Священномученик Пантелеимон Богоявленский, иерей

Август 8th 2013 -

В 1902 году настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный монастырей Псковской епархии, по распоряжению священноначалия произвел в новой обители проверку. Результаты отец благочинный доложил Преосвященному Сергию (Панину): «... Всюду образцовый порядок – и в храме, и в трапезной, и в келиях, лучше которого и желать невозможно, всюду так и видится особенное молитвенное попечение об общине ее основателя, известного всему миру христианскому молитвенника — протоиерея о. Иоанна Сергиева».

Одна из почитательниц о. Иоанна Кронштадского, вдова богатого Петербургского чиновника, оформила на его имя дарственную на землю с постройками в г. Петербурге. О. Иоанн предоставил зарождающейся Воронцовской общине этот участок и благословил устроение на нем монастырского подворья. Вскоре в Петербургском подворье затеплилась монастырская жизнь. Игумения Таисия прислала в С. — Петербург послушниц, которые усердно трудились и «пусто место становилось свято». Иждивением и молитвами отца Иоанна был выстроен трехпрестольный храм с жилым корпусом для сестер. Начались богослужения, появились прихожане, новые помощники и благотворители. Благодаря Петербургскому подворью монастырь значительно окреп. Вполне вероятно, что о.Пантелеимон, как штатный священник Воронцовской обители, неоднократно служил на подворье, поклонялся святым покровителям Петербурга, его многочисленным святыням, встречался с духовно опытными людьми.

В 1910 г. Воронцовская игумения обратилась к Архиепископу Арсению с прошением о строительстве в Воронцове пятиглавого каменного храма со звонницею. Владыка благословил строительство и 26 июня 1910г. прибыл в обитель для освящения места под строительство храма. «Псковские епархиальные ведомости» (1910 г., № 18) сообщали об этом событии следующее: «Настоятельница монастыря — игумения Таисия, старшие и младшие сестры встретили Владыку во вратах, а в парадном крыльце с крестом и со святою водою встретил его настоятель храма — священник Пантелеймон Богоявленский, который приветствовал Владыку речью, в которой просил «совершить великое и святое дело: положить начало новому храму и помочь выполнить еще большее желание и большее стремление: воздвигнуть и нерукотворный храм в душах и сердцах наших». Владыка Арсений обратился к присутствующим со следующим, приблизительно, словом назидания: «С любовью взирал я на вашу обитель, когда подъезжал к ней. Я обратил внимание, что обитель ваша цветет и расширяется: храм окружен величественной оградой, чего раньше не было, кругом воздвигнуты новые постройки: все это прекрасно! Но все это, так сказать, сторона казовая, сторона внешняя, а о внутренней стороне — о своих душах имеете ли вы заботу? Ваш батюшка указал, что у вас есть два желания, два стремления: иметь внешний храм Божий и иметь такой же внутренний, и этот последний гораздо важнее и дороже первого. Вполне соглашаясь с ним, я убедительно прошу вас — заботьтесь более об ограде и храме внутреннем, воспитывайте себя в христианском благочестии! Старайтесь быть чистыми душою и сердцем!»

Итак, пастырский путь будущего новомученика иерея Пантелеймона начался в возрождающемся монастыре. Будучи молод и полон сил, о. Пантелеймон принимал участие не только в благоустроении обители, в хозяйственном ее возрастании, но, прежде всего, в духовной жизни насельниц. Здесь было открыто для него широкое поле пастырской деятельности. Отец Пантелеймон получал бесценный опыт в попечении о «малых сих», духовно возрастая от силы в силу.

Спустя 3 года служения в монастыре, к лету 1911 года отец Пантелеймон был перемещен на место священника в селение Верхний Остров, а осенью того же года — к Лопухинской инвалидной церкви Свт. Николая в погост Карачуницы Порховского уезда.

В Карачуницах с 1863 года действовало благотворительное заведение — Дом Призрения воинов-инвалидов, где проживали неимущие инвалиды войны в возрасте от 70 лет и более. Инвалидный дом был устроен местным помещиком, попечителем В.М. Лопухиным. О. Пантелеймон был назначен настоятелем церкви Свт. Николая, которая была для бывших защитников Отечества местом приуготовления для перехода в вечность.

Уже через 2 недели служения на новом месте, 25 сентября 1911 г., новый настоятель встречал высокого гостя. Погост Карачуницы посетил новый Псковский архиерей — Преосвященный Алексий (Молчанов), который сменил на Псковской кафедре Владыку Арсения (Стадницкого). Преосвященный знакомился с епархией, обозревая церкви, приходы и монастыри.

По прибытии в Карачуницы епископ Алексий был приветствован речью отца Пантелеймона краткой, но насыщенной, дающей слушателю полное уверение в том, что сей служитель престола Божия имеет дар пастырского слова. Владыка отслужил в инвалидной церкви всенощное бдение св. Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову и сам елеопомазывал народ. Благолепная архиерейская служба в сослужении епархиального духовенства, прибывшего вместе с Владыкой в сопровождении архиерейского хора, как сообщил впоследствии сам отец Пантелеймон в заметке об этом в «Псковских епархиальных ведомостях», надолго остались в памяти того, кто был очевидцем этого редкого для сельского прихода события.

