google-site-verification: google21d08411ff346180.html Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист | Алчевск Православный

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист

Октябрь 14th 2010 -

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина

День памяти в Православной церкви — 2 октября (15 октября)

Основные сведения о Киприане и об Иустине содержатся в 3 агиографических сочинениях в их честь: «Обращение Киприана», «Покаяние, или Исповедь Киприана» и «Мученичество Киприана и Иустины». Эти произведения связаны между собой сюжетно, но отличаются стилистически; кроме того, некоторые сведения, приводимые в разных сочинениях цикла, не совпадают. Житие святой Иустины изложено Симеоном Метафрастом, а также императрицей Евдокией в посвященной мученичеству Иустины поэме «Киприан и Юстина».

Согласно «Обращению...», дева Иустина была родом из Антиохии; ее отца звали Едесий, а мать — Клидония. Услышав через окно проповедь диак. Праилия, Иустина уверовала во Христа. Родители не хотели ее слушать, однако во сне им явился Христос в сонме ангельском и повелел прийти к Нему. Иустиния вместе с родителями приняла крещение от епископа святого Просдокима Падуанского (почитается как первый епископ Падуи. Традиция считает, что, будучи греческого происхождения, он был послан из Антиохии от святого апостола Петр.


Одно из первых упоминаний об Иустине содержится в «Похвале святому Киприану» Григория Назианзина. Григорий восхваляет Иустину, подчёркивая её благочестие и красоту. Рассказ об Иустине служит для того, чтобы подчеркнуть особую роль женщин в христианской жизни: Григорий говорит, что как Богородица принесла спасение всему человечеству, так и Иустина послужила орудием спасения для Киприана

Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве отдан был нечестивыми родителями в служение языческим богам. С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества — на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение.

Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы, вызывать мертвецов. Многие людские души сгубил великий жрец, обучая их чародейству и служению бесам.

В том же городе жила христианка — девица Иустина. Обратившись ко Христу от языческого заблуждения и приведя к истинной вере отца и мать, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство.

Однажды ее увидел Аглая, сын богатых и знаменитых родителей, и страстно возжелал ее, но девушка отвергла его домогательства. Тогда он даже решился жениться на ней, но она ответила ему: «Мой муж – Христос, ему я служу, именно благодаря Ему я сохраняю свою чистоту. Он сохраняет и мою душу, и тело без грехов».

Юноша попытался силой увезти Иустину, но она осенила его крестным знамением, побила по щекам, толкнула на землю и порвала его одежды. Она таким образом выставила его на посмешище перед собравшимися. Разозлившись, юноша отправился к магу Киприану, принес ему 2 таланта серебра и 2 таланта золота и попросил, чтобы тот приворожил деву.

Киприан вызвал демона, и тот обещал помочь ему. Он дал магу зелье, которым нужно было окропить снаружи дом Иустиньи, а сам ночью напал на деву, пытаясь завладеть ее помыслами. Однако после молитвы святой и крестного знамения бес бежал от нее и, пристыженный, явился к Киприану. Тогда маг призвал более могущественного демона, но и с ним повторилось то же, что и с первым, — он бежал от Иистины в страхе. В 3-й раз Киприан вызвал самого диавола. Тот явился к Иустине, приняв облик девушки, вступил с ней в беседу и стал рассказывать о преимуществах жизни в браке. Но Иустина быстро поняла, кто перед ней. Горячо и усердно помолившись, Пресвятая Дева наполнила дьявола, принесшего зелье, стыдом, после чего он с позором бежал от нее, и «снова наступило затишье в теле и сердце Джастины, пламя желания было потушено, битва прекратилась, кровь успокоилась».

Посрамленный диавол не хотел говорить Киприану, чего же именно он испугался. Он взял с мага клятву, что тот не отступится от него, узнав ответ, и тогда открыл ему правду о том, что Христос непобедим, что Иустина прогнала его силой крестного знамения и что все демоны боятся Бога.

Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Иустины и весь город, но и тут был побежден ее молитвой. Душе его, развращенной властвованием над людьми и стихиями, открылась вся глубина его падения и ничтожества тех, кому он служил. «Если ты боишься даже тени Креста и трепешешь Имени Христова, — сказал Киприан сатане, — то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?» Диавол тут же набросился на отвергшегося его жреца и стал бить и душить его. Святой Киприан впервые испытал на себе силу Крестного знамения и Имени Христова, оградившись ими от нападении вражия. Тогда Киприан, несмотря на данную клятву, прогнал диавола крестным знамением и уверовал во Христа.

