Святая Бригитта Килдарская

Февраль 13th 2016 -

 Преподобная Бригида, игумения Килдарская

1 февраля в Ирландии национальный праздник, день святой Бригитты.
1 февраля ирландцы встречают весну. Ее приносит святая Бригитта – на своих легких ладонях, в своих чистых глазах.

Святая Бригитта помогает всем. Она покровительница повитух и новорожденных, поэтов и ученых, моряков и путешественников, кузнецов и доярок.

Св. Бригита Килдарская чрезвычайно популярна в христианской Европе.

Посвященные ей церкви и монастыри рассеяны от Италии до Исландии. Одной из причин такого распространения культа святой было активное миссионерство в Европе ирландских монахов, сделавших эту любимейшую в Ирландии святую деву известной на континенте.

На родине святую Бригиту называют в числе трех столпов ирландского христианства — двумя другими являются св. Патрик и св. Колум (Колумба) Килле. Ее считают основательницей множества церквей и монастырей, главный из которых Килдаре 1 — по нему святая и получила именование Килдарская.

 Преподобная Бригида, игумения Килдарская

Ирландские анналы помещают ее кончину под 524 или 526 год, т.е. св. Бригита жила в эпоху появления христианства на острове и могла быть современницей апостола Ирландии святого Патрика. И даже при всей условности этих дат — ведь записи в ирландских анналах велись, по-видимому, лишь с VII века — очевидно, что начало почитания святой уходит в глубокое прошлое: его традиция насчитывает более тринадцати веков.

Отчасти вопреки древности традиции, отчасти именно благодаря ей в XX веке в среде исследователей ирландского христианства возникло сильное искушение пересмотреть существующие представления о св. Бригите и даже усомниться в ее существовании. Все началось в 1862 году, когда Уитли Стоукс издал три ирландских глоссария, в том числе Глоссарий Кормака (Sanas Cormaic), где она фигурирует как «Бригита, т.е. поэтесса дочь Дагды. Это Бригита провидица (или женщина знания), т.е. богиня Бригита, которой поклоняются филиды, ибо велика и удивительна ее зашита. И вот поэтому называют этим именем богиню поэтов, чьими сестрами были Бригита целительница и Бригита, (покровительница) кузнечного дела, т.е. богини, т.е. три дочери Дагды, именем которых среди ирландцев называют богиню Бригитой. Бригита же, т.е. breo-saigit, огненная стрела.» 2

По мнению Стоукса

«В Бригите можно узнать «древне-кельтскую богиню Brigantia, чье имя несомненно прямо связано с briganteV = Skr. brhantas, от которого также образуется ведическое brahman, 'молитва', которую, ...в более поздний период обожествили как верховного бога Брахмана. В латинском рассматриваемый корень, видимо, можно найти в форме preces. Сравним также с Bragi, именем северного бога, которому приписывался дар поэзии и красноречия. Имя Brigantia встречается в надписи в Мидлби: BRIGANTIA. S[acrum]. AMANDUS. ARCITECTUS. EX. IMPERIO.IMP.I.». 3

В 1873 году в энциклопедии под названием «Lectures on the Manners & Customs of the Ancient Irish» Юджин О'Карри добавляет новые черты к образу Бригиты, упоминая нескольких женщин-судей по имени Бригита и Бригиту, дочь Дагды, мать Руадана сына Бреса из фоморов 4.

Большая часть собранных О'Карри сведений вошла в «Cours de la litterature celtique», созданный профессором Коллеж де Франс д'Арбуа де Жюбанвилем. Д'Арбуа был первым кто напрямую идентифицировал богиню Бригиту с известной Килдарской святой, утверждая, что средневековые ирландцы перенесли на святую культ, в котором их предки поклонялись одноименной богине. Однако этот первый шаг к ассимиляции был весьма осторожным: д'Арбуа не отрицал историческое существование святой. Он лишь утверждал, что культ святой вобрал в себя некоторые черты культа богини.

Начало XX века в Ирландии знаменовалось активной работой по расшифровке древних языков и вспыхнувшим интересом к первобытным мифологиям. Существовавшая на этом фоне потребность в национальных символах реализовывалась, черпая именно из этого источника. Но «консолидация» святой и богини, пожалуй, никогда бы не стала окончательной, не будь в Ирландии начала прошлого века той кузницы, в которой ковались и закалялись идеологически окрашенные теории, касающиеся отношений святой Бригиты и дохристианской богини. Созданная в 1900 г. женская национальная организация Inghinidhe na hEreann («Дочери Ирландии») использовала Бригиту в качестве символа «в ее двойственном аспекте», как это сформулировала лидер организации Мод Гонн. Обе Бригиты — богиня и святая, -слитые в одном образе, как нельзя лучше соответствовали феминистской и националистической направленности движения:

богиня была более свободна от католической церкви с ее отношением к феминизму и некоторым формам национализма, святая более соответствовала запросам католической деревни и среднего класса. Так «Дочери Ирландии» объединили традиции тех, кто славил Католическую Ирландию и борцов за женскую независимость 5 и способствовали распространению представления о единстве богини и святой Бригиты. Это заставило и ученых вместить в научный дискурс обеих Бригит.

