Святитель Артемон, епископ Селевкийский

Апрель 5th 2014 -

Святитель Артемон, епископ Селевкийский

Память 24 марта/ 6 апреля.

В древних славянских святцах «Селевкийский» писалось как «Селеоукинский», из чего явилось «Селоунский». Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский.

Во второй половине XVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам. Святой Артемон (Артемий) родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Писидия – провинция на юге Малой Азии, первоначально составлявшая одно целое с Памфилией; она представляла собою суровую, гористую область, местами впрочем плодородную.

Жители Писидии были пираты и занимались грабежом. Из городов Писидии особенно замечательна в церковной истории Антиохия, где проповедывал Евангелие св. апостол Павел (Деян. 13, 14‒50). Здесь, в Селевкии, будущий святитель и получил воспитание.

Благочестивую свою жизнь он вел во времена святых апостолов, просвещавших мiр Христовым учением. В то время, когда святой апостол Павел пришел в этот город, Артемон из всех граждан оказался блистающим добрыми делами, подобно светильнику, которому нельзя было остаться скрытым. Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона, как утвержденного в Христовой вере и преисполненного Божественной премудрости и как наиболее достойного, назначил людям в качестве пастыря и учителя, рукоположив в сан первого епископа Селевкии Писидииской.

Святитель Артемон мудро, хорошо и богоугодно окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых, был для всех пристанищем спасения, для вдов, сирот и нищих был выдающимся попечителем, чудотворным целителем и души и тела.

Проведя всю свою жизнь благочестиво и богоугодно, скончался в глубокой старости. Краткие греческие жития Артемона содержатся в Минологии Василия II, в Синаксаре Константинопольской церкви X в., а также в Императорском минологии.

Наиболее раннее свидетельство почитания свт. Артемона на Руси ‒ упоминание его памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия конца XI ‒ начала XII века.

Последование святителю Артемону в русских служебных Минеях неизвестно, но оно находится в составе болгарской праздничной Минеи второй половины XIV века. В русскую Минею XII века включен канон, озаглавленный «Священномученика Арфемона, епископа Селевкия», но относящийся к священномученику Артемону Лаодикийскому. В первой редакции нестишного Пролога, перевод которой был осуществлен на Руси в первой половине XII века, краткое житие святителя помещено под 22 марта; во второй редакции, составленной в конце XII века, ‒ под 24 марта. Гимнография.

По одной из греч. рукописей византийского периода известен анонимный канон святому Артемону 4-го гласа без акростиха; начало ‒ «Τὸν ἐν ἀσκήσει, ὡς ἐν θαλάσσῃ» (греч. «В подвигах, как в море»). В современной богослужебной практике православных Церквей последование святителю Артемону не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святителя Артемону [Μηναῖον. Μάρτιος]. Иконография. Изображается в святительском облачении (фелони, омофоре), с кодексом в руках: на фреске в Успенском соборе во Владимире, ок. 1189 г. [10]; на вологодской минейной иконе на март, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе XVIII в. (Музей икон г. Рекклингхаузена). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова (XVIII в.) под 24 марта о свт. Артемоне сказано: «Сед, плешив, брада Афанасия, на конец раздвоилася, ризы кресты киноварь, амфор [омофор] и Евангелие» (С. 83).

Комментарии закрыты.