIX в. И. получил неск. высоких светских наград. 7 нояб. 1882 г. кн. Черногорским Николаем награжден орденом кн. Даниила 1-й степени, 15 мая 1883 г., в день коронации имп. Александра III, — бриллиантовыми украшениями к ордену св. Александра Невского, 31 окт. 1885 г. — орденом св. Владимира 1-й степени. Однако после приезда весной 1891 г. в Москву нового генерал-губернатора, вел. кн. Сергея Александровича, положение И. пошатнулось: митрополит не смог сотрудничать с вел. князем. 17 нояб. того же года И. был назначен на Киевскую кафедру, вакантную после кончины митр. Платона (Городецкого). За месяц до нового назначения, 15 окт., обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал имп. Александру III: «Московский митрополит Иоанникий, человек безупречный в нравственном отношении, по характеру своему не пришелся по Москве. Он сух и необщителен, а Москва имеет свои особенности: там любят ласковое обращение и приветливость. Его не полюбили в Москве, и, кажется, сам он это чувствует. В Киеве положение его было бы удобнее и свойственнее его природе» (Письма Победоносцева к Александру III. М., 1926. Т. 2. C. 249). Перевод в Киев И. воспринял достаточно болезненно. В прощальной речи в храме Христа Спасителя 8 дек. 1891 г. он сказал об этом прямо: «…совершенно неожиданно было для меня таковое назначение. Достигши, по милости Божией, таких лет, когда естественно помышлять не о перемещениях на земле… а о переходе в другую жизнь, я думал сложить кости свои среди паствы московской… Не мне, не теперь, не с сего священного места судить, каково было сие служение» (Юбилейный сб. С. 296).

В Киеве И. продолжил свою деятельность по созданию благотворительных об-в и поддержанию духовно-учебных учреждений. По традиции серьезное внимание он уделил свечному заводу, доходы к-рого за время его управления епархией выросли почти десятикратно. По инициативе И. были созданы епархиальные об-ва взаимопомощи и об-ва по образованию пожарного капитала. Продолжая миссионерскую деятельность, борясь с распространившимся в Киевской епархии штундизмом, в 1896 г. И. основал противосектантский ж. «Миссионерское обозрение». В 1899 г., во время празднования 50-летия своего священнослужения, пожертвовал 50 тыс. р. на устройство епархиальной богадельни для престарелых церковно- и священнослужителей, их вдов и сирот. Однако не все начинания И. воспринимались в обществе положительно. Так, большое возмущение в среде киевской интеллигенции вызвали санкционированные митрополитом разрушение в Киево-Печерской лавре трапезной палаты кон. XVII в. (на ее месте в 1894 была выстроена новая трапезная в визант. стиле) и уничтожение живописи XVIII в. в интерьере Великой лаврской церкви. Но в целом в церковных делах авторитет И. был непререкаем. 12 мая 1895 г. был награжден орденом ап. Андрея Первозванного. 9 сент. 1896 г. в сослужении 6 епископов в Чернигове прошло торжество по поводу открытия мощей свт. Феодосия (Углицкого). 25 дек. 1898 г., после кончины С. -Петербургского митр. Палладия (Раева), И. стал первенствующим членом Синода. Впервые это место занял не С. -Петербургский митрополит. При этом у И. складывались достаточно непростые отношения с обер-прокурором. Так, известны случаи, когда, уже будучи первенствующим членом Синода, И. вынужден был из-за несогласия с политикой Победоносцева прерывать заседание и покидать собрание.

В кон. 1899 г. широко отмечался 50-летний юбилей церковного служения святителя. 7 нояб. имп. Николай II пожаловал ему бриллиантовые знаки к ордену ап. Андрея Первозванного. 4 дек. И. был избран почетным членом Императорской АН. Тогда же вышел «Юбилейный сборник», к-рый включал большинство проповедей и религиозно-нравственных рассуждений митрополита. В предисловии к сборнику И. называли «образцовым церковным оратором киевской школы». Наиболее душевные отношения сложились у И. с наместником Киево-Печерской лавры Сергием (Ланиным). Во время наречения последнего в 1896 г. епископом Уманским и вручения жезла И. произнес наставления, которые ярко характеризуют самого митрополита: «Благоразумный отец при воспитании детей своих употребляет и меры строгости, растворяемой любовью, и меры кротости, не дающие детям повода выходить из повиновения ему, и свои прихоти поставлять в уровень с его властью. Так должен действовать и истинный пастырь пасомых. Излишняя снисходительность, а правильнее сказать слабость, ложно называемая любовью, ведет к распущенности и своеволию; непомерная строгость, видящая и в маловажных ошибках великие преступления, вооружает паству против своего пастыря. Вернейшее средство избегнуть той и другой крайности — всеми силами души позаботиться при содействии благодати Божией воспитать в себе такое расположение к пасомым, какое выражает св. Апостол словами: кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Такое настроение души без особой проницательности, доступной не всякому, научит, как в действиях своих сочетать милость и истину, правду и мир» (Там же. С. 70).

С 25 декабря 1898 г. был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 г. в Голосеевской обители.

В 1900 г., возвратившись из С. -Петербурга ранней весной, И. выглядел бодрым, «в совершенном здравии» переехал «на летнее местожительство» в Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, Но 31 мая 1900 г., после отдыха на открытой террасе, престарелый архиерей простудился. Посетивший его врач Янченко констатировал пневмонию. Несмотря на принятые меры, болезнь усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей. В ночь на 4 июня святитель причастился Св. Таин из рук духовника иером. Алексия. Вызванный еп. Уманский Сергий (Ланин) совершил над умирающим таинство Елеосвящения. Архимандриты и иеромонахи перенесли тело почившего из Голосеевской пуст. в Киево-Печерскую лавру. Прибывший в Киев митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) был специально назначен Синодом для погребения почившего иерарха.

11 июня И. был похоронен в Крестовоздвиженской ц. в Ближних пещерах Печерской лавры, рядом с Киевскими святителями Филаретом (Амфитеатровым) и Филофеем (Успенским).

По благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) 3 июня 1987 г. имя И. было внесено в Собор Тульских святых. Составлены тропарь и кондак.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.