Священномученик Кирилл Лукарис, патриарх Александрийский и Константинопольский

Июль 9th 2016 -

Память 27 июня/ 10 июля

Родился в 1572 году на острове Крит, взят был на воспитание своим дядей, александрийским патриархом Мелетием Пигой.

Учился в греческой коллегии в Венеции и в Падуанском университете  у ученого монаха Мелетия (Власта).  После получения общего образования продолжал учёбу под началом писателя и проповедника епископа Кифирского Максима (Маргуния). Завершал образование в греческой коллегии в Венеции в 1584—1588 годах и в Падуанском университете в 1589—1593 годах.

В 1593 году был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера патриархом Александрийским Мелетием, который не оставлял своего питомца без внимания и поддержки.
Был начальником  Анкарафского монастыря на острове Крит, потом учителем греческого языка и ректором острожского училища.

Приближенность к Царьградскому патриаршему двору, особенно к патриарху Иеремии II, расширила его осознание состояния Православной Церкви. Кирилл решил оставить спокойную жизнь в одном из богатейших критских монастырей и отправился в Египет, где Александрийская Патриархия прозябала в нищете

Прибыв в Речь Посполитую стал учителем греческого языка и ректором Острожского училища.

На Брестском соборе 1596 года, провозгласившем унию западнорусской православной церкви с Римом, присутствовал в качестве экзарха александрийского патриарха.

В 1597 году Мелетий Пигас, временно управляя Константинопольской церковью, объявил русских епископов, принявших унию, низложенными, а до поставления новых епископов назначил Кирилла одним из наместников вселенского престола в Киевской митрополии; но тот был вынужден оттуда спастись бегством, после чего посетил Виттенберг, Женеву и другие центры Западной Европы. Когда польский король Сигизмунд III обратился к Мелетию Пиге за содействием к умиротворению Юго-Западной Руси, волновавшейся по поводу введения унии, патриарх в 1600 году послал в качестве своего уполномоченного Кирилла, который, ничего не успев сделать, скоро вынужден был вернуться в Александрию, где в 1602 году избран был на патриарший престол преемником Мелетия Пиги.

4 ноября 1620 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви избрал его — как «знаменитого добродетелью и мудростью» — на патриарший престол Нового Рима.

Свое управление Константинопольской Церковью патриарх Кирилл проводил будучи в центре религиозно-политической борьбы за влияние между римо-католиками и протестантами. Из-за происков своих врагов Кирилл был четыре раза свергаем с престола османским правительством, но через короткие промежутки времени вновь восстановляем. Впервые он был сведен с престола в 1623 году, но возвращен в том же году; во второй раз — в 1633 году, возвращен в том же году; в третий раз — в 1634 году, заточен на острове Тенедос, возвращен в том же году; в четверный раз — в 1635 году, возвращен в 1637 году. Каждый раз патриарх был переизбираем голосом православного духовенства при поддержке мирян. Важную роль играли дипломатические представители противоборствующих западных лагерей — Франции и Австрии с одной стороны; Голландии, Англии и Швеции с другой.
В период особенно деятельной пропаганды иезуитов, патриарх неизменно видел в них главную угрозу Церкви. По его словам, они «ищут нашего уничтожения и разрушения Патриархата и всей Церкви греков». Главные меры патриарха были направлены против иезуитской пропаганды — одно время он даже добился формального изгнания иезуитов из пределов Османской империи. Основанная им в Константинополе типография в частности печатала полемические сочинения против латинян.

В свою очередь проводники влияния римо-католицизма — главным образом иезуиты, Congregatio de Propaganda Fide, и дипломатические представители Франции и Австрии — были первыми противниками патриарха, использовавшими зачастую политическое давление и клевету для умаления его влияния. Самым важным их оружием на политическом уровне были обвинения в государственной измене. Однако, самым эффективным для подрыва его авторитета среди православных были обвинения в отступничестве от Православия в кальвинизм.

