Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский / Άγιος Φιλόθεος Κόκκινος, ο Οικουμενικός Πατριάρχης

Октябрь 23rd 2015 -

Память: на 5-й неделе Великого поста; 11/24 октября; как известного подвижника, монаха и хранителя Православия, оно чтится вместе со святителями Фотием Великим, Марком Евгеником, митрополитом Ефесским и свт. Григорием Паламой.

В миру его звали Фока, он родился около 1300г. в Фессалониках от матери по происхождению еврейки. Он получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому он прислуживал. Он очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа.


Вначале он проводил монашескую жизнь в монастыре Ватопед, где он познакомился и встретился со св. Саввой Христа ради юродивым, которому он, как нам известно, написал житие. Затем он жил в монастыре Великая Лавра. Как монах лавры он встретился со свт. Григорием Паламой, которому он также составил прекрасное биографическое описание, и подписал Святогорский Томос 1339г. В 1342г. он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским. Во всяком случае, во время его игуменства не возникало в монастыре каких-то проблем. Его позиция в отношении вопроса об исихазме была изначально такова, что он разделял сторону свт. Григория Паламы. В 1346г. он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина.

В 1347г. он был назначен патриархом Исидором митрополитом Ираклийским с титулом «Председатель осыпаемых почестями». В 1349г. он рукоположил св. Каллиста I Агиорита в патриархи. Он принял участие на Соборе 1351г., посвященному воспросам исихазма, указывая на важную роль свт. Григория Паламы, и он же составил Томос Собора. Сам он патриаршествовал на патриаршем Вселенском престоле дважды: 1353—1354 и 1364-76. В 1368г. соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты. Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. С большим разумом и рассуждением были решены вопросы церковного характера, так что Константинопольская Церковь стала вселенским маяком. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский собор для восстановления единства церквей.

Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды. Многие из его трудов мы можем разделись на догматические, опровержительные-полемические и против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Многие его работы — это описания жизни святых, и главным образом святогорских святых, таких как свт. Григорий Палама, Герман Марули, Исидор Вухерас и Савва Ватопедский, а также и Никодим Новый, он также написал о св. Анисии, св. вмч. Димитрие Мироточивом, святых Апостолах, Трех Святителях, всех святых, прп. Онуфрии, св. Февронии, св. Фоке, свт. Ианна Златоусте, вмч. Феодоре Тироне, св. апостоле Фоме и др. В конечном итоге его труды представляют собой — беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие. Труды свт. Филофея охватывают почти что все богословские аспекты.

Он был глубоким богословом, удивительным писателем синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев, жизнь которых представлена в качестве примера для монашествовавших вместе с ним в то время. Как песнотворец-гимнограф он писал песнопения глубокого содержания и в изысканном, утонченном стиле, представляя высочайшие догматические понятия, соревнуясь с подобными ему древними гимнографами. Святой монах Ватопедского монастыря и игумен Великой Лавры, митрополит Ираклийский и Вселенский патриарх всегда и всюду вел самоотверженную борьбу и с любовью за Церковь, ради чего он пользовался и словом и пером. Он энергично защищал Православие, развивал отношения с другими патриархатами, оказывал помощь Славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян и с большим уважением был воспринят как национальный и церковный герой. Он оставил Патриархат в 1376 году по причине глубокой старости и преставился в 1379 году. Он был похоронен с царскими почестями, его похоронили в монастыре Акаталипту. Его могила стала источником чудес.

Рано он стал почитаться как святой и была написана его икона в храме монастыря Расава в Сербии жителями из его Отечества, из Фессалоник. В главном храме святой Горы Афон написано его изображение в ряду между гимнографами. В конце 18 столетия анонимный разумный монах из монастыря Филофей написал его прекрасное житие и песненное последование для богослужения На Святой Горе Афон имеются три кодекса с житием и богослужебным последованием свт. Филофею. Самое новое было составлено монахом Герасимом Микроянниатисом.

Тропарь, гласъ 4

Великiй защититель верныхъ показался еси. Твою божественную память почтимъ, патрiарховъ изрядное похвало, священноявленне треблаженне Филофее, Варлаамову прелесь воистину посече, и Акиндина хитросплетения ниспроверже, темже всемудре, моли Христа Бога, даровати намъ велiю милость.

Кондакъ по ΣΤ (6) песни канона святому

Свету трисолнечному осiявшу тя богомудре, богословъ бысть пребожественныя Троiцы, словомъ вышней премудрости обогатившеся, изливалъ еси отонуду богомудрiя струи, отъ нихже пiющие зовемъ ти, радуйся треблаженне Филофее всемудре.

Перевод «Православного Апологета», 2011г.

Источник: Монах Моисей Святогорец, синаксарь Ватопедского монастыря.

Комментарии закрыты.