В 1919 году Р.А.С. Макалистер предположил, что каждая жрица дохристианского Килдаре была известна под именем Бригита, поскольку считалась инкарнацией богини огня Бригиты- И когда одна такая верховная жрица стала христианкой, она сменила имя, но ее продолжали называть Бригитой. Так основание получает не только сосуществование в ирландской традиции святой и богини с подобным именем, но и возникновение в Килдаре христианского монастыря.

Но, несмотря на столь привлекательное объяснение, исследования, касающиеся темы двух Бригит, пошли по иному пути. Вехой на этом пути стоит работа Джеймса Кении, который подвел итог всем существующим работам и явился вдохновителем всех последующих. Он приводит свод всех данных о Бригите:

«Бригита является одной из ирландских святых, чья связь с языческим божеством несомненна. Определенные черты ее характера и деятельности основаны на мифе и ритуале, посвященном богине — возможно, богине, связанной с культом огня ... Можно добавить, что день ее поминовения, 1 февраля, приходится на Имболк, один из четырех больших языческих календарных праздников. Еще более убедителен тот факт, что Бригита — было имя ирландской, а в действительности, и пан-кельтской богини. Из Глоссария Кормака мы делаем вывод, что была троица Бригит, и этим именем называлась любая из богинь ... Примечательно, что святая переняла некоторые атрибуты, приписывавшиеся богине». 6

Этого взгляда на отношения между двумя Бригитами придерживались практически все высказывавшиеся на эту тему, ученые. Исследовательский анализ, посвященный Житиям святой Бригиты и связанным с ними текстам, сосредоточился на проблеме сосуществования святой Бригиты и богини с тем же именем. И проблема эта решалась в XX веке по большей части не в пользу святой, которая бьита оттеснена на периферию исследований внезапно возникшей богиней. П. МакКана в 1970 г. писал:

«... языческая богиня лучше всего сохранилась именно в образе своей христианской тезки св. Бригиты. Поскольку в то время как элемент истории в легенде о св. Бригиты невелик, мифологический элемент соответственно внушителен. Несомненно очевидно, что святая приняла на себя роль богини и большую часть мифологической традиции ... Нужно принять ... невозможность провести ясное различие междубогиней и святой ...» 7 .

К. МакКон назвал Бригиту «эвгемеризованным языческим божеством или продуктом синкретизма между богиней и исторической фигурой» 8. П. О'Риань шагнул еще дальше, заметив, что «иронично, если не типично для Ирландии, что святая, столь почитаемая на родине, кажется, никогда не существовала» 9.

Представление, что образ св. Бригиты развился из образа дохристианской богини, стало научной догмой. Опорой его являются данные Глоссария Кормака, о которых мы уже говорили, и свидетельство Гиральда Камбрийского, который, посетив Ирландию в XII веке, написал в труде Topographia Hibernica о том, что в монастыре св. Бригиты в Килдаре существует вечный огонь, который не дает золы и поддерживается двадцатью монахинями, одной из которых некогда была сама Бригита; его раздувают кузнечными мехами или опахалами, и он окружен оградой, за которую не может проникнуть ни один мужчина 10.

Комментарии

1 Килдаре, Cill Dara (др. ирл.) — церковь дуба. Монастырь Килдаре расположен в графстве Килдаре провинции Лейнстер на юго-востоке страны В Килдаре сохранился Собор св. Бригитты ХШ в. и круглая башня X в.
2 Sanas Chormaic: Cormac's Glossary / Trans. John O' Donovan, ed. W. Stokes. Calcutta, 1868. P. 8.
3 Stokes W. Three Irish Glossaries. L. -Edinburgh, 1862. ХХХШ.
4 Фоморы — мифологические существа, местом обитания которых назван некий таинственный остров. В Книге Захватов Ирландии выступают противниками пребывающих на остров переселенцев. Лишь Племенам богини Дану удается заключить с ними союз.
5 MсKenna С. «Apotheosis and Evanescence: The Fortunes of Saint Brigit in the Nineteenth and Twentieth Centuries» // The Individual in Celtiс Literatures: Celtic Studies Association of the North America Yearbook 1 Four Courts Press, Dublin. P. 97.
6 Кепnу J.F. The sources for the early history of Irelan: ecclesiastical. 1929.P.357-35».
7 MacCana P. Celtic Mythology, L. -Hamlyn, 1970. P. 34-35.
8 MacCone K. «Brigit in the Seventh century: A Saint with Three Lives?» // Peritia, 1.(1982).Р. 110-11. Так же определяет св. Бригиту и Р. Шарп. (Sharpe R. Medieval Irish saints' lives: an introduction to Votae Sanctorum Hiberaiae. Oxford, 1991. P. 9.)
9 O'Riain P. «Sainte Brigitte: paradigme de I'abesse celtique?» // La femme en moyen age. Maubeuge, 1990. P. 30,
10 Kenny J. F. Op. cit. P. 357

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.