В борьбе с римо-католической экспансией патриарх Кирилл на Царьградской кафедре продолжал курс на сотрудничество с протестантами проявившийся в Александрийские годы. Это позволяло ему пользоваться значительной поддержкой представителей Голландии, Англии и Швеции. С другой стороны это ограничивало возможности защищать православное учение от протестантского влияния, хотя известна грамота от 1622 года в которой патриарх Кирилл говорит о протестантстве как о богохульном вероучении.
Тем временем кальвинисты — особенно голландский посол Корнелий ван Хааг с помощью проповедника Антония Легера — стали также использовать политическое влияние, дипломатию, деньги и другие средства для привлечения православных к своим взглядам. Богословские обсуждения, проповеди и беседы Легера склонили на его сторону многих из патриаршего окружения. Около того времени кальвинисты опубликовали в Женеве перевод Библии на новогреческий язык Максима Каллиполитиса — и патриарх Кирилл был вынужден благословить перевод, несмотря на его кальвинистский уклон. Другим знаком сближения с Западом был перевод в 1628 году летоисчисления на патриарших документах с отсчёта от Сотворения мира к отсчёту от Рождества Христова. Наконец, в 1629 году в Женеве на латинском языке появилось «Исповедание веры преосвященнейшего господина Кирилла Патриарха Константинопольскаго от имени и с согласия Патриархов Александрийского и Иерусалимкого и прочих Предстоятелей восточных Церквей, написанное в Константинополе в месяце Марте 1629 года» с откровенно кальвинистским учением. В следующие годы оно было издано также по-французски, по-немецки, по-английски, а 1633 году наконец по-гречески.
Со времени своего появления «Исповедание» вызвало большое смущение и раздор в Церкви как среди богословов так и среди дипломатов. Явно неправославное содержание и слог «Исповедания» с самого начала заставило большинство считать его подделкой. Протестанты указывали на «Исповедание» как на подтверждение согласия с ними православных, а римо-католики пользовались им для сманивания православных напуганных явной ересью. Сам патриарх Кирилл несколько раз на словах отрицался авторства и провозглашал свою верность Православию в письмах и поведении. Однако, письменного отречения от «Исповедания» он не оставил. В результате спор вокруг этого писания и православности самого патриарха Кирилла продлился на многие годы.

Среди приметных дел патриарха Кирилла по укреплению Церкви известно основание в 1627 году патриаршей типографии в Константинополе для печатания духовных книг. Особым посланием патриарх Кирилл призывал всех православных жертвовать средства на восстановление сгоревшего Афонского Симонопетрского монастыря. Синодальным решением от 1622 года был прославлен святой Герасим Кефалонский.

Патриарх поддерживал деятельные сношения со всей Русью. Известны 50 писем его к царю Михаилу Федоровичу и патриарху Московскому и всея Руси Филарету, в которых Кирилл предстаёт вполне приверженным Православию [8]. Патриарх Кирилл в 1623 году утвердил Луцкое церковное братство и дал его училищу устав, послуживший образцом для других братских школ.

В начале Азовского сидения враги Кирилла обвинили его перед османским правительством в том, что казаки захватили Азов по внушению патриарха, который якобы ждет только прибытия этих своих единоверцев к Константинополю, чтобы поднять греков против турок. По этому обвинению в 1638 году патриарх Кирилл был в пятый раз сведен с престола и по повелению султана Мурада IV — удавлен 27 июня 1638 года. Тело его было брошено в море.

В 1638 году Константинопольский Собор предал анафеме как «Исповедание,» так и самого патриарха Кирилла. Однако, когда после некоторого времени тело удавленного патриарха было вынесено волнами на берег острова Халки, оно было с почестями погребено патриархом Константинопольским Парфением I в монастыре Богородицы Камариотиссы на Халки.

Впоследствии пять других поместных Соборов — Киевский в 1640 году; Ясский в 1642 году; Константинопольский и Вифлеемский в 1672 году; Константинопольский в 1691 году — подтверждали еретичество «Исповедания,» но их суждения о патриархе Кирилле были иными. Так, подводя итоги Ясского Собора 1642 года святитель Петр (Могила) писал:
«По настоянию нашей Русской Церкви Церковь Константинопольская произнесла проклятие на все кальвинские, еретические артикулы веры, изданные подложно под именем святого отца памяти Кирилла (Лукаря), Патриарха Константинопольского, на соблазн верных Божиих чад Восточной Церкви».

Вифлеемский Собор 1672 года, специально занимавшийся делом патриарха Кирилла, также совершенно оправдал его, засвидетельствовав, что Константинопольский Собор 1638 года проклял Кирилла не потому, что считал его автором исповедания, а за то, что Кирилл не написал опровержения на это приписываемое ему сочинение.

Мнение о патриархе Кирилле как о кальвинисте впоследствии поддерживалось западными исследователями, которые кроме «Исповедания,» в частности, ссылались также на его обширную переписку с протестантскими учеными — особенно на письма 1618—1620 годов к голландцу Вельгельму. Православный исследователь жития патриарха Кирилла епископ Арсений (Брянцев) оспорил подлинность этой переписки. Спор об авторстве «Исповедания» продлился вплоть до наших дней — например, в 2002 году протоиерей Валентин Асмус ссылался на заключение архимандрита Василия (Стефанидоса) о том что патриарх Кирилл всё же был автором пресловутого текста.
Невзирая на это, 6 октября 2009 года Священный Синод Александрийской Православной Церкви прославил патриарха Кирилла в лике священномучеников

Комментарии закрыты.