google-site-verification: google21d08411ff346180.html Преподобный Далмат Исетский, Пермский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Преподобный Далмат Исетский, Пермский

Февраль 11th 2012 -

Преподобный Далмат Исетский, Пермский

До пострижения в монахи преподобный Далмат, в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березовеский монастырь), в семье казачьего атамана — основатель Далматовского Успенского мужского монастыря, первого русского поселения в Зауралье.

О жизнеописании преподобного Далмата сообщает «Известие об основании Далматовского монастыря», написанное в начале XVIII века его сыном архимандритом Исааком (Мокринским).

Мать Дмитрия была предположительно из новокрещеных сибирских татар или остяков. Из документов сибирского делопроизводства известно, что Дмитрий Мокринский числился в детях боярских и около 1627—1628 гг. вместе с семьёй был переведён из Берёзова в Тобольск. В документах 1628 года он упоминается как тобольский городничим, а в 1633 году — приказчиком в Вагайском остроге. В период службы Дмитрия тобольским городничим 9 декабря 1628 года в съезжей избе, где он ночевал, произошёл пожар в котором сгорели городовая печать, воеводские дела и крупная сумма денег. Было проведено следствие по подозрению в умышленном поджоге, по его итогам с Дмитрия все обвинения были сняты. В 1633 году Дмитрием, были задержаны двое беглых из Тобольска колодников, взятых в плен во время Смоленской войны. По причине нехватки доходов от жалования для содержания своей семьи (у Дмитрия было пять детей) он завёл земельную запашку и, по словам своего сына Исаака, был «не велми богат, но жительствуя вез великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа церкви».

В 1642 (1643) году Дмитрий оставил службу, жену, детей и принял монашеский постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском монастыре. Вероятно выбор этого монастыря для пострига был обусловлен тем, что в Невьянской слободе жил его брат Савватий. Около 1644 года Далмат, в поисках уединения, оставил монастырь где ему предлагали должность строителя, и стал жить отшельником в пещере в месте впадения реки Течи в реку Исеть, называемом Белое Городище. В том же году им были возведена деревянная часовня. Эта земля было собственностью татарина Илигея, который сдавал свои земли в аренду для промысла и под влиянием арендатора дважды пытался выгнать Далмата из его пещеры. По сообщению жития преподобного Далмата в 1645 году когда Илигей направился к пещере чтобы выгнать Далмата, то ему явилась Богородица и повелела отдать ему эту землю. Весной 1646 года Илигей передал Белое Городище в собственность преподобному Далмату (позднее в 1659 году царской грамотой эти земли были закреплены за основанным Далматом монастырём).

Вскоре вокруг Далмата образовалась группа последователей и была создана Исетская пустынь, ставшая первым русским поселением в долине реки Исети. Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая Далматом из Невьянского монастыря. В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет Гирея[6]. Часть монахов была убита, остальных увели в плен. Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и придя на пепелище нашёл неповреждённую икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники и обитель была восстановлена. В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришёл, стал его учеником и прожил в пустыне более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого, кельи, а саму обитель обнесли острогом.

Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе[5]:9. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года. В монастыре для Далмата была устроена отдельная келья в которой он находился в затворе (в сенях для напоминания о смертном часе стоял приготовленный Далматом для себя гроб). Несмотря на это, согласно его письма в Тобольск от 1664 года он пишет, что без его указания «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали»[8]. Также Далмат пишет, что он направляет в степь дозоры для информирования о приближении кочевников. В 1662—1664 годы монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (архивные документы сообщают, что в 1662 году монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но посажжению сравнен с землею»). В этот период Далмат несколько раз был присмерти, дважды его монастырь уничтожали до основания и дважды он восстанавливал его из руин.

В монастыре Далматом поддерживался очень строгий монашеский устав. Так в 1664 году Тобольской съезжей избой был рассмотрен донос на руководителей монастыря, что в нём не отмечаются дни ангела царя Алексея Михайловича и членов его семьи[9]:182. В собственноручно написанных Далматом объяснениях он сообщает, что в его монастыре царские именины, приходящиеся на дни Великого поста отмечают только совершением молебна, а празднование совершают уже после Светлой седмицы. Для распространения православия в Зауральи Далмат вместо со своим сыном Исааком в 1684 году основали рядом с Успенским монастырём женский Введенский монастырь в котором проживало 27 сестёр.