Очевидно, что отец Пантелеймон не мог долго оставаться в губернской глубинке. Его способности к проповеди были отмечены Преосвященным Алексием и вскоре, через месяц после посещения им п. Карачуниц, отец Пантелеймон был переведен в уездный город Порхов в Свято-Троицкий собор вторым священником. В условиях нарастания революционной пропаганды и расшатывания устоев государственности в уездном городе как воздух нужны были священники, обладавшие даром проповеди. Спустя немногие годы этот талант проповедника Слова Божия послужил причиной мученической кончины священника Пантелеймона Богоявленского.

Свято-Троицкий и Благовещенский соборы были одними из главных достопримечательностей Порховского края. Величественные, с благолепными внутренними интерьерами, они привлекали по тем временам большое количество порховчан. Отец Пантелеймон, став одним из пастырей главного городского прихода, стремился произносить проповеди как можно чаще. Батюшка видел острую необходимость в разоблачении политических, религиозных и прочих шарлатанов, заполонивших все слои общественной жизни. Он старался сеять в сознании своих прихожан идеи Истины и добра. Большинство прихожан были из простого народа, хранившего веру и отеческие традиции. Но в этой же среде находила отклик и душевредная пропаганда. И пастырь смело и решительно проповедовал в защиту веры и христианских добродетелей.

Отца Пантелеймона привлекают и к преподавательской деятельности. Он входит в корпорацию преподавателей Порховского Духовного училища. Уже к учебному 1912 году, всего через полгода служения на новом месте, его избрали кандидатом в члены Правления училища на грядущее трехлетие 1913—1915 гг. На очередном съезде отцов депутатов Порховского училищного округа отца Пантелеймона избирают членом Ревизионного Комитета по отчетности училища на 1915—1916 гг. Усердие о. Пантелеймона отмечает епархиальное начальство и в 1914 г. награждает его камилавкою. Авторитет отца Пантелеймона растет. Проповедь словом живым, настойчивым, поставляла его в разряд пастырей, умело собирающих и удерживающих паству в лоне Православной Церкви.

В октябре 1917г. совершился большевистский переворот. Весной 1918 года священник Пантелеймон Богоявленский был расстрелян без суда и следствия врагами Христовой Церкви. В архивах не сохранилось материалов его следственного дела. Документов, которые содержали бы подробности обстоятельств его гибели, обнаружить также не удалось. Известие о расстреле о.Пантелеймона ограничивается скупой заметкой в журнале «Еженедельник ВЧК» за май месяц 1918 года. В приводимых в этом номере списках расстрелянных по некоторым губерниям России значится и священник Пантелеймон Богоявленский: «Пантелеймон Богоявленский, благочинный Порховского собора, расстрелян за распространение подложных слухов посредством проповедей».В «Еженедельнике» допущена ошибка — о.Пантелеймон назван благочинным. Порховским благочинным являлся протоиерей Евгений Лебедев. Вероятно, отец Пантелеймон замещал отца благочинного на время его отсутствия. Протоиерей Евгений Лебедев был авторитетнейшим в свое время священнослужителем. Он был ближайшим сподвижником последнего настоятеля Никандровой пустыни архимандрита Владимира (Гиганова), богослова, бывшего морского офицера Царской армии. Архимандрит Владимир был автором брошюры, изданной вскоре после 1917 года, которая раскрывала смысл богоборческого бунта. Эти два священнослужителя были арестованы за «контрреволюционную деятельность» в 1924 году, преданы суду и отправлены в лагеря НКВД.

Несмотря на предельную лаконичность, штампованная Фраза о расстреле отца Пантелеймона в «Еженедельнике ВЧК», официальном чекистском печатном органе, все же содержит главное указание причины расстрела о. Пантелеймона. Любой деятель большевистского террора, пробегавший глазами эти строки и умевший читать их скрытый смысл, понимал, что священник был уничтожен за проповедь против богоборцев.

Слово пастыря в уездном городе имело авторитет. Из храма оно неслось по домам, наполняло город, достигая всех и каждого. Слово звало народ остановиться в слепом следовании богоборцам, прийти в себя, вспомнить о Боге... У большевиков оставался один способ борьбы с такими проповедниками — их физическое уничтожение.

Отец Пантелеймон был убит за безбоязненную проповедь против врагов Святой Христовой Церкви. Ему было к этому времени 37 лет. В священном сане он служил Святой Церкви 11 лет.

Священномученик Пантелеймон Богоявленский восприял честь мучеников, которые, по слову Святителя Григория Богослова, есть «...духовные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, проповедание Истины, обличение, исполнение духовно постигаемого закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».

Порховский край отныне приобрел своего Святого покровителя, молитвенника и предстателя перед Престолом Божиим.

Святые новомученики Псковские.

Жития святых священномучеников псковской епархии XX столетия. Псков, 2004.

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.