Собрав свои книги, он пришел к еп. Анфиму, пал ему в ноги и молил о крещении. Тот взял книги, сжег их и отпустил Киприана, благословив. На следующий день Киприан пришел на литургию, и, когда диак. Астерий велел ему выйти, как оглашенному, Киприан отказался это сделать. Епископ в тот же день крестил его; на 8-й день Киприан стал чтецом и проповедником. Через год он был уже пресвитером и помощником епископа, а перед смертью еп. Анфим назначил его своим преемником. Киприан обратил в христианство многих язычников; деву Иустину он сделал диакониссой и игуменией одного из монастырей Антиохии.

В другой редакции сочинения говорится, что Киприан на 8-й день стал чтецом и проповедником, на 25-й — иподиаконом, на 50-й — диаконом, через год — пресвитером. Он обладал даром изгнания бесов и исцеления, а также много проповедовал и крестил многих язычников.

«Исповедь Киприана» написана от его лица. В ней подробно рассказано об обучении Киприана магии и о его служении в храмах языческих божеств. Согласно этому тексту, Киприан был родом из Афин, где еще с 7 лет был посвящен в служители Митры (в лат. версии — Аполлона), а затем Деметры и Афины (в Парфеноне на Акрополе). Он провел 40 дней на горе Олимп, участвуя в языческих таинствах. В 15 лет Киприан стал учеником 7 жрецов, потом посетил все святилища Греции. В 20 лет он отправился в Египет, в Мемфис, а в 30 — к халдеям. Киприан постиг вершины магии, мог общаться с диаволом и считал себя его учеником. Киприан поселился в Антиохии, где стал известнейшим магом и философом, к которому прибегали за помощью множество горожане.

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина

Тем временем в городе началась эпидемия. Прошёл слух, что могущественный волхв Киприан, потерпев неудачу в колдовстве, мстит за сопротивление Иустины целому городу, наведя на горожан смертельную болезнь. Перепуганный народ обратился к Иустине, считая её виновницей мора и умоляя выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила людей, и, уповая на Бога, обещала скорое прекращение мора. Как только святая помолилась Богу, эпидемия прекратилась.

Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей всё его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день — в иподиакона, на тридцатый — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении.

«Мученичество Киприана и Иустины» завершает цикл агиографических сочинений об этих святых. В нем сообщается, что в период гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305) комиту Евтолмию донесли на Киприан и Иустина, т. к. они проповедовали христианство и обратили в истинную веру многих язычников. Комит, разгневавшись, велел доставить их в Дамаск. Представ перед Евтолмием, Киприан рассказал ему историю своего обращения в христианство и призвал правителя уверовать во Христа. Евтолмий приказал подвесить Киприана на дереве и строгать его тело, а Иустиу повелел бить бычьими жилами. Святые молились и не испытывали страданий. Затем Киприана бросили в темницу, Иустину отправили в «дом Тератины». Когда она вошла туда, помещение наполнилось светом. Через несколько дней Киприан и Иустина вновь предстали перед правителем. Их бросили в котел с кипящей смолой и воском, но это не причинило вреда святым.

Помощник комита Афанасий решил показать силу языческих божеств: призвав на помощь Геракла и Асклепия, он вступил в котел и тут же погиб в кипящей смоле. Тогда комит понял, что сила Христа неодолима. По совету своего родственника Теренция он написал донесение имп. Диоклетиану и отправил мучеников к нему. Император поразился прочитанному и велел усечь мучеников мечом. Они были казнены близ Никомидии, на берегу р. Галл. Тела мучеников бросили на съедение псам, их нашли благочестивые моряки (по др. версии — горшечники) из Рима и с почестями привезли в Рим. Там мощи встретила матрона Руфина (или 2 женщины — Руфина и Матрона). Она положила тела Киприана и Иустину в часовне (это место названо «Клаифор», возможно речь идет о форуме Клавдия) в центре Рима. Все, кто приходили поклониться святым, получали исцеление от недугов.

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист умерщвлены в Никомидии в 304 году.

В рукописях упоминается также христианин Феоктист, который проходил мимо во время казни мучеников. Он бросился к ним, обнял Киприана и также принял мученическую смерть.

Комментарии закрыты.