После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами около 1668 года от игуменства был отстранён его сын Исаак (все прещения с него были сняты только в 1685 году под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил»). О принадлежности преподобного Далмата и его сына к старообрядчеству писал в своём доносе бывший игумен невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов), принявший монашеский постриг в Далматовом монастыре. По одной из гипотез зауральские старообрядцы в своих спорах о сущности антихриста апеллировали ко мнению Далмата (преподобному Далмату приписывается авторство адресованного староверам «Послания об антихристе и тайном царстве его»).

Преподобный Далмат скончался 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет. Монастырская летопись сообщает об этом следующее:
…в летах совершенных, созревший в добродетелях, как полная пшеница для небесной житницы, он преставился мирно во 24 день июня 1697 года. Игумен Исаак без сомнения, не без слез, в сем гробе сокрыв бренные останки его, предал земле при алтаре деревянного Успенского храма, в память, что Старец Далмат был виновником и первым основателем сего храма.

Далмата погребли на месте первой монастырской Успенской церкви в сделанном им для себя гробу. Захоронение было устроено в кирпичном склепе, а в 1707 году над ним была возведена деревянная часовня. Могила Далмата была украшена деревянным надгробием, которое в 1793 году расписал художник И. Соколовский. Росписи надгробия содержали сцены из жизни старца (конфликт с Илигеем, явление Богородицы Илигею и его покаяние перед Далматом), а также стихи о первоначальной истории Далматовского монастыря.
Почитание Далмата как святого началось в народе, который приходил молится на его могиле (особенно много паломников приходило в монастырь 15 августа и 9 мая) и взять воды из родника на Белом Городище, которая почиталась целебной. В 1864 году в Далматове по просьбе жителей был установлен ежегодный крестный ход в день смерти старца Далмата для отвращения пожаров. Далмат в народе стал почитаться как покровитель воинов и новобранцы перед отправкой в армию приходили к его гробнице чтобы надеть на себя шлем и кольчугу Далмата (см. о них ниже) и получить этим для себя благословение. При этом народное почитание Далмата не находило поддержки у духовных властей. Так были отклонены предложения губернского секретаря П. Д. Пономарёва в 1836 году возвести над могилой Далмата церковь и крестьянина М. Ф. Зайцева в 1845 году построить в Далматове часовню на месте подвижничества старца. Впервые в официальных документах Далмат был назван преподобным в 1871 году — так о нём сообщает рапорт епископу Пермскому и Верхотурскому Антонию (Смолину). С этого же года в монастыре начали вести запись чудес по молитвам к преподобному Далмату (монастырский архив содержит около 30 подобных записей за XIX век).

В 1871 году рядом с захоронением Далмата было начато строительство храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» и во время земляных работ был обретён гроб старца. Настоятель монастыря архимандрит Исаакий обратился с письмами об этом событии к правящему и викарному архиереям, склеп и гроб Далмата были освидетельствованы епископом Екатеринбургским Вассианом (Чудновским). После этого было принято решение изменить конфигурацию фундамента строящегося храма и оставить гроб Дамата на прежнем месте. В 1896 году над могилой Далмата возвели каменную усыпальницу, примыкающую к храму иконы «Всех скорбящих Радость». Её стены украсили изображениям со сценами из жизни преподобного Далмата, а на северной стене поместили его портрет, выполненный масляными красками, который считался прижизненным. В 1918 году имя преподобного Далмата было включено в службу всем святым, в земле Российской просиявшим, составленную епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым).

В 1923 году Далматовский монастырь был закрыт, в 1928 году прекратились богослужения в Скорбященской церкви при которой находилась гробница преподобного Далмата. С 1933 года в помещении усыпальницы святого последовательно находились гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная. Вещи старца Далмата были переданы в местный краеведческий музей, надгробие выброшено на свалку, пол над местом захоронения старца неоднократно бетонировался, а росписи усыпальницы были закрашены.

Канонизирован в 2004 году как местночтимый святой Курганской епархии.

Для Димитрия Ивановича Мокринского главными были вехи его духовного подвига. Постриг в монахи, одинокая жизнь в пещере, основание монастыря на Исети...

Эти события оставили глубокий след в истории Страны Сибирской и всего Российского государства 17 века.
Режиссер: Ольга Пеньковская, Виктор Сосунов

В фильме снимались: Братия Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря

Творческое объединение документальных фильмов «Белое городище»

Комментарии закрыты.