google-site-verification: google21d08411ff346180.html Священномученик Ианнуарий Беневентский, Путеольский (Неапольский) | Алчевск Православный

Священномученик Ианнуарий Беневентский, Путеольский (Неапольский)

Май 3rd 2016 -

Кровь святого Иануария

Наконец, самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Иануария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года, в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Иануария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского.

В 1526—1527 годах Неаполь перенёс тяготы проходившей на территории Неаполитанского королевства войны между Францией и Испанией, а затем город был поражён эпидемией. 13 января 1527 года неаполитанцы в лице 6 «избранных» (5 от аристократии и 1 от буржуазии) принесли обет святому Иануарию воздвигнуть новую часовню в его честь в обмен на постоянное покровительство святого. Обет был оформлен письменно, скреплён подписями «избранных» и заверен нотариально. Таким образом, неаполитанцы связали своего покровителя подобием договора. В период между 1608—1646 годами новая часовня, получившая название Сокровищницы святого Иануария, была построена. О серьёзности неаполитанцев в исполнении обета говорят их отказ от предложенной женой вице-короля (испанкой) денежной помощи и отстранение от работ в часовне всех художников — не неаполитанцев.

Помимо бюста святого Иануария, в Сокровищнице были помещены статуи 51 святого, которым посвящены другие храмы Неаполя. В процессиях в честь святого Иануария эти статуи выполняли роль «свиты святого». Храмы могли получить назад статую своего святого только на время под залог полной стоимости статуи.

Сама Сокровищница является признанным шедевром барокко, украшена фресками Доминикино, Риберы, Ланфранко, массивными серебряными дверями работы Фанзаго.

В течение XVI-XVIII века почитание святого Иануария стало настоящим народным культом неаполитанцев. Все события неаполитанской истории так или иначе связаны в народном сознании с заступничеством святого покровителя. Правители Неаполя также поддерживали и разделяли этот народный культ. Так, Карл VII, считавший свою победу при Веллетри над австрийцами заслугой Иануария, пожаловал святому военный чин командора.

Самым известным случаем покровительства Иануария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, красочно описанное в народных легендах. Поток лавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве реликвии святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Иануарию, и на их глазах рука каменной статуи святого Иануария, стоявшей на мосту, поднялась и одним жестом остановила извержение. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый праздник 16 декабря.

В 1799 году королевская власть предприняла попытку лишить Иануария статуса покровителя города за «измену». Обстоятельства этой «измены» не менее ярко свидетельствуют об особом отношении неаполитанцев к своему святому. В январе 1799 года французская армия под командованием генерала Жана Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал, и здесь была провозглашена Партенопейская республика. Чтобы добиться симпатии роялистски настроенного населения, Шампионне потребовал от клириков собора совершения внеочередного чуда святого Иануария.

Французские солдаты проникли в ризницу и угрожали клирикам расстрелом, и чудо действительно совершилось 24 января 1799 года. Приняв чудо как знак симпатии святого французам, неаполитанцы шумно приветствовали установление республики. В том же году армия санфедистов под командованием кардинала Руффо заняла Неаполь и восстановила королевскую власть. Руффо объявил, что ему во сне явился святой Антоний Падуанский, принявший решение стать покровителем города вместо изменника Иануария. В ходе торжественной церемонии Антоний был провозглашён новым патроном Неаполя, а Иануарий со своими реликвиями изгнан. Впрочем, вскоре народное благочестие заставило короля вернуть Иануарию его законный «пост» покровителя города.

Чудо святого Иануария

Святой Иануарий известен чудом, регулярно происходящим на его реликвиях. Первое упоминание об этом чуде относится к 17 августа 1389 года.

Сутью чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей жидкости, считающейся кровью святого Иануария. В обычное время ампула с кровью находится в закрытой серебряными дверями нише в Сокровищнице святого Иануария. При извлечении ампулы и помещении её вблизи реликвария с главой Иануария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих.

В настоящее время чудо совершается трижды в год:

— суббота перед первым воскресением мая — первое перенесение мощей Иануария из Поццуоли в Неаполь (V век), глава и ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Иануария» переносятся крестным ходом из кафедрального собора в Санта-Кьяра, где они пребывают в течение 8 дней. Красочная процессия («Шествие с гирляндами») в этот день проводится с 1337 года;
— 19 сентября — мученичество святого Иануария (305), глава и ампула с кровью выставляются на почитание верующим на 8 дней,
— 16 декабря — спасение Неаполя от извержения Везувия (1631 год), глава и ампула с кровью выставляются для почитания на 1 день.

Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так, в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, в 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением. Чуда не произошло и в день памяти святого в 2016 году перед мощным землетрясением в Мексике.

Хотя католическая церковь всегда поддерживала праздник, она никогда не давала официального подтверждения чуда, придерживаясь нейтральной позиции относительно научных исследований феномена. Церковь отказалась передать образцы содержимого запечатанной ампулы для исследования, в связи с чем доступен лишь спектральный анализ. Спектрографические исследования, проведённые дважды (1902 и 1988), показали следы гемоглобина и продуктов его распада в веществе, хранящемся в ампуле. Однако спектрография позволяет оценить состав лишь приблизительно, и надёжность этих двух исследований ставится под сомнение.

Проведённое в 1900 и 1904 годах взвешивание показало, что во время чуда вес ампулы меняется на 28 граммов. Однако позднейшие более точные измерения, проведённые через пять лет, изменения веса не показали.

Известно множество гипотез, объясняющих чудо. В основном они связывают чудо с особым характером вещества, находящегося в ампуле, которое переходит в жидкое состояние под влиянием изменения температуры, светового потока или тряски, сопровождающей извлечение ампулы из ниши.

В 1992 году итальянские ученые получили «кровь Святого Иануария» в лабораторных условиях. Все использованные материалы и процессы были известны в средневековье. Тиксотропный бурый гель основного оксида железа FeO (OH) становился жидким при встряхивании. Спектр поглощения полученной смеси был аналогичен спектру поглощения старой крови.

Чудо крови св. Ианнуария бросает вызов современной науке и основным законам физики. Учёные столкнулись с великой загадкой, объяснить которую они не в состоянии. Застывшая кровь человека, жившего в IV веке, внезапно переходит в состояние текучести. На глазах у всех она меняет цвет, массу, объём. Это удивительное явление происходит в разное время, независимо от температуры (она колеблется в соборе от 5–6 до 30–32 градусов), иногда её находят уже жидкой, когда открывают реликварий, где она хранится. Но бывали случаи, когда кровь оставалась в застывшем состоянии даже в дни сугубых молений — так было, например, в 1976 году, на протяжении всех 8 дней выставления реликвии.

Ученых удивляет феномен изменения объема крови, которая, растворяясь, то заполняет собой весь сосуд, то уменьшается до совсем небольших размеров. Изменяется цвет: от ярко-красного до охристого. Изменяется даже масса крови. Полностью противоречит законам физики и время перехода крови из обычного в текучее состояние. Иногда это происходит мгновенно, а иногда продолжается несколько минут или целый день. Аналогично происходит и с застыванием.

Физики и гематологи согласны, что сохранность крови на протяжении семнадцати веков в морфологически неизменяемом состоянии и неожиданные её изменения в объёме и массе, переход в жидкое состояние и возвращение в изначальное состояние невозможно объяснить научно. Современная наука не в состоянии дать никакого убедительного объяснения этому таинственному явлению, и все попытки лабораторного воссоздания феномена потерпели фиаско.

Спектрографический анализ подтвердил, что, вне всякого сомнения, мы имеем дело с настоящей артериальной человеческой кровью без добавления каких-либо чужеродных химических веществ.

Гипотеза о добавлении в кровь в период Средневековья какого-то вещества полностью отпала, потому что археологические исследования показали, что запечатанные сосуды происходят из IV века, и открыть их можно, только разбив.
В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета, после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле присутствует кровь. Он воспроизвёл феномен перед аудиторией, используя свою собственную кровь, завершив демонстрацию словами: «это просто кровь, а не чудо». Как и у других исследователей, доступа к содержимому ампулы у него не было. Его выводы отчасти построены на изучении аналогичной капсулы из Eremo dei Camaldoli, относящейся к XVIII веку.

Примечания

1 Диоклитиан управлял Римской империей с 284 г. по 305 г., а Максимиан Галерий с 305 г. по 311 г.
2 Кампания – самая южная из областей средней Италии, расположенная по берегу Тирренского моря от горы Массика, до реки Силара.
3 Путеолы — приморский город в Кампании, недалеко от Неаполя.
4 Кончина святых мучеников последовала ок. 305 г.
5 Везувий — вулкан в Италии близ города Неаполя. В 79 г. по Р. Хр. было первое извержение Везувие, засыпавшее города Геркулан, Помпею и Стобию. С этого времени извержение Везувия периодически повторялись, иногда по несколько раз в десятилетие. В 1906г., между прочим, было довольно сильное извержение, разрушившее несколько городов